УДК 005

Менеджмент в современном Китае

Лю Кевэнь – бакалавр Пекинского объединенного университета (Китай).

Аннотация: Для определения особенностей китайской модели менеджмента в статье описаны традиционные китайские предприятия и особенности управления внутри них, рассмотрено понятие “менеджера”, присущее китайской культуре, описаны взаимоотношения между руководителем и персоналом, а также проанализировано значение аккультурации для традиционного менеджмента Китая.

Ключевые слова: китайская модель менеджмента, китайские предприятия, руководитель, западный менеджмент.

Китайский менеджмент – это правильное применение современной западной науки управления с китайской философией управления, с учетом культурных традиций, психологических и поведенческих особенностей китайского народа, для достижения лучших результатов управления. Китайский менеджмент – это, по сути, рациональный менеджмент, который подчеркивает, что управление – это процесс культивирования себя и установления мира с другими [1].

Китайский менеджмент является более инклюзивным, поскольку его конечной целью является "мир"; он основан на теории "И-Цзин", которая рационально объясняет феномен "различия в одном и том же и различия в одном и том же"; он выступает за то, чтобы начать с культивирования личности, прежде чем человек получит квалификацию для участия в управлении, в то время как карьера. 21 век – это эпоха, когда китайская философия управления сочетается с западной наукой управления и идет вперед, без того и другого будет трудно двигаться вперед [2].

Китайская модель управления была впервые предложена в Тайване, и как только она была выдвинута, она привлекла большое внимание со стороны научных кругов и промышленности, и стала горячей темой в обучении менеджменту в последние несколько лет. Однако впоследствии она вызвала много возражений со стороны людей, которые считали, что в модели управления нет разницы между китайцами и иностранцами и что управление в китайском стиле – это фальшивка. После нескольких лет дискуссий в академических и промышленных кругах еще не сформировался консенсус. Несмотря на углубление дискуссии, все еще трудно удовлетворить требования эффективного совершенствования практики управления китайскими предприятиями [3].

Следует отметить, что только когда рыночная экономика Китая достигнет высокого уровня развития, а китайские предприятия в целом начнут демонстрировать свою силу на международном рынке, люди начнут изучать и рассматривать эффективность модели управления предприятиями, являющейся основой этого экономического взлета, что является предпосылкой и фоном для того, чтобы китайский менеджмент стал проблемой и широко обсуждался. Только изучив вопрос китайского менеджмента в этом контексте, мы сможем прояснить наше мышление; если мы говорим о проблемах в отдельности, они всегда будут проблемами – проблемами, на которые мы не сможем найти ответы [4].

В ходе истории страны, развившие рыночную экономику, разработали свои собственные эффективные модели управления бизнесом, которые отличаются от моделей других стран по мере того, как они строили свою рыночную экономику. Первые европейские страны, вступившие в рыночную экономику, соответствующую социализации капитала в форме владения акциями, сосредоточились на вопросе совершенствования модели корпоративного управления, модель которой была смоделирована на принципах корпоративного управления ОЭСР, для повышения эффективности корпоративного управления [5].

После реформы и открытия Китая в 1978 году Китай постепенно вошел в мировую рыночную экономику. Экономический взлет Китая за последние 28 лет стал реальностью, а не проблемой, как для страны с отставанием, не имеющей ресурсов, технологий и менеджмента. Реальная проблема заключается в том, что с интернационализацией китайского рынка и интернационализацией китайских компаний возникает все более настоятельная необходимость четко определить, где лежат ключевые компетенции китайских компаний. Таков исторический и культурный контекст, в котором возникает вопрос о китайских моделях корпоративного управления.

Менеджмент отличается от технологии и капитала тем, что, помимо общих аспектов управления, существуют также географические, национальные и культурные различия. Рациональная иерархическая организация в Германии, теории управления крупными компаниями, такие как дивизиональная система в США, корпоративная культура с ее акцентом на командную работу и строгий и скрупулезный стиль управления в Японии – все они содержат региональные и национальные особенности. Несмотря на то, что принципы управления в разных странах в основном одинаковы, существуют различия, которые нельзя игнорировать в разных странах и которые часто являются ключом к конкурентоспособности и успеху компаний в разных странах.

За последние 20 лет или около того путь развития китайских компаний значительно отличался по сравнению с зарубежными странами. В процессе развития китайских предприятий экономическая система и рыночная среда претерпели фундаментальные изменения, а способы управления китайскими предприятиями и их механизмы возникли в китайском контексте и поэтому являются уникальными. Нам необходимо обратить внимание не только на универсальные законы теории управления в части рациональной организации производительности, но и на ее особенности в адаптации к "национальным условиям" в особой среде Китая.

Когда речь идет о любой модели управления, она содержит три уровня содержания, а именно: культура, общность управления и практика. Японская модель управления, например, содержит элементы уникального культурного фона, а также теоретическую поддержку и свидетельства практики успешных предприятий, таких как Toyota Motor. Подводя итог, мы считаем, что китайская модель менеджмента не только существует, но и содержит эти три измерения: современную китайскую этическую философию, современное управленческое мышление и успешную практику управления китайских компаний.

Более фундаментальный вопрос заключается в том, как изучить зарубежный опыт управления, чтобы реализовать эффективность институциональной адаптации и трансплантации. Единственный вариант, которого не могут избежать китайские компании, – это сочетание собственных культурных особенностей для достижения инновационности системы управления. Это связано с тем, что, согласно консенсусу управленческого сообщества, ключ к национальной конкуренции – это предприятие, а ключ к конкуренции предприятия – это "люди", люди с различными культурными ценностями, и существуют очевидные культурные различия в мотивационных факторах, определяющих уровень креативности "людей" (см. Культурные последствия инноваций корпоративного управления в Китае), что приводит к различиям в моделях корпоративного управления, применимых к разным культурам и странам.

Этот вывод был неоднократно продемонстрирован впечатляющим ростом компаний Haier, Huawei и Mengniu, а также неудачами TCL в процессе интернационализации (анализируется в статье "Интернационализация корпоративной культуры" в процессе интернационализации китайских предприятий"); даже GE в США подчеркнула важность локализованного управления в процессе глобализации.

Китайские компании выросли в условиях рыночной экономики всего за двадцать лет, и между ними и рациональными системами управления западных компаний существует большой разрыв, который является эталоном, у которого китайские компании должны учиться. Системы управления, как широкая корпоративная культура, являются экзогенными, им легко подражать и у них легко учиться.

Список литературы

  1. Филатов В. В. и др. Сравнительный анализ российской и китайской модели менеджмента //Журнал прикладных исследований. – 2022. – Т. 2. – №. 8. – С. 118-123.
  2. Астратова Г. В. Современные тенденции развития экономики, менеджмента и маркетинга в Китае //Отходы и ресурсы. – 2019. – Т. 6. – №. 4. – С. 11-11.
  3. Боробов В. Н. Азиатские модели менеджмента на современном этапе развития //Тенденции развития науки и образования. – 2019. – №. 46-4. – С. 82-84.
  4. Хун Ч., Александрова Н. А. Управление человеческими ресурсами в Китае: исторические особенности и современные реалии //Теория и практика управления человеческими ресурсами. – 2020. – С. 120-125.
  5. Балацкий Д. Ю., Норка М. А. Перспективы развития отечественного менеджмента в контексте международного сотрудничества //Российский Дальний Восток: национальный приоритет в контексте Азиатско‐Тихоокеанского развития и сотрудничества. – 2019. – С. 18-23.

Интересная статья? Поделись ей с другими: