УДК 33

Экономическое развитие Китая в условиях современных вызовов

Лю Юаньюань – бакалавр Вэйнаньского педагогического института (Китай).

Аннотация: Вызовы современной глобальной экономической системы состоят из глобальной конкуренции и системных технологических изменений, которые оказывают значительное влияние на экономическое пространство Китая и его отношения с внешним миром. На сегодняшний день экономическое развитие Китая является более передовым, чем у любой другой страны, и он укрепил свою роль в качестве важного лидера в мировой экономике различными способами.

Ключевые слова: индикаторы экономического развития, национальная экономика Китая, внешнеэкономическая деятельность, технологический уклад, прогноз.

Китайская экономика сталкивается с рядом проблем, включая новую эпидемию короны, ухудшение отношений между США и Китаем, глобальную рецессию, растущее давление, связанное с развязкой, и ужесточение ограничений на экспорт технологий из США [1].

Мы считаем, что перспективы продолжения относительно быстрого экономического роста, огромный объем и потенциал развития внутреннего потребительского рынка, постоянное совершенствование технологий, ускорение цифровизации, продвижение реформ и открытости, а также тот факт, что Китай по-прежнему обладает достаточными резервами и пространством для преодоления внешних потрясений и долговых рисков по сравнению с другими крупными экономиками, – все это причины, по которым международные инвесторы не должны игнорировать Китай.

В ближайшие несколько лет темпы потенциального экономического роста Китая могут замедлиться, но Китай, скорее всего, останется крупнейшим участником мирового роста. В течение следующего десятилетия мы ожидаем, что темпы потенциального экономического роста Китая постепенно замедлятся до 4,5%, но это все равно будет означать, что вклад Китая в мировой рост превысит 30%, как и в последнее десятилетие. Основные факторы, поддерживающие эти потенциальные темпы роста в Китае, включают: 1) хотя численность населения трудоспособного возраста сокращается, мы считаем, что рабочая сила будет продолжать перемещаться в более продуктивные области, а уровень образования и квалификации рабочей силы будет продолжать расти; 2) запас капитала на душу населения в Китае все еще находится на относительно низком уровне по сравнению с развитыми экономиками, и мы считаем, что высокий уровень внутренних сбережений будет продолжать поддерживать рост инвестиций, стимулируя их рост. Запас капитала на душу населения будет расти. Конечно, скорее всего, будет сложнее, чем в прошлом, освоить области с инвестиционным потенциалом, поэтому инновации и реформы будут особенно важны, а рост инвестиций и ВВП может замедлиться [2].

Технологические ограничения США в отношении Китая сдерживают рост, но все же ожидается, что в 2030 году общий ВВП Китая достигнет 260 000 – 280 000 долларов США. Если технологические ограничения США в отношении Китая еще более ужесточатся, а давление на Китай и США в вопросе развязки будет усиливаться, то, по нашим оценкам, это может снизить средние потенциальные темпы экономического роста Китая в 2021-2030 годах на 0,3 процентных пункта в год до 4,5%. Несмотря на это, ожидается, что общий объем ВВП Китая удвоится с сегодняшнего дня до 28 триллионов долларов США к 2030 году. В зависимости от жесткости и масштабов технологических ограничений и реакции Китая, реальное влияние технологических ограничений может увеличиться еще на 0,5 процентных пункта в пессимистическом сценарии; если рост реального ВВП Китая составит в среднем 4%, а инфляция – 2% в течение следующего десятилетия, общий ВВП Китая может достичь 26,5 трлн долларов США в 2030 году при постоянном обменном курсе юаня к доллару США [3].

Ожидается, что растущий средний класс будет генерировать больший потребительский спрос для компаний, обслуживающих китайский рынок. Хотя, по официальным данным, около 600 миллионов человек в Китае будут иметь среднемесячный располагаемый доход не более 1 000 долларов США в 2019 году, число людей с годовым располагаемым доходом в 5 000 долларов США и более увеличилось со 130 миллионов в 2009 году до 620 миллионов в 2019 году. Мы ожидаем дальнейшего увеличения этого числа до 900 миллионов к 2030 году.

По мере эволюции потребительского поведения компании также трансформируют свои бизнес-модели, внедряя цифровые услуги – такие как новая розничная торговля, "умное" образование, автоматизированные рестораны и биометрические платежи. Мы считаем, что ускоряющиеся изменения в потребительских тенденциях могут стимулировать спрос и использование технологий искусственного интеллекта, 5G и IoT, и в случае успешного внедрения "новая инфраструктура" может способствовать дальнейшей трансформации бизнес-операций и поведения потребителей.

Автоматизация, модернизация мощностей и совершенствование продукции, вероятно, особенно важны в процессе технологической модернизации Китая. За последние 20 лет Китай постепенно продвигался вверх по производственно-сбытовой цепочке, накапливая капитал, привлекая прямые иностранные инвестиции и конкурируя на мировых рынках. В результате китайские производственные мощности расширились, а доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности высокого класса увеличилась. Китай также догоняет в плане автоматизации: по данным Международной федерации робототехники (IFR), в 2018 году китайские компании установили 154 000 роботов, тогда как в Японии за тот же период было установлено только 55 200, а в США – 40 400. Применение автоматизации быстро растет не только в промышленности, но и в ресторанах, здравоохранении и логистике. В перспективе растущие расходы Китая на НИОКР, большое количество разработчиков и выпускников STEM (наука, технологии, инженерия, математика) и, что очень важно, большой размер рынка, который облегчает коммерциализацию этих технологических достижений и инноваций, – все это факторы, которые, по нашему мнению, будут способствовать дальнейшему технологическому обновлению и инновациям в Китае в будущем.

Дальнейшее ужесточение технологических ограничений США в отношении Китая создает определенные проблемы, но также приведет к увеличению внутренних инвестиций в эту область. США включили ряд китайских компаний в свой "Список юридических лиц", в том числе технологического гиганта Huawei, и ужесточили ограничения на экспорт технологий в Китай. В ближайшие годы Китаю может стать все труднее получать передовые технологии из США и других стран, что может затруднить производство некоторых видов продукции и замедлить рост производительности и ВВП Китая. Однако мы считаем, что ужесточение ограничений может также побудить Китай увеличить объем НИОКР и инвестиций в смежные области. Хотя на начальном этапе эти инвестиции могут не принести немедленных результатов и оказаться дорогостоящими, в долгосрочной перспективе они, как ожидается, позволят увеличить внутренние производственные мощности и стимулировать дальнейшую технологическую модернизацию. Большой объем рынка и кадровый резерв Китая, а также рост инвестиций в технологии, смягчение нормативно-правовой базы и улучшение защиты интеллектуальной собственности также помогут ему справиться с внешними вызовами.

По сравнению с большинством других крупных экономик, Китай все еще располагает достаточными политическими инструментами, чтобы справиться с возможными будущими потрясениями. Обеспокоенное побочными эффектами чрезмерного стимулирования, правительство извлекло уроки из прошлого опыта после эпидемии и сосредоточило свою политику в основном на профилактике и борьбе с эпидемией, помогая предприятиям как можно скорее возобновить работу и производство, а масштабы стимулирования фискальной и монетарной политики были относительно скромными, особенно по сравнению с нынешним смягчением политики в США и масштабным стимулированием в Китае во время финансового кризиса.

Китай ускорил процесс открытия экономики для внешнего мира и, как ожидается, продолжит делать это в будущем.

Самой большой проблемой для развития Китая в ближайшие годы является рост геополитических рисков, особенно дальнейшее ухудшение отношений между США и Китаем. После обострения отношений между США и Китаем США повысили тарифы, ужесточили торговую политику в отношении Китая и усилили технологические ограничения в отношении Китая, что привело к ограничениям на некоторые инвестиции в/в Китай и усилению давления в сторону разделения. В целом, растущая неопределенность в отношениях между США и Китаем может ослабить настроения на рынке и снизить инвестиции в бизнес. Геополитические риски, особенно дальнейшее ухудшение отношений между США и Китаем, могут ударить не только по финансовым рынкам Китая, но и вызвать турбулентность на мировых финансовых рынках. Однако мы считаем, что вероятность крупномасштабного геополитического конфликта невелика[5].

Усиление давления, связанного с развязкой, может ускорить изменение цепочки поставок. В последние годы темпы глобализации замедлились, и начались изменения в цепочках поставок, поскольку некоторые компании вывели часть мощностей из Китая в ответ на рост внутренних операционных расходов и реструктуризацию экономики. Технологическое разделение может стать фактором, замедляющим потенциальное замедление экономического роста в Китае. В некоторых ключевых отраслях промышленности Китай полагается на импорт комплектующих и капитальных товаров из США и других крупных развитых стран.

Список литературы

  1. Вэй В. Российско-китайские отношения в условиях современных вызовов и угроз //Общество: политика, экономика, право. – 2018. – №. 7 (60). – С. 29-36.
  2. Подольская Т. В., Сингх М. А., Шкель Ф. Е. Проблемы обеспечения глобальной конкурентоспособности и устойчивого экономического развития в условиях пандемии COVID-19 (опыт Китая) //Экономические отношения. – 2021. – Т. 11. – №. 2. – С. 265-280.
  3. Михеев B. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию //Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – №. 5. – С. 54-60.
  4. Мосейчук Д. Д., Черноволова А. А., Малышко А. В. Социально-экономическое развитие Китая на современном этапе //Современная мировая экономика: вызовы и реальность. – 2021. – С. 45-49.

Интересная статья? Поделись ей с другими: