УДК 338

Варианты привлечения инвестиций малыми предприятиями в России

Атадурдыев Алышир Ходжаназарович – студент кафедры Менеджмента Казанского государственного энергетического университета.

Пирогова Светлана Владимировна – старший преподаватель кафедры Менеджмента Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В работе рассмотрена сложившаяся сегодня ситуация малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Выявлена доля МСП в общем объеме ВВП по федеральным округам. Представлены проблемы и пути решения при поиске финансовых ресурсов для открытия и развития МСП.

Ключевые слова: малый бизнес, средний средний бизнес, инвестиции в предпринимательство, инвестиционная среда, льготное кредитование.

Малый и средний бизнес в России является неотъемлемой частью экономики страны. Он влияет как на макро-, так и на микроэкономику. Малый бизнес влияет на темп экономического роста и в его силах поменять и развить структуру валового национального продукта и повысить его качество [1]. По данным «Корпорации МСП» в нашей стране сегодня постоянно действуют около 6 млн субъектов малого бизнеса. 35% трудоустроенных россиян работают там. 37% от всего денежного оборота страны, т.е. пятая часть ВВП приходится на эти предприятия [1]. Необходимо подчеркнуть, что это всё без учёта самозанятых.

Нашему российскому государству необходимо крепко поддерживать и помогать развиваться всем малым предприятиям, потому что малый бизнес, как и любой другой бизнес выполняет и социальные, и экономические немаловажные функции. А именно, к экономическим функциям можно отнести дальнейшее развитие рынка и укрепление отношений между субъектами рынка. Важную роль как раз будет играть соотношение спроса и предложения. Но это далеко не единственная функция, которую выполняет малы бизнес. Так же можно подчеркнуть, что малое предпринимательство может дать хорошее начало и мощный толчок научно-техническому развитию страны; помогать более крупным предприятиям, тем самым развивать как своё производство, так и другие бизнесы [2]. Если обращаться к статистике, во многих других странах доля малого бизнеса (если рассматривать общий объём ВВП страны) составляет более 50%, тем временем в России процент не поднимается выше 25% от ВВП [3].

Хотелось бы чуть подробнее разобрать статистику и показатели предпринимательства в России малого и среднего бизнеса в 2023 году.

Так, на рисунке 1, показано распределение малого и среднего предпринимательства по федеральным округам в процентном соотношении.

1

Рисунок 1. Доля малого и среднего бизнеса по федеральным округам РФ. [4]

Если начать анализировать рынок малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики на территории РФ (данные за 2021 год), несравненным лидером является торговая сфера – 36,9%. Далее идет хранение и транспортировка и процент данной отрасли составляет 12,51%. На третьем месте располагается научно техническая и консультационная деятельность - 7,81%; 6,39% составляет строительство, а 5,99% - недвижимость.

Несмотря на то, что малое предпринимательство вроде как развивается и стремиться занять больший процент на рынке, малому бизнесу необходимы инвестиции. Для субъектов РФ данный вопрос, который касается привлечения инвестиции очень важен и актуален.

Анализ нескольких статей и научных работ по малому предпринимательству дал понять, что малый бизнес имеет не мало достоинств (даже если сравнивать средний и большой бизнес) [1-3; 5-6]. Плюсы малого предпринимательства представлены на рисунке 2.

То, что представлено на рисунке 2 – это те пункты, которые очень важны для малого бизнеса. А если даже говорить более глобально, то большое влияние идёт на развитие всей экономики страны. Можно сказать о том, что формирование среднего класса, средне-высокого класса также зависит от развития малого предпринимательства. Но стоит отметить, что это возможно только благодаря тому, что увеличивается экономическая доля активного населения России. Если же развивать логическую цепочку дальше, то это как раз таки приведет к росту доходов населения и снижению дифференциации доходов населения.

2

Рисунок 2. Преимущества МСП.

Если говорить о внедрении и дальнейшем популяризации технологических и информационных новшеств при реализации проектов, на которые крупный бизнес «закрыл глаза», а средний бизнес не посчитал их важными и неэффективными, то здесь как раз-таки важную роль сыграет малое предпринимательство. Оно поспособствует внедрению этой новизны на рынок, тем самым привлечет инвестиции в новые проекты.

