УДК 33

Экономика Китая в контексте пояса и пути

Хуан Цзиньжуй – бакалавр Шеньянского педагогического университета (Китай).

Аннотация: В современном научном сообществе все больший интерес вызывают предлагаемые Китаем внешнеполитические стратегии, которые раскрывают подход китайского политического руководства к современному глобальному управлению и международным отношениям. Актуальность исследовательской статьи заключается в том, что совершенствование международного сотрудничества, глобального управления и внутрирегионального развития отражено в такой стратегической инициативе, как "Один пояс, один путь". Цель статьи – изучить влияние программы "Один пояс, один путь" на развитие общественно-политической системы регионов Китая. В результате работы можно сделать вывод, что участие Китая в данном направлении позволит стране создать больше рабочих мест на промышленных предприятиях, тем самым улучшив экономическое положение каждого региона.

Ключевые слова: социально-политическая система, проект "Один пояс, один путь", политика Китая, региональное развитие.

С момента выдвижения инициативы "Один пояс и один путь" экономическое и торговое сотрудничество находится в центре внимания регионального сотрудничества между странами вдоль маршрута. Пакистан, как традиционно дружественная Китаю страна и важная страна вдоль "Пояса и пути", занимает очень важное стратегическое положение. Являясь флагманским проектом и важным звеном инициативы "Пояс и путь", Китайско-пакистанский экономический коридор сформировал схему экономического сотрудничества "1+4" с упором на порт Гвадар, энергетику, транспортную инфраструктуру и промышленное сотрудничество [1].

В настоящее время порт Гвадар, ведущий проект коридора, завершил строительство многоцелевого терминала с тремя 20 000-тонными причалами, а благодаря постоянному совершенствованию инфраструктуры порта, зона свободной торговли порта Гвадар приняла более 30 китайских и пакистанских предприятий, включая банки, страхование, логистику, переработку зерна и масла, рыболовство и сборку бытовой техники, с прямыми инвестициями в размере около 474 миллионов долларов США. Угольная электростанция Сахивал в провинции Пенджаб была полностью введена в эксплуатацию и в первый год работы выработала в общей сложности 9,04 млрд кВт/ч электроэнергии, обеспечив потребности в электричестве 10-миллионного населения Пакистана, а также подготовив около 100 инженеров для Пакистана и создав более 2 000 местных рабочих мест. Проект скоростной автомагистрали Пешавар – Карачи, крупнейший проект транспортной инфраструктуры в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC), был официально открыт для движения в 2018 году, его общая протяженность составляет 392 километра, и вместе с Каракорумским скоростным шоссе он составит северный участок магистрали CPEC [2]. Проект "Оранжевая линия Лахор" в Пакистане, первый крупномасштабный проект железнодорожного транзита в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора, был завершен и введен в эксплуатацию в декабре 2019 года. После ввода в коммерческую эксплуатацию Пакистан официально вступит в эру метро. Благодаря постоянному продвижению китайско-пакистанского экономического и торгового сотрудничества, проекты китайско-пакистанского сотрудничества также постоянно обновляются, а Китайско-пакистанский экономический коридор вступил в новую стадию обогащения и расширения [3].

Пакистан является дружественным соседом Китая, и две страны установили торговые отношения с начала 1950-х годов. Соглашение о бартерной торговле в 1952 году предусматривало экспорт хлопка из Пакистана в Китай на сумму 97,2 млн рупий; в 1969 году Китай и Пакистан подписали соглашение о приграничной торговле и начали приграничную торговлю; после открытия Каракорумского шоссе в 1978 году, Китай и Пакистан стали сотрудничать в области торговли. После открытия Каракорумского шоссе в 1978 году приграничная торговля между Синьцзяном и северным регионом Пакистана значительно увеличилась, годовая стоимость приграничной торговли выросла с 240 000 рупий в 1970 году до 3,9 млн. рупий в 1983 году и до 40 млн. рупий в 1988 году; в 1990-х годах стоимость товарной торговли между Китаем и Пакистаном росла, но не слишком сильно и со взлетами и падениями. В 2006 году обе стороны подписали "Пятилетний план развития китайско-пакистанского экономического и торгового сотрудничества" и "Соглашение о зоне свободной торговли между Китаем и Пакистаном" для дальнейшего развития экономических и торговых обменов; в 2009 году было подписано "Соглашение о зоне свободной торговли между Китаем и Пакистаном по торговле услугами"; в декабре 2011 года было подписано "Дополнительное соглашение к пятилетнему плану развития китайско-пакистанского экономического и торгового сотрудничества"; в апреле 2015 года председатель КНР Си Цзиньпин посетил Пакистан с государственным визитом, и обе стороны договорились повысить уровень отношений между двумя странами до уровня всепогодного стратегического партнерства, что положило начало новому этапу. Обе стороны договорились повысить уровень отношений до уровня всепогодного стратегического партнерства, что открыло новый период стратегических возможностей для китайско-пакистанского экономического и торгового сотрудничества.

Китайско-пакистанская торговля имеет определенную степень взаимодополняемости, и есть больше возможностей и потенциала для сотрудничества. В последние годы темпы роста двусторонней торговли поддерживаются на уровне более 10%. Китайский экспорт в Пакистан становится все более диверсифицированным, с каждым годом увеличивается доля электромеханической продукции, но типы товаров, импортируемых Китаем из Пакистана, практически не изменились и по-прежнему остаются традиционными товарами. Основными экспортными товарами Китая в Пакистан являются электрическое и механическое оборудование, котлы, машины и оборудование, железо и сталь и изделия из них, химические волокна, органические химикаты, пластмассовые изделия и так далее. Основными экспортными товарами Пакистана в Китай являются хлопковая пряжа, зерно, минеральные пески, текстильная продукция, сырье и т.д. Среди них хлопковая пряжа, зерно и минеральные пески долгое время занимали три первых места в экспорте в Китай, составляя около 60%, 10% и 6% соответственно. После 2017 года Китай и Пакистан установили более широкое сотрудничество в области экономики, энергетики и безопасности, и Китай также сделал Были проведены структурные корректировки, и рост экспорта несколько снизился по сравнению с предыдущим годом [4]. В 2019 году объем двусторонней торговли между Китаем и Пакистаном составил 17,973 млрд долларов США, из которых экспорт Китая составил 16,167 млрд долларов США, снизившись на 4,5% по сравнению с предыдущим годом, а импорт Китая составил 1,806 млрд долларов США, снизившись на 16,9% по сравнению с предыдущим годом, в результате чего положительное сальдо торгового баланса составило 14,361 млрд долларов США. По мере сближения китайско-пакистанских отношений разнообразие товаров, импортируемых и экспортируемых между Китаем и Пакистаном, будет еще более обогащаться, а количество товаров – оптимизироваться.

До 2007 года инвестиции Китая в Пакистан составляли всего 108 млн. долларов США. В 2007 году произошло значительное увеличение китайских инвестиций в Пакистан, чему способствовало соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве между правительствами двух стран. В 2007 году компания China Mobile приобрела 88,88% акций Paktel Mobile Communications Pakistan за 460 млн. долларов США, затем последовало полное приобретение и несколько сотен миллионов долларов США. В 2008 году Банк развития Китая и Министерство финансов Пакистана совместно инвестировали 200 миллионов долларов США в создание Китайско-пакистанской совместной инвестиционной компании; в 2011 году Промышленно-коммерческий банк Китая инвестировал 50 миллионов долларов США в создание двух филиалов в Карачи и Исламабаде в Пакистане; в том же году United Energy Group, компания, зарегистрированная на бирже в Гонконге, Китай, контролируемая Oriental Group, успешно приобрела все активы BP Pakistan. В том же году компания United Energy Group, зарегистрированная в Гонконге, Китай, контролируемая Dongfang Group, успешно приобрела все активы BP Pakistan, а общий объем фактических инвестиций компании в Пакистан превысил 1 млрд долларов США; в 2014 году China Mobile получила лицензию 3G и лицензию 4G в Пакистане. По данным Министерства коммерции Китая, по состоянию на конец 2022 года запас китайских прямых инвестиций в Пакистане составил US$4,247 млрд [5].

Список литературы

  1. Юдина Т. Н. Цифровой юань в контексте цифровизации в КНР. – 2022.
  2. Потапов Д. А. Сотрудничество Европейского союза и Китая сфере прямых иностранных инвестиций в контексте инициативы КНР “Пояс и путь” //Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. – 2020. – №. 4. – С. 76-93.
  3. Цзэчжень В. Малый и средний бизнес в КНР в контексте реализации инициативы «Один пояс, один путь». – 2021.
  4. Потапов Д. А. Роль инициативы КНР «Один пояс–один путь» в контексте трансформации мировой экономики //Наука и искусство управления. – 2023. – №. 4. – С. 116-128.
  5. Носов М. Г. Россия в контексте китайского проекта" один пояс-один путь". Статья первая //Современная Европа. – 2020. – №. 5. – С. 33-45.

Интересная статья? Поделись ей с другими: