УДК 008

Кросс-культурный менеджмент в международных культурных обменах

Ван Чжихао – магистрант Московского государственного университета

Аннотация: В статье раскрыто содержание характеристики кросс-культурного менеджмента, выявлены ключевые барьеры, с которыми сталкиваются представители разных культур в международном культурном обмене и предложены решения, направленные на координацию усилий по разработке и контролю передачи знаниевых компетенций и опыта в рамках международного культурного обмена. Сделан вывод, о том, что управление знаниями сотрудников транснациональных корпораций, осуществляющих деятельность в разных странах мира, позволяет персоналу эффективно развивать межкультурные компетенции на национальных, региональных и международных уровнях в сфере международного культурного обмена.

Ключевые слова: кросс-культура, менеджмент, международный культурный обмен, ключевые барьеры взаимодействия, управление знаниями, знаниевые компетенции, кросс-культурный менеджмент.

Введение

Современная эпоха развития международной производственно-хозяйственной и торговой деятельности характеризуется стремительным проникновением интеграционных процессов в рамках продвижения экономических интересов бизнес-структур на внутренние рынки разных стран мирового сообщества и ускорением международного культурного обмена среди многочисленных сотрудников транснациональных корпораций, требуя в свою очередь от задействованного персонала знаний о национальных обычаях, традициях и об особенностях национальных культур тех стран, где базируются мульти-национальные предприятия.

Международные культурные обмены осуществляются в кросс-культурной бизнес-среде, которая выступает главным источником проблем персонала при осуществлении межкультурных компетенций из-за отличий деловой этики представителей разных стран при ведении бизнеса. Значение достижения эффективности межкультурных коммуникаций сотрудников в рамках осуществления международного культурного обмена с позиции выполнения и решения задач кросс-культурным менеджментом, представленным отделами персонала транснациональных корпораций, заключается в четком донесении информации о различие в подходах к стандартам качества; в практике ведения бизнеса; в законодательстве государств; в национальной этике, в национальной культуре и национальных обычаях/традициях, в системе управления бизнесом, а также в социально-экономической системе страны до сотрудников различных культурных ориентаций с целью обеспечения единства цели и решения поставленных руководством компании задач [3].

Актуальность проведения исследования обуславливает тот факт, что именно кросс-культурный менеджмент осуществляет управление поведением сотрудников транснациональных корпораций с различной культурной ориентацией в рамках международного культурного обмена.

Использованные методы

Системный подход в исследовании характеристик кросс-культурного менеджмента в международных культурных обменах, является определяющим. В качестве инструментария исследования были использованы методы анализа и синтеза, методы изучения и обобщения. Теоретико-методологическая база исследования включает научные публикации российских и зарубежных ученых по проблематике исследования.

Обзор литературы

В соответствии с мнением Г. Финка, А. Нейера и М. Келлинга носителями культуры являются представители различных социальных групп и сущность характеристики понятия «культура» связана с интегрированной системой, представленной определенного рода убеждениями, ценностями, моделями поведения и способами общения, которые разделяют социализированные данной социальной группой - индивидуумы [2].

В соответствии с мнением В. А. Леонова, Е. В. Каштановой и А. С. Лобачевой, особенность международного культурного обмена заключена в том, что в его среде осуществляют межкультурную коммуникацию представители различных культурных ориентаций, поведение и ценности которых, связанные с установками на выполнение работы - кардинально различаются [5].

В соответствии с мнением Е. В. Каштановой, М.Н. Ионцевой, В.Н. Ворониным и Д.А. Носовой кросс-культурный менеджмент представлен в качестве нового типа управления, который учитывает культурные различия между сотрудниками организаций в целях повышения качества коммуникаций при ведении международной деятельности через решение проблем во внутренней и внешней окружающей среде между всем составом задействованного в работе персонала [1].

В соответствии с мнением М.К. Эувемы, Х. Вендта и Х Эммерика, растущая конкуренция на мировых рынках выдвигает требования к системам управления персоналом по формированию у сотрудников организации ключевых компетенций и способностей в целях достижения обеспечения эффективной работы персонала в разных культурах мира [4].