Казалось бы, что малый бизнес легко может привлечь инвестиции в какие-то локальные и инновационные проекты. Но это не совсем так.

На этапе, когда создается малый бизнес, собственники чаще всего сталкиваются с различными как легко решаемыми, так и с серьезными и тяжелыми проблемами (см. рис. 3). А эти проблемы возникают непосредственно из-за отсутствия большого и свободного спектра легких и доступных для малого бизнеса источников финансирования. Но это не одна проблема, которая появляется в период становления малого бизнеса. Еще немаловажный фактор – это невозможность использования различных методов финансирования.

3

Рисунок 3. Проблемы при поиске финансирования МСП.

Если проанализировать представленный рисунок 3, то одна из главных проблем – это предпочтения самих инвесторов. В России большие инвестиционные возможности зачастую имеют крупные инвесторы, которые очень своенравны в своих решениях. Часто бывает так, что они вкладываются в крупный бизнес, т.к. считают его более надежным, защищенным и финансово привлекательным, т.е. менее рискованным, что позволит инвестору с более большой вероятностью не потерять свой капитал, ас большой вероятностью его преумножить.

Если говорить о лизинге, то для малого бизнеса он просто на просто недоступен из-за недостаточного уровня развития самого лизинга в РФ. Важной проблемой является и то, что у малого бизнеса отсутствует возможность внести первый взнос по лизингу (это 20-30% от стоимости приобретенного имущества). Но здесь есть выход – это кредитование малого предпринимательства, но в нем есть свои подводные камни: чаще всего бывает так, что у предприятий малого бизнеса нет ликвидного имущества, которое как раз бы дало возможность использовать его в качестве обеспечения займа.

Несмотря на все сложности привлечения инвестиций в малый бизнес, существует большое количество форм поддержки предприятий, которые помогают создать и вырасти новым фирмам, еще и при этом развивать конкурентные преимущества на рынке. Как одна из форм государственной поддержи – законодательство. Государство должно разработать законодательные акты, новые поправки в законах для того, чтобы легко и без препятствий, без лишних так называемых бумажек можно было зарегистрироваться в форме малого предпринимательства, а уже в дальнейшем – успешно развиваться и расширяться.

Так же поспособствуют привлечению инвестиций – специальные налоговые режимы. Они поспособствуют снижению налоговой базы, тем самым увеличат нераспределенную прибыль [5]. Именно из-за этого и увеличится шанс и появится возможность дополнительного финансирования деятельности за счёт собственного капитала.

Ещё одним пунктом спасения малого бизнеса в вопросе инвестиции считается система гос.фондов, которая включает в себя специализированные фонды как из внешних, так и из внутренних источников (имеется в виду средства региональных и государственных бюджетов). Эти средства как раз помогают малому бизнесу в качестве дотаций на развитие деятельности.

Резюмируя всё вышеперечисленное, хочется добавить еще один пункт, как развитие микрофинансирования малого предпринимательства. Оно поспособствует обеспечению малого бизнеса необходимыми средствами под приемлемый процент для пополнения оборотных активов, а также содействующее созданию специализированных банков, которые непосредственно ориентировались бы на малый бизнес.

Список литературы

  1. Шлычков В.В., Батайкин П.А., Нестулаева Д.Р. Российский малый и средний бизнес в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 6 (452). С. 207-216.
  2. Теренина Н.Л., Харламова И.Ю. Методический подход к управлению конкурентоспособностью предприятий // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 4. С. 44-46.
  3. Нестулаева Д.Р., Пановский А.А. Малый и средний бизнес в условиях пандемии COVID-19 // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности. Сборник научных статей IV международной научной конференции. Волгоград, 2021. С. 146-147.
  4. ФНС РФ // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.gov.ru.
  5. Афанасьева А.Н. Экономико-правовые аспекты налогового регулирования предпринимательской деятельности // Вестник экономики, права и социологии. № 4. С.12-15.
  6. Shlychkov V., Bataykin P.A., Nestulayeva D., Kulish S. Small And Medium Business in the Republic of Tatarstan: Obstacles to Development // Espacios. Т. 41. № 24. Р. 117-128.

Интересная статья? Поделись ей с другими: