УДК 811.161.1

Влияние социальных сетей на речь и речевую культуру

Еспаева Батиха Анафиевна – лектор кафедры «Государственный и иностранные языкы» Алматинского технологического университета

Аннотация: Актуальность исследования заключается в том, что конкурентный специалист в современных реалиях должен грамотно владеть речью и обладать обширными языковыми навыками. Так как главными пользователями социальных сетей являются подростки и молодежь, наблюдается активное влияние формируемого ими интернет-сленга на речевую культуру и сам русский язык. С появлением интернет-сленга появились и проблемы, которые остаются не решены на сегодняшний день. Цель данной работы – выявить причины обращения к общению в Интернете, а также способы образования сленгов. Проведенный автором социологический опрос позволил определить положительные, отрицательные стороны использования интернет-сленга и определить методы борьбы с ним. Результаты могут быть полезны для языкознания, культурологии, лексической семантики. Исследование проводилось на основе таких методов как сравнение, анализ интернет-источников, обобщение, социологический опрос.

Ключевые слова: речевая культура, интернет-сленг, социальные сети, социологический опрос, виртуальное общение.

Без интернета сегодня невозможно представить современную жизнь. Интернет стал незаменимой частью нашей жизни, он полностью захватил все её сферы. Когда мы совершаем практически любое действие, мы сопровождаем эти действия помощью из Интернета, например, обращаемся к картам, когда добираемся до нужного места, слушаем музыку на пробежке или ищем нужную нам информацию при написании реферата.

Однако при посещении различных сайтов, форумов в интернете можно отметить, что употребляемые там слова часто употребляются с нарушением правил. Тексты на сайтах пишется часто изобилуют большим количеством ошибок, ошибки могут быть как орфографическими, так и лексическими. Это происходит ввиду недостаточного внимания к тексту.

До изобретения интернета при живом либо при письменном общении люди старались соблюдать все правила языка. Не следует забывать, что «слово» - орудие человека. Слово сопровождает нас повсюду, освещает наш мир, через слова мы проживаем нашу жизнь и обращаемся к окружающему миру.

При виртуальном общении воздействие слова на человека уменьшается, слово лишается своего «духа и души», остается только информация, только «голое тело» самого слова [1, с.14].

В современным обществе причины обращения к виртуальному общению достаточно разнообразные:

  1. Уменьшение объема живого общения. Большинство знакомств происходит в Интернете, люди меньше заводят новые контакты в реальной жизни.
  2. Возможность выбрать любую роль. В социальных сетях человек может выбрать понравившуюся ему роль от известного персонажа до знаменитости;
  3. Стоимость и доступность. Виртуальное общение в Интернете доступно сейчас каждому человеку и обходится дешевле, чем отправка письма;
  4. Уменьшение затрат времени. Общаясь в Интернете, человек может заниматься несколькими делами одновременно. Также при виртуальном общении человек может сам выбрать удобное время для ответа [2].

Сленг в рамках современного языкознания считается почти самостоятельным явлением. Он постоянно пополняет лексику русского языка новыми словами и разнообразными выражениями, слова входят в язык в связи с нововведениями в обществе, изменяются под влиянием политических, культурных и социальных движений [3, с. 21].

Можно выделить несколько способов образования сленгов в русском языке:

  1. Иноязычные заимствования. В русском языке по количеству очень много заимствований из английского языка. К примеру, гоу – пойдем (от англ. to go), хай – привет (от англ. hi), пост – публикация (от англ. to post). В русскую культуру ввиду популярности японской мультипликации «аниме» активно входят заимствования из японского языка. Например, «няша» (от японского ня – мяу).
  2. Добавление суффиксов. Чаще всего используются суффиксы: к – например, личка, музычка, юх – днюха.
  3. Использование аббревиатур. Аббревиатуры и сокращения используются в целях экономии времени, они могут получаться как из первых букв словосочетания, например, день рождения – ДР, так и из сокращения слов до слогов (компьютер – комп, преподаватель – препод) [4, с. 34].

Автором в рамках исследования для анализа влияния социальных сетей на речь и речевую культуру был проведен социологический опрос среди студентов 1 курса казахского отделения специальности «Дизайн». Вопросы анкетирования приведены ниже в таблице 1:

Таблица 1. Вопросы анкетирования среди студентов.

Вопрос

1

Выберите периодичность, с которой Вы общаетесь в социальных сетях? (очень редко, редко, часто, очень часто, другой ответ)

2

Все ли правила пунктуации Вы соблюдаете, общаясь в Интернете?

3

При общении прибегаете ли Вы к смайликам для выражения эмоций?

4

Часто ли употребляется интернет-сленг в сообщениях?

5

Испытываете ли Вы трудности при использовании устной речи? Если да, как Вы думаете, почему?

6

Опишите свое времяпровождение на перемене: пообщаться с одногруппниками или посидеть в социальных сетях?

Было опрошено около 150 человек. Исходя из результатов опроса, автором были сделаны следующие выводы:

  • Абсолютное большинство на первый вопрос по периодичности общения выбрало вариант «очень часто», что составляет 72% опрашиваемых. Это ярко свидетельствует о прочной интеграции социальных сетей в нашу жизнь. Студенты активно используют различные социальные сети для общения, причем с подросткового возраста.
  • На второй вопрос 60% опрашиваемых ответило, что при общении в социальных сетях не соблюдает правила пунктуации. По их ответам несоблюдение правил происходит от незнания и от того, что понимание между собеседниками не затрудняется. Выражение мыслей из-за быстроты общения протекает очень эмоционально, собеседники чаще всего не обращают внимания на грамотность.
  • На третий и четвертый вопросы 97% опрашиваемых ответило, что обращается к смайликам и современному сленгу при общении. 80% опрашиваемых студентов подчеркнуло необходимость использования сленга при виртуальном общении. Данные результаты свидетельствуют о том, что смайлики и сленг используются для придания общению необходимого уровня эмоциональности и удержания внимания собеседника, при этом отпадает необходимость в достаточном словарном запасе и умении выражать свои эмоции.
  • Мнения испытуемых при ответе на пятый вопрос разделились практически поровну. 51% ответило, что испытывает сложности при выражении мыслей. А 49% студентов ответило, что не испытывает таких сложностей, поскольку читает книги, а книги помогают им обогащать свой словарный запас.
  • Ответ на последний вопрос показал, что большинство (85%) студентов все же предпочитает живое общение при возможности такового, а на общение в социальных сетях уделяют вечернее время. Это позволяет надеяться, что есть еще возможность найти решение этой проблемы.

Проведенный опрос среди студентов позволил выделить как положительные, так и отрицательные стороны использования интернет-сленга. Положительные стороны использования:

  • Интернет-сленг объединяет людей в единое сообщество, подчеркивает принадлежность к современному поколению, помогает найти единомышленников и друзей;
  • Виртуальное общение имеет такие преимущества как высокая скорость и доступность, что позволяет сегодня общаться быстро и удобно.
  • Однако существуют и отрицательные стороны использования:
  • Низкая грамотность при общении в социальных сетях, т.к. предложения пишутся без соблюдений правил и норм русского языка;
  • Бедность речи ввиду частого использования смайликов, аббревиатур и сокращений, эмоции выражаются не так ярко, как в письменной и устной речи.
  • Множество иностранных слов используются в речи без перевода.
  • Частое общение в интернете приводит к трудностям при реальном общении. Грамотному специалисту для работы необходимо умение правильно и грамотно излагать свои мысли письменно и устно. Ошибки даже при общении в сети могут повлиять при трудоустройстве и дальнейшей работе. Вся документация должна быть составлена без ошибок и грамотным языком [5, с. 45-46].

Для решения этих проблем можно использовать следующие методы:

  1. Использовать функции проверки написания, обращать внимание на допущенные ошибки. Во многие программы и телефоны встроены функции проверки орфографии, их возможности нужно широко освещать, а их использование должно войти в привычку.
  2. Привлекать студентов в группы по грамматике и изучению культуры речи.
  3. Чтение – самый универсальный способ обогащения словарного запаса.
  4. В своей речи нужно употреблять как можно меньше жаргонов, сленга и ненормативной лексики, следить за чистотой речи.

Общение в Интернете способствует тому, что подростки привыкают к неправильной речи и часто начинают использовать сленг при общении и в повседневной жизни. Распространение безграмотности в современном обществе не должно быть нормой. Развитый интеллигентный человек говорит и пишет грамотно, общается правильным языком, избегает сплошного употребления сленга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные сети отрицательно влияют на устную и письменную речь обучающихся. Возможность высказать свое мнение, наличие удобной и быстрой связи относятся к плюсам использования социальных сетей. Но их негативное влияние разрушительно. Социальные сети пагубно влияют на культуру речи, пользователи неуважительно относятся к чужому мнению, речь насыщена словами-паразитами, жаргонами и нецензурной лексикой. Необходимо сохранить чистоту речи, ведь язык - бесценный памятник истории и сокровищница культуры народа.

Список литературы

  1. Копыл В.И. «Общение в Интернете» / В.И. Копыл – М: АСТ, 2015. – 48 с.
  2. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва [Электронный ресурс]. – М., 2016. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/150412/read/ (дата обращения: 30.04.2023)
  3. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете. Концептуально-сущностные доминанты [Электронный ресурс]: монография/ Трофимова Г.Н.— Электрон. текстовые данные. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2009. — 40 c.
  4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 11-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 448 с.
  5. Сорокина А. Б. и др. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс //Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. – №. 1. – С. 45-64.

Интересная статья? Поделись ей с другими: