УДК 338
Проблемы формирования финансовой стратегии организации
Попырина Анастасия Александровна – студентка очно-заочной формы обучения по направлению подготовки «Юриспруденция» Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Мальцев Олег Валерьевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры Гражданско-правовых дисциплин Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Аннотация: Финансовая стратегия представляет собой генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами и распоряжению ими. Она охватывает как вопросы теории, так и вопросы практики, формирования финансов, их планирования и обеспечения. Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. В статье представлены проблемы формирования финансовой стратегии организации.
Ключевые слова: финансовая стратегия, денежные средства, финансы, рыночные условия, финансовые операции, инвестиционные приоритеты, организация, конкурентоспособность.
Финансовая стратегия – это основополагающий алгоритм действий, благодаря которому обеспечивается грамотное управление денежными средствами и своевременное их поступление. Она вмещает в себя решение многих вопросов: теорию и практику распоряжения финансами, планирования их движения, формирования и обеспечения. Такая стратегия обеспечивает финансовую надежность и устойчивость предприятий в современных условиях свободного рынка [2, с.77].
Чтобы финансовая стратегия работала, в первую очередь требуется тщательно продуманная ее теория, изучающая хозяйствование в рыночных условиях, объективную логику этих процессов, решающая вопросы выживания и развития предприятия, разрабатывающая эффективные способы проведения финансовых операций в новых экономических реалиях. Стратегия управления финансами должна учитывать буквально все нюансы и стороны жизнедеятельности предприятия, особенно ценовую и налоговую политику, стратегию в области распоряжения ценными бумагами, оптимизацию как основных, так и оборотных средств, правильное распределение прибыли, ведение безналичных расчетов.
Благодаря финансовой стратегии обеспечивается адекватность финансовых возможностей тем условиям, которые сложились на рынке производимого предприятием продукта, она в полной мере учитывает его реальные возможности, поддерживаемые сочетанием благоприятных внешних и внутренних факторов. Без постоянного тщательного анализа ведущих стратегических факторов возникает опасность банкротства предприятия.
Любая финансовая стратегия должна обязательно включать в себя:
- тщательный анализ и оценивание актуального состояния предприятия (финансового и экономического);
- распоряжение его основным капиталом и политику амортизации;
- разработку налоговой и учетной политики;
- управление кредиторской задолженностью, заемными средствами и активами;
- распоряжение сбытом продукта, прибылью и издержками;
- инвестиционную и дивидентную политику;
- оценку рыночной стоимости предприятия с.22].
Как правило, разрабатывается не одна стратегия, а сразу несколько, причем на нескольких уровнях, которые имеют свою иерархию и взаимно связаны.
Принято выделять 3 основных уровня финансовой стратегии:
1) Первый уровень – корпоративный, который заключается в самом общем планировании распоряжения предприятием. Широко используется в фирме, разрабатывая его, обычно принимают во внимание 4 вида
- действия, направленные на то, чтобы достигнуть диверсификации. Данный стратегический аспект должен определить, ограничится ли лишь некоторыми промышленными или выйдет на более глобальный уровень, что определяет предприятия на каждом векторе его интересов;
- действия, направленные на качественное улучшение ведущих эффективности работы компании в уже охваченных ею отраслях. Главная цель таких действий – в долговременной перспективе повысить доходность фирмы и ее конкурентоспособность;
- действия по получению конкурентного преимущества в виде так называемого синергии от совместного маркетинга родственных компаний. Имеется в виду такой путь развития, когда предприятие расширяет сферу деятельности путем внедрения аналогичных каналов сбыта, особенностей работы, как у других фирм, относящихся в этому же рыночному сегменту. За счет подобных действий достигается преимущество перед ними, особенно если другие компании переключаются в этот момент на новые или экспериментальные виды деятельности либо продукты;
- действия по расстановке приоритетов инвестирования и по переводу ресурсов в более перспективные отрасли деятельности. Отказавшись от инвестиций в , которое не является эффективным, становится возможным выделять для развития более многообещающих направлений или финансировать новые выгодные приобретения.
2) Второй уровень стратегии - деловой, то есть он ориентирован на установку и дальнейшее укрепление рыночной конкурентоспособности компании в долговременной перспективе. Этому уровню присущи определенные векторы деятельности:
- выработка мер и действий, а также рыночных подходов, гарантирующих достижение уверенного преимущества перед конкурентами;
- быстрое реагирование на перемены, которые происходят не только в отрасли, но в целом в экономических и политических структурах, а также в других, имеющих значение, областях;
- объединение финансовых стратегий ведущих функциональных подотделов предприятия;
- разрешение отдельных актуальных стратегических задач и проблем [4, с.7].
Деловой стратегический уровень подразумевает все меры и решения, которые учитывают иные важные факторы рынка, покупательские запросы, новейшие законы и правовые нормы, демографические нюансы и иные внешние деятельности. Деловой уровень разрабатывается в 3-х направлениях: поиск отрасли с самыми большими шансами победы в войне конкурентов; выработка характеристик продукта, привлекающих и выделяющих компанию из конкурентного ряда; в) ослабление и сведение на нет тех мер, которые применяют конкуренты.
3) Третий стратегический уровень - функциональный, осуществляемый строго по плану управления ключевым направлением предприятия или его подразделением по производству, сбыту, маркетингу, снабжению, обслуживанию, финансированию и т.д. Данный уровень уточняет нюансы и детали делового стратегического уровня компании, определяя конкретные подходы и практические действия, обеспечивающие эффективное управление подразделениями предприятия или его бизнес-. В целом это план, который содержит перечень необходимых шагов по решению задач не только непосредственно функциональной, но и деловой финансовой стратегии.
Помимо уровней, принято выделять виды финансовой стратегии. Необходимо правильно выбрать наиболее подходящий стратегический вид, на что влияют прогнозы и расчеты, опыт и интуиция руководителя, окружающая рыночная среда. Не только на первых, но и на последующих этапах выработки стратегии нужно правильно оценивать и обращать внимание на внутренние и внешние факторы, поскольку использование алгоритмов стратегии зависит от конкретной ситуации: те или иные политические либо экономические изменения влияют на стратегические финансовые комбинации. Выделяют также степени финансовой стратегии: генеральную, оперативную и исполнение конкретных задач, чтобы достичь частных целей стратегии управления финансами с.17].
Мы приходим к выводу, что стратегия определяет все аспекты компании, включая распределение прибыли, оптимизацию денежных расчеты, ценовую политику, налоговую политику, решения, касающиеся бумаг и многое другое, в соответствии с финансовыми возможностями предприятия.
Финансовая компании всегда должна соответствовать своей главной цели и обеспечивать следующее:
- формирование и централизованное управление денежными ресурсами;
- выявление финансовым руководством компании определяющих векторов деятельности, чтобы сосредоточить на них основные усилия;
- четкое следование этапам решения главных задач;
- соответствие стратегических действий материально-экономическим возможностям предприятия;
- постоянное отслеживание экономической обстановки актуального финансового состояния предприятия на протяжении года, квартала либо месяца;
- подготовка и воссоздание стратегических финансовых
- отслеживание финансового положения не только самого предприятия, но и конкурентов;
- выявление самой значимой угрозы с позиции конкурентов, концентрация действий для ее нейтрализации;
- умелое маневрирование инициативность, помогающие заметно опередить конкурентов.
Генеральная финстратегия предприятия направлена как раз на успешное достижение основной стратегической , соответствующей потребностям рынка возможностям компании. Генеральная стратегия не только определяет главные задачи, но распределяет их по направлениям и исполнителям.
Выявляют ряд основных задач и назначений финансовой
- изучение логики финансов в условиях современного рынка;
- выработка способов и формирования материальных и финруководства во время кризисного (неустойчивого) предприятия;
- установление отношений как с покупателями, так и с поставщиками, а также с банками, любого уровня, и иными институтами;
- управление резервами и использование всех компании для максимально эффективного развития мощностей, укрепления основных и повышения доли оборотных
- обеспечение компании финансами, требующимися для производственной и хозяйственной
- эффективное вложение финансовых средств компании для обеспечения максимально возможной прибыли;
- исследование стратегий и возможностей конкурентов, проведение действий, обеспечивающих финансовую стабильность предприятия;
- выработка резервных вариантов выхода потенциальной кризисной ситуации;
- выработка способов управления кадровым составом компании в период состояния;
- мобилизация коллективных преодоление кризиса или неустойчивого состояния.
Пристальное при формировании стратегии направляется на:
- выявление доходов;
- правильное распределение прибыли;
- понижение по максимуму себестоимости продукта;
- мобилизацию значимых ресурсов;
- выявлению требуемого объема оборотных средств;
- продуманному капитала фирмы с.57].
Успешной финансовая стратегия компании становится, когда выполняются два важных условия:
- достигается взаиморавновесие теории практики стратегии по управлению финансами;
- достигается соответствие главных стратегических реальным финансовым возможностям предприятия с помощью строгоцентрализованного финансового руководства, использующего гибкие методы для стабилизации постоянно меняющейся экономической ситуации.
Оценивая основные проблемы управления российскими предприятиями, можно обратить внимание на то, что зачастую происходит совмещение в одном лице собственника и руководителя или топ-менеджера [2, с.76]. Таким образом, возникает проблема взаимоотношения собственников и руководителей, а именно, проблема отношений между собственниками инсайдерами в лице топ-менеджеров (имеющих постоянный доступ к внутренней закрытой финансовой информации, обусловленный как их имущественными правами, так и их особым положением в системе распоряжения финансами) и внешними собственниками.
Как известно, финансовое управление эффективно тогда, когда вовремя и верно оцениваются конечные итоги деятельности предприятия, причем только показатели его прибыльности в большинстве случаев недостаточны.
Требуется непрерывно анализировать сведения о всех ведущих параметрах работы, объективно характеризующих финансовое состояния предприятия. Это дает возможность адекватно оценивать и планировать темпы развития с точки зрения достаточного финансового обеспечения, выявлять те источники денежных средств, которые реально доступны, делать правильные прогнозы рыночного положения компании. Для организации такого процесса наиболее важны качество и объем поступающей информации.
Главная проблема при формировании финансовой стратегии российских организаций – это точное определение целей, которые устанавливаются собственниками. Ставя в центр внимания вопросы получения прибыли, часто упускают из вида сбалансированность денежных потоков и ликвидность предприятия. В результате не достигается полноценность финансовых целей, руководителям сложно адекватно сформировать требуемые задачи по эффективному распоряжению финансами.
Сегодня имеется немалое число программных разработок в виде различных форм и видов бухгалтерской отчетности, призванных решать конкретные проблемы планирования и управления финансами [3]. Но в малых и средних организациях часто вообще нет отдела по планированию и анализу финансовых потоков, в силу чего показатели в этой области интерпретируются некорректно.
Этот факт заметно осложняет реализацию стратегии распоряжения финансами ввиду неточной интерпретации результатов, как следствие, принимаются неверные и нецелесообразные решения.
Еще одной из причин неэффективной реализации финансовой стратегии на предприятиях реального сектора российской экономики является отсутствие наработки методических рекомендаций для всех этапов разработки и реализации финансовой стратегии предприятия.
Подводя итоги, можно отметить, что большинство предприятий реального сектора российской экономики сталкиваются с проблемами реализации стратегии управления финансами. Ведущая причина - разница между теорией выработки эффективной финансовой стратегии и практикой ее внедрения. Для разрешения такой ситуации необходимо повышать степень вовлеченности и финансовой грамотности собственников предприятия, а также обеспечивать наличие и полноценное функционирование отдела, который занимается анализом и планированием финансовых потоков.
Список литературы
- Акулов В.Б., М.Н. Теория Учеб. пособие. ПетрГУ, 2021. 521 с.
- Бланк И. Финансовая стратегия / Киев: - 720 с.
- Бланк И.А. менеджмент: Учебник вузов. – Ника Центр,2019. – 656 с.
- Бородина, Е.И. предприятий. Учебное / Е.И. Ю.С. Голикова, Колчина.- М: и статистика,2020. - 423 с.
- Вахтин А.А. финансовой стратегии, роль и в организации девелоперской компании Экон. науки. - 4. – 325 с.
- Горицкая Н. Финансовая стратегия Финансовый директор.-2020.- № 11.- 745 с.
- Дергая Д.И. производственно-хозяйственной деятельности предприятий. – Статистика, 2016. 215 с.
- Жиделева В.В., Ю.Н. Экономика Учеб. пособие. ИНФРА-М. 2021. 133 с.
- Илинзер Д.И. хозяйственной деятельности. М.: Экономика, 215 с.
- Ковалев В.В. финансового менеджмента. М.:Проспект, 2020. 448 с.