Основная часть

Знаниевый потенциал сотрудников организации в сфере межкультурных ценностей, обычаев, традиций и установок позволяет в рамках осуществления международного культурного обмена наладить эффективное межкультурное взаимодействие с представителями различных культур мирового сообщества. Основные задачи кросс-культурного менеджмента в рамках обеспечения эффективного осуществления международного культурного обмена связаны с предупреждением угроз, направленных на срыв взаимодействия представителей различных деловых культур и недопущения возникновения конфликтных ситуаций с иностранными партнерами, а также на формирование у сотрудников организации ключевых компетенций и способностей в рамках осуществления межкультурного взаимодействия. Е. В. Каштановой, М. Н. Ионцевой, В. Н. Ворониным и Д. А. Носовой были выявлены наиболее значимые барьеры взаимодействия представителей иных культур (рис. 1.) [1].

image001

Рисунок 1 Ключевые барьеры взаимодействия представителей иных культур в международном культурном обмене. Источник: составлено автором [1].

В соответствии с результатами исследования к наиболее значимым кросс-культурным барьерам в рамках осуществления международного культурного обмена относятся убеждения и ценности (32%), стереотипы восприятия представителей иных культур (25%) и культурные нормы представителей иных культур (19%).

С позиции управления знаниями персонала в рамках осуществления международного культурного обмена кросс-культурный менеджмент выступает в качестве ключевого фактора, нацеленного на повышение эффективности ведения бизнеса, особенно для транснациональных компаний, присутствующих на всех без исключения мировых рынках за счет обеспечения реальной поддержки команд сотрудников через международные границы в целях обеспечения мульти-культурных клиентов высококачественной продукцией и услугами мульти-культурным клиентам. В связи с этим необходима четкая координация усилий систем управления персоналом организаций по разработке и контролю над передачей знаниевых компетенций и опыта осуществления международного культурного обмена в рамках реализации стандартного глобального руководства (рисунок 2).

image002

Рисунок 2. Алгоритм координации усилий по разработке и контролю передачи знаниевых компетенций и опыта в рамках международного культурного обмена. Источник: составлено автором.

Необходимо сделать вывод, что форма кросс-культурного управления знаниями персонала в рамках международного культурного обмена является наиболее эффективной, так как она реализует задачу по содействию и постоянному совершенствованию передачи знаний.

В международной среде персонал в состоянии достичь успеха только в том случае, если он владеет навыками и атрибутами межкультурных компетенций, которые связаны с осведомленностью о культурных ценностях, способных влиять на ведение бизнеса в рамках международного культурного обмена и с умением корректировки стилей ведения переговоров, стилей общения и т. п., а также если он осведомлен о кросс-культурных основах и инструментах и специфических поведенческих навыках, и об особенностях ведения кросс-культурного бизнеса конкретными странами или регионами, так необходимых при построении доверительных и устойчивых долгосрочных отношений с иностранными партнерами с целью преодоления различных кросс-культурных барьеров в рамках осуществления международного культурного обмена.

Заключение

Таким образом, в процессе проведения исследования было раскрыто содержание характеристики кросс-культурного менеджмента, направленного на развитие сотрудничества с представителями иной культуры через признание интереса ее представителей в процессе выработки общего приоритета и через достижение максимальной толерантности в отношении особенностей культурного многообразия ее представителей: религиозных, профессиональных, философских, традиционных и других отличий. Установлено, что к наиболее значимым кросс-культурным барьерам в рамках осуществления международного культурного обмена относятся: убеждения и ценности, стереотипы восприятия представителей иных культур и культурные нормы представителей иных культур. Управление знаниями сотрудников транснациональных корпораций, осуществляющих деятельность в разных странах мира, позволяет персоналу эффективно развивать межкультурные компетенции на национальных, региональных и международных уровнях в сфере международного культурного обмена.

Список литературы

  1. Каштанова Е. В., Ионцева М. Н., Воронин В. Н., Носова Д. А. Кросс-культурный менеджмент в сложившейся культуре коммуникаций // Вестник славянских культур. – 2022. – Т. 64. – С. 121-133.
  2. Финк Г., Нейер A., Келлинг M. Понимание межкультурного управленческого взаимодействия // Международные исследования в области менеджмента и организации. – 2006. – № 36 (4). – С. 38-60.
  3. Ширибало, А. Н. Кросс-культурный менеджмент и его развитие в Беларуси // Экономика и маркетинг в промышленности. – 2021. – № 2. – С. 82-84.
  4. Euwema M. C., Wendt H., Emmerik H. Leadership styles and group organizational citizenship behavior across cultures // Journal of Organizational Behavior. 2007. 28 (8). P. 1035-
  5. Leonov V. A., Kashtanova E. V., Lobacheva A. S. Ethical aspects of the use of artificial intelligence in the social sphere and management environment // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. № 118. P. 989-

Интересная статья? Поделись ей с другими: