УДК 338.2

Роль портфельного анализа при решении проблемы стратегического планирования

Роман Екатерина Васильевна – студент Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова

Захаренкова Ирина Анатольевна  – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, учета и анализа хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова

Аннотация: В статье рассматривается портфельный анализ и его роль при проведении стратегического планирования на предприятии, изучаются разные виды портфельных матриц (БКГ матрица, матрица «Экран бизнеса», ADL/LC матрица) и их применение при анализе деятельности АО «Сусуманзолото» для выявления наиболее слабых и сильных направлений производства продукции для перенаправления сил и ресурсов с целью получения наибольшей прибыли.

Ключевые слова: портфельный анализ, стратегическое планирование, портфельные матрицы, матрица стратегического управления ADL.

Методы анализа портфеля применяются при стратегическом планировании диверсифицированной компании, то есть такого типа компании, при котором она контролирует некоторое количество направлений бизнеса, большинство из которых не имеют связи друг с другом. Анализ портфеля дает возможность определить привлекательность отраслей, конкурентоспособность существующего бизнес-портфеля компании и ответить на вопросы [3]:

  • следует ли убрать убыточные подразделения;
  • какие у компании существуют возможности и угрозы;
  • куда инвестировать деньги.

В бизнесе важно понимать, какие виды деятельности принесут наибольший доход. Применение стратегического планирования позволяет определить приоритеты развития организации, то, что в большей мере стоит производить, и то, на что стоит направить производственные ресурсы. Информацию, необходимую для принятия подобных решений, можно получить при применении анализа портфеля [1].

Основной способ проведения портфельного анализа – портфельные матрицы (ПМ). Этот метод представляет собой схему, в которой бизнес-единицы сравниваются друг с другом по различным критериям. Существует несколько типов ПМ: [7]

  • Портфельная матрица Бостонской консультационной группы (рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Матрица «рост – доля рынка».

Положительными сторонами являются простота и ясность процесса анализа и его результатов, объективность используемых данных. Минусами являются ориентация лишь на краткосрочную перспективу и использование только двух параметров [2].

  • Матрица «Экран бизнеса» (рисунок 2).

image002

Рисунок 2. Матрица «привлекательность отрасли – позиция в конкуренции».

Факторы, анализируемые в этом виде матрицы, являются переменными и зависят от текущей ситуации. Слабой стороной является ориентация лишь на краткосрочную перспективу [6].

  • Матрица консалтинговой компании Артура Д. Литтла/ Модель “ADL/LC” (рисунок 3).

image003

Рисунок 3. Матрица «стадия жизненного цикла продукта – относительное положение на рынке».

Данная модель является наиболее распространенной среди всех прочих, так как в ее рамках можно проводить статический и динамический анализ, а также прогнозирование в кратко и долгосрочной перспективе. Матрица ADL/LC базируется на концепции жизненного цикла продукта, отрасли или бизнес-единицы [4].

Теперь на примере организации АО «Сусуманзолото» рассмотрим применение портфельного анализа ADL/LC. АО «Сусуманзолото» – это одно из крупнейших предприятий, занимающихся добычей и реализацией золота, а также проведением геологоразведчечких работ, на территории РФ. В 2021 году организация, по результатам деятельности, заняла в российском рейтинге 11 место из более чем 672 отечественных компаний, добывающих золото. В таблице 1 представлены технические и экономические показатели АО «Сусуманзолото за 2020 и 2021 гг. [5] .

Таблица 1. Динамика технико-экономических показателей АО «Сусуманзолото».

Показатель

Единица измерения

2021г.

2020г.

Прирост

%

+/-

1.Объем реализованного золота

кг

7 086

5 370

132

1 716

2.Остаток нереализованного золота на конец отчетного периода

кг

1 236,9

1 649,2

75

-412

3.Выручка от реализации

млн. руб.

30 089

23 677

127

6 412

3.1.В т.ч. выручка от реализации золота

млн. руб.

29 898

23 510

127

6 389

4.Средняя цена реализации золота

руб/гр.

4 219

4 378

96

-158

Продолжение таблицы 1.

Показатель

Единица измерения

2021г.

2020г.

Прирост

%

+/-

5.Полная себестоимость реализованного золота, вкл. коммерческие и управленческие расходы, проценты к уплате

руб/гр.

3 108,7

2 593,2

120

515,6

6.Прибыль до налогообложения

млн. руб.

3 261

7 973

41

-4 712

7.Чистая прибыль

млн. руб.

1 738

6 443

27

-4 705

В 2021 году организация реализовала 7 тонн золота, что на 1,7 тонн больше, чем в предшествующем. В том же 2021 году выручка от реализации руды выросла, составив 29,9 млрд.руб., что на 27 % или на 6,4 млрд.руб. больше, чем в 2020 году.

Затем была проанализирована конкурентоспособность АО «Сусуманзолото» для выявления возможных угроз с помощью модель пяти сил М.Портера (Таблица 2).

Таблица 2. Оценка конкурентоспособности компании.

Конкурентная сила

Степень угрозы

Описание

Угроза появления товаров субститутов

Низкая

Большая часть выручки организации поступает от продажи золотых слитков, практически не имеющих аналогов, поэтому риск появления товаров-субститутов низкий.

Продолжение таблицы 2.

Конкурентная сила

Степень угрозы

Описание

Внутриотраслевая конкуренция

Низкая

На рынке золотодобычи представлено много компаний: на 2021 год официально зарегистрировано 672. Но для АО «Сусуманзолото» угроза конкуренции маловероятна, так как предприятие имеет высокие позиции и при этом является одним из основных поставщиков для ПАО «Сбербанк».

Угроза входа на рынок новых участников

Средняя

В 2021 году количество компаний, занимающихся добычей золота, выросло на 8% (с 621 до 672), что говорит о привлекательности отрасли для производителей, а, следовательно, и о еще большем числе конкурентов.

Угроза ухода потребителей

Средняя

ПАО «Сбербанк» и «ВТБ»- два главных потребителя продукции компании. «Сбербанк» покупает почти 100% золотых слитков, что означает возможные большие финансовые потери в случае прекращения сотрудничества с данным клиентом.

Угроза ухода поставщиков (подрядчиков)

Средняя

Все подрядные компании- это дочерние организации АО «Сусуманзолото», поэтому невелика угроза их ухода.

Далее был проведен анализ портфеля продукции АО «Сусуманзолото» с помощью матрицы стратегического управления компании ADL (рисунок 4).

image004

Рисунок 4. Матрица стратегического управления ADL.

При проведении анализа положения компании АО «Сусуманзолото» на рынке, можно сделать следующий вывод: организация занимает лидиррующие позиции, то есть обладает преимуществами среди множества подобных предприятий в РФ. Также АО «Сусуманзолото» относительно защищено, так как компания представляет свою продукцию на рынке уже более 70 лет и при этом внедряет в производство новые современные технологии. При этом, имея темпы роста отрасли ниже темпов роста ВВП, предприятие находится на стадии зрелости. Их продукция неизменна, имеются стабильные клиенты, технологические изменения могут быть связаны, по большей части, с изменением условий добычи золота на более тяжелые. Позиция примечательная/зрелость — умеренно прибыльная позиция, приносящая чистые денежные средства.

По итогам анализа можно предложить следующие рекомендации:

  • Нужно заняться разработкой новых месторождений золота с целью увеличения объемов добычи и, следовательно, прибыли.
  • Внедрение еще более новых и передовых технологий по переработке руды для поддержания лидирующих позиций.
  • Внедрение и развитие вторичного производства, так как получение золота из вторичного сырья дешевле и не требует длительного отвлечения средств.

Таким образом, можно сделать выводы, что портфельный анализ является полезным инструментом при ведении диверсифицированной компании, так как он помогает определить слабые и сильные стороны организации. Вследствие этого предприятие может, перенаправив ресурсы, сделать упор на более прибыльный вид деятельности или товаров, или же отказаться от того направления, которое приносит убытки, тем самым повысив прибыль. В любом из случаев применение портфельного анализа повышает эффективность экономического объекта.

Список литературы

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб.: 2009. – 344 с.
  2. Лужнова Н.В., Разумова М.С. Методы маркетингового анализа: правила применения. Метод второй – матрица БКГ // Промышленный маркетинг. – 2014. – № 4. – С. 34-38.
  3. Таскина Л.Ю., Юрлов Ф.Ф., Корнилов Д.А., Сидоренко Ю.А. Выбор эффективных решений при стратегическом планировании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. – 2012. – № 2. – С. 270-273.
  4. ADL матрица. Практическое руководство по адаптации стратегии компании к жизненному циклу товара или отрасли [Электронный ресурс]: Информационный ресурс POWERBRANDING. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/marketing_lessons/matrica-prakticheskoe-rukovodstvo-po-adaptacii-strategii-kompanii-k-zhiznennomu-ciklu-tovara-ili-otrasli/ (дата обращения: 24.03.2023).
  5. Золотодобывающая компания АО «Сусуманзолото» [Электронный ресурс]: официальный сайт компании. – Режим доступа: http://sugold.ru (дата обращения: 24.03.2023).
  6. Модели портфельного анализа [Электронный ресурс]: Информационный ресурс. – Режим доступа: https://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec2b/Doc8.html (дата обращения: 24.03.2023).
  7. Портфельный анализ [Электронный ресурс]: Энциклопедия маркетинга. – Режим доступа: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/portfolio_anal sis/ (дата обращения: 24.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: