УДК 33

Специфика социально-экономических преобразований в Китае в начале XXI века

Ван Синьцзы – бакалавр Университета Хуацяо (Китай).

Аннотация: В настоящее время мировая экономика находится на перепутье: из-за медленного восстановления экономики ситуация с экономическим ростом и занятостью в различных странах тяжелая, а некоторые страны даже испытывают трудности, в сочетании с глобальным управлением и ситуацией в области безопасности, стоящей перед большими вызовами, поэтому все страны ищут решения, включая корректировку промышленной и торговой политики. Этот вопрос оказался в центре внимания мирового сообщества. В настоящее время развитие человечества в целом все еще находится в периоде индустриализации, что неизбежно требует экономической глобализации и применения правил свободной торговли; однако страны находятся на разных этапах экономического развития и занимают разные позиции в международном разделении труда, а также имеют разные политические, экономические, правовые и культурные характеристики, поэтому будут разные концепции, мышление и позиции относительно того, как изменить свои системы и скорректировать свою политику, чтобы ответить на вызовы. В такую новую эпоху экономическое развитие Китая также переживает критический период трансформации и модернизации, что также требует новых идей, нового мышления и новых стратегий.

Ключевые слова: современность, преобразования, Китай, развитие, инновации.

Процесс индустриализации, инициированный промышленной революцией, вовлекал в свой поток все больше стран, народов и регионов мира, подталкивая как со стороны спроса, так и предложения, чтобы достичь невиданного в истории человечества на протяжении миллионов лет явления: высокого экономического роста и массового притока материальных благ, что полностью изменило траекторию развития человечества - рыночной экономики. Расцвет рыночной экономики, расширение индустриализации и неудержимая глобализация[1].

Одной из наиболее ярких особенностей новой эры экономической глобализации является подъем Китая, вступление которого во Всемирную торговую организацию в начале XXI века стало причиной кардинального изменения модели экономической глобализации. С одной стороны, ослабла роль развитых стран как ведущей силы в области инноваций промышленных технологий, особенно недостаток инноваций в реальном секторе экономики, и даже возникло явление "вымывания" промышленности. С другой стороны, промышленная экспансия некоторых развивающихся стран привела к реализации стратегии выравнивающей индустриализации, широкомасштабному приобретению "низко висящих плодов" путем низкозатратного замещения и занятию промышленных "открытых пространств", что привело к насыщению рынка значительным количеством продукции, до такой степени, что возникли "избыточные мощности". Это привело к насыщению рынка для значительного числа продуктов, в результате чего возникли "избыточные мощности", препятствующие экономическому росту[2].

Китаю также необходимо уделить больше внимания структурной реформе предложения и энергично оживить реальную экономику; все больше развивающихся стран хотят более широко и глубоко включиться в процесс индустриализации и глобализации, чтобы достичь экономической модернизации и национальной мощи. Можно сказать, что в новую эпоху глобализации промышленная трансформация и модернизация стали общей мировой проблемой.

Развитые страны, страны с развивающейся экономикой, страны с поздно развивающейся экономикой, крупные страны, малые страны, прибрежные страны, страны в континентальной глубинке - ситуация очень разная. Более того, текущее состояние экономической открытости значительно различается в разных странах: некоторые страны уже достаточно хорошо интегрированы в экономическую глобализацию, а другие все еще находятся в процессе перехода к ней. Их отношение к глобализации и даже их позиции и стратегии преодоления будут разными[3].

Теоретически, экономическая глобализация является неизбежной тенденцией индустриализации, но индустриализация и глобализация не совершенны, и хотя они достигли больших успехов, всегда есть много неудовлетворительных явлений, за которые человечество неизбежно платит различные цены, некоторые из которых могут быть весьма тяжелыми. Поэтому "антиглобализация" или "контрглобализация" всегда была сопутствующим явлением глобализации.

В этот момент некоторые страны, которые были сторонниками свободной торговли и доминирующими игроками в правилах глобализации, начали колебаться, задаваясь вопросом, не зашли ли они слишком далеко. Таким образом, в новую эпоху глобализации возникло своеобразное явление: некоторые развитые страны выступают за "контрглобализацию" и даже проводят антиглобализационную политику в некоторых областях. Конечно, под "некоторыми развитыми странами" я имею в виду именно некоторых людей в развитых странах, чьи идеи начинают оказывать значительное влияние на политику глобализации развитых стран. Примечательно, что это явление не только проявляется в локализованных областях промышленной конкуренции и международной торговли, но и развивается до такой степени, что открыто поднимает знамя антиглобализации и способно заручиться поддержкой многих людей в стране и даже стать практической политикой[4].

В новую эпоху экономической глобализации факторы стали гораздо более мобильными, и любое предприятие, регион или страна должны принять эффективные способы борьбы с высокой мобильностью факторов, особенно человеческих ресурсов. Конечно, высокая мобильность факторов также приведет к дальнейшему увеличению мобильности предприятий между странами и регионами. Проще говоря: как страны и регионы определяют свое место в глобализированных промышленных цепочках, и какие отрасли или промышленные звенья могут быть развернуты в других странах или других регионах? Какие отрасли или промышленные звенья должны быть укоренены в своей стране или регионе? Таким образом, ключевым вопросом для трансформации и модернизации промышленности является вопрос о том, как добиться укорененности промышленности: то есть как развивать отрасли с национальными или региональными корнями? Решение этого вопроса требует нового глобального мышления для продвижения промышленной трансформации и модернизации. Этот вопрос становится все более и более заметным в текущей промышленной трансформации и модернизации Китая[5].

Во-первых, технологические инновации могут способствовать промышленной трансформации и модернизации и расширить пространство для индустриализации. Каково же направление технологических инноваций? Это не только замена традиционных отраслей новыми и активное развитие высокотехнологичных отраслей, но и, в более общем плане, технологическая модернизация традиционных отраслей, их поддержка и совершенствование с помощью высоких технологий. Первый "способ выйти за нынешние рамки ресурсоэффективности и реиндустриализации" при планировании развития обрабатывающей промышленности в Европе - это "сосредоточиться на так называемом низкотехнологичном производстве" и вернуть производство в городскую среду, используя Высокие технологии будут использоваться для модернизации традиционно благополучных отраслей в эмоциональные фабрики.

Во-вторых, модернизация промышленности - это не только технологическая модернизация, но и трудовая адаптация и более эффективные структурные изменения в сфере занятости и международного распределения человеческих ресурсов. В новую эпоху экономической глобализации трудовые ресурсы гораздо более изменчивы, и все больше и больше работников, особенно высококвалифицированных, следуют модели занятости "хорошие птицы выбирают дерево", поэтому предприятия должны научиться нанимать и управлять человеческими ресурсами, которые очень изменчивы.

Список литературы

  1. Канарш Г. Ю., Никитина Э. В. Китай: национальная модель капитализма //Знание. Понимание. Умение. – 2021. – №. 2. – С. 96-111.
  2. Авдокушин Е. Ф. Развитие «социализма с китайской спецификой в новую эпоху»: к итогам ХХ съезда коммунистической партии Китая //Международная торговля и торговая политика. – 2023. – Т. 8. – №. 4. – С. 35-47.
  3. Новиков Л. И. Парадигма модернизации Китая и социально-экономическое развитие КНР на современном этапе. – 2022.
  4. Буров В. Г. Компартии Китая—сто лет //Свободная мысль. – 2021. – №. 5 (1689). – С. 5-18.
  5. Фокин Н. И., Кучук О. В. Особенности экономической либерализации Китая //Инновации и инвестиции. – 2020. – №. 1. – С. 80-84.

Интересная статья? Поделись ей с другими: