УДК 355.1

Отношение современной молодежи к службе по контракту в настоящее время в вооруженных силах РФ

Цыбань Артем Сергеевич – старший лейтенант, заместитель командира 1 патрульной роты по военно-политической работе Войсковой части 3662.

Аннотация: В статье автором отмечается недостаточная разработанность темы в научной литературе. Значительное внимание уделялось исследованиям в области правового просвещения детей школьного возраста и молодежи, а в отношении информационной сферы Вооруженных Сил, за последние 12 лет, проведено только четыре исследования. Вопросы особенностей просвещения для контрактных военнослужащих ВС РФ не исследовались и вовсе.

Ключевые слова: воспитание военнослужащих, патриотическое воспитание, военно-политическая работа, контрактная служба, военно-политическая пропаганда и агитация, формы воспитания.

Повышение уровня правового просвещения по поводу современных Вооруженных Сила Российской Федерации среди молодежи является одним из необходимых условий в формировании качественно новых, грамотных, всесторонне развитых специалистов, способных применять свои навыки не только на службе Российской Федерации, но и в повседневной жизни. Позволит в значительной мере повысить престиж Вооруженных Сил Российской Федерации как внутри страны, так и за рубежом и, как следствие, позволит государству отстоять свое законное место на мировой политической арене.

Активное применение подразделений контрактных сил в ходе специальных операций в Сирийской Арабской Республике и на территории Украины требует обязательного, точного и правильного соблюдения законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права всеми военнослужащим, проходящими службу по контракту в частях РФ.

Сам факт подписания контракта между гражданином Российской Федерации и Министерством Обороны требует неукоснительного соблюдения правовых норм, регламентирующих деятельность военнослужащего: Конституции Российской Федерации, Федеральных законов («О статусе военнослужащего», «О воинской обязанности и военной службе» и др.), а также ведомственных нормативных актов. Осознание военнослужащими необходимости неукоснительного соблюдения законодательства является важным фактором в формировании личности военнослужащего, понимании его места в сложной структуре ВС и зависимости функционирования сложных информационных систем от отношения каждого военнослужащего к четкому выполнению своих обязанностей.

В настоящее время правовое просвещение в Вооруженных Силах, осуществляется на основании приказа Министра обороны Российской Федерации [1]. Определенные аспекты подготовки субъектов правового просвещения отражены в приказах Министра обороны [2; 3].

Как отмечает М. Маклюэн, в современном обществе опосредованное познание, восприятие общественной реальности через заимствование чужих мнений, в частности через приобщение к медийной сфере имеет доминирующий характер [4]. В данном случае важно то, что восприятие армии носит во многом мифологический характер, и то, каким образом воспринимаются Вооруженные Силы обывателями, может в существенной степени разниться с их реальным состоянием. При этом одним из главных факторов является своеобразная инерция мышления, связанная с сохранением и репрезентацией устаревших представлений о состоянии института армии на протяжении сравнительно долгого времени. Это явление может иметь как позитивный характер сохранения конструктивных установок восприятия Вооруженных Сил РФ (в условиях, когда ранее имело место позитивное социальное восприятие армии, например, в условиях значимых военных побед), так и негативный характер в условиях, когда ранее имели место негативные явления, связанные с состоянием института армии.

Если рассмотреть в данном отношении исторические предпосылки формирования отношения к Вооруженным Силам РФ, можно констатировать серьезные проблемы, получившие отражение и определившие дискредитацию института армии на уровне общественного сознания. К числу таковых проблем исторического плана следует отнести прежде всего дисфункцию института армии в 90-е годы ХХ века, проявившуюся в развитии коррупции и возникновении обширной практики неуставных отношений в военной среде. Одной из наиболее острых проблем в данном случае являлась «дедовщина», наличие (и, в частности, деструктивные последствия) которой определило трансформацию отношения к воинской службе в гражданской среде от восприятия ее в качестве почетного дела и одного из серьезных источников высокого социального статуса вплоть до представлений об армии как об институте, в рамках которого люди зря теряют свое время и в том числе рискуют собственным здоровьем без какой-либо ощутимой пользы для общества (последняя мысль особо актуализируется в мирное время) [5].

У молодежи не вызывает сомнения тот факт, что морально-политические и психологические качества военнослужащих, уровень их патриотизма, боевой дух в совокупности представляют собой один из важнейших аспектов боеспособности и эффективности Вооруженных Сил РФ. При этом немаловажно и то, что сама по себе армия для контрактников в представлении молодежи - это не просто общественный институт, деятельность которого связана с защитой суверенитета государства и отстаиванием его интересов в рамках внешнеполитического взаимодействия.

В РФ служба в армии является одной из важных вех в жизни молодых людей: прохождение службы по призыву представляет собой событие, в существенной мере определяющее характер мировоззрения военнослужащих, их социальные приоритеты, способ отношения к различным областям общественной жизни. В этом контексте очевидно, что вопрос о военно-политическом воспитании и, в частности, о развитии патриотического сознания в рядах военнослужащих существенно шире, нежели просто вопрос о создании предпосылок для эффективного функционирования военного института.

Формирование патриотизма у молодых контрактных военнослужащих, по нашему мнению, является стратегической задачей, эффективное решение которой имеет значение как в рамках периода несения ими военной службы, так и на долгосрочную перспективу - в рамках социализации военнослужащих после увольнения в запас [6]. Если развернуто рассмотреть данный аспект, следует обратить внимание прежде всего на то, что наличие или отсутствие патриотических установок у членов общества в существенной степени предопределяет как их отношение к государству, так и в целом преимущественные векторы социальной активности действующего субъекта, его цели и жизненную стратегию.

Исследователи сходятся во мнении, что существенно более высокий конструктивный потенциал социальной активности демонстрируют те члены общества, которые обладают социально-ориентированными установками мировоззрения [4-6].

Патриотизм в данном случае представляет собой одну из наиболее значимых социально-ориентированных форм мировоззрения, реализуя ценностную, мотивационную, регулятивную и иные конструктивные социальные функции [6]. Таким образом, когда мы ставим вопрос о том, насколько хорошо в рамках института армии реализуется патриотическое воспитание, мы рассматриваем, в том числе вопрос о фундаменте социального благополучия, закладываемом там (при условии, если патриотическое воспитание реализуется эффективно).

Следует отметить, что вопрос о значении военной службы для формирования патриотического сознания существенно трансформируется в зависимости от того, какое место занимает контрактная армия в общественной жизни, какое отражение она получает в общественном сознании, а также от того, какова актуальная ситуация в Вооруженных Силах. Рассмотрим данные аспекты по порядку, начиная с вопроса о том, какое значение имеет внешнеполитическая обстановка как фактор социального восприятия военнослужащих и воинской службы в целом.

Здесь существует важная закономерность, выраженная в том, что, чем выше уровень предпосылок развития военного конфликта, тем большую субъективную значимость для молодежи имеют состояние армии, уровень ее технической оснащенности, численность войск, степень профессионализма и характер личных качеств военнослужащих. Здесь прослеживается следующая взаимосвязь. Патриотизм контрактных военнослужащих, являющихся частью общества, частично обусловлен солидарностью с его уровнем в стране, а также степенью доверия к армии, ее социальной востребованностью. Члены общества склонны связывать личную безопасность и боеспособность армии в основном в условиях, когда имеет место либо память о недавней войне (то есть живой опыт того, что война может иметь место), либо нагнетание внешнеполитической ситуации, при которой военный сценарий развития событий видится высоковероятным. Примером может служить положительная динамика повышения престижа Российской Армии во временном отрезке, когда авторитет России, следовательно, и полюс возможной конфронтации усиливались.

В ситуациях же, когда внешнеполитическая обстановка имеет благоприятный характер, а на протяжении длительного времени имело место «затишье», связанное с отсутствием военных конфликтов, восприятие значимости армии как общественного института постепенно сходит на нет, вплоть до признания армии отдельными членами общества необязательным институтом, бесполезным в мирное время [7]. Существует взаимосвязь между социальным признанием армии и эффективностью военно-политической работы (в том числе направленной на патриотическое воспитание военнослужащих). В силу того, что военнослужащие неотделимы от социума, для них принципиально важно, чтобы на уровне социального сознания цели армии и общества совпадали, чтобы общество, которое армия должна защищать, относилось к военнослужащим с уважением и благодарностью.

Если проанализировать основные проблемы, с которыми сталкивается в настоящее время институт армии, и соотнести их с основными положениями и нормами, представленными на уровне приказа Министра обороны РФ от 28 декабря 2021 года № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах РФ», можно сделать ряд важных выводов:

во-первых, данный приказ представляет собой систему мер, ориентированных на преодоление существующих нарушений в восприятии армии и военной службы в среде военнослужащих, что позволяет рассматривать осуществляемые в соответствии с ним мероприятия в качестве социального механизма, ориентированного на преодоление негативной инерции мышления граждан, возникшей на момент кризисного состояния Вооруженных Сил РФ;

во-вторых, область воздействия данного приказа на систему отношений в армии имеет крайне многогранный, разветвленный характер. Очень важным в данном случае является то, что в его рамках не только регулируются меры по повышению морального духа военнослужащих, но и создаются предпосылки для повышения уровня их правосознания (в том числе это означает повышенные гарантии соблюдения прав самих военнослужащих, что, как следствие, определяет возможность минимизации ситуаций неуставных отношений в воинской среде);

в-третьих, перечень направлений воздействия на мировоззрение военнослужащих не ограничивается насаждением ценностного восприятия государства и привитием чувства долга по отношению к Родине. Речь идет о повышении общего культурного уровня военнослужащих, в результате чего формируется не слепое принятие патриотических ценностей, а осознанное понимание значимости государственных интересов и в том числе связи между личными интересами граждан и интересами государства в целом. Повышение политической и юридической грамотности граждан в результате проведения военно-политической работы закладывает предпосылки для более глубокого понимания ими специфики протекающих в обществе процессов и, в частности, создает предпосылки для позитивного восприятия отдельных шагов, предпринимаемых представителями политической власти.

Выводы

На различных этапах развития государства правовому просвещению военнослужащих внимание уделялось. Иногда работа велась интенсивно, с разработкой необходимых документов, учебников и книг. Иногда недостаточно, но при этом, правовое просвещение военнослужащих не прекращалось совсем.

Таким образом, в настоящее время имеет место развитая модель оптимизации мировоззренческих установок военнослужащих, закрепленная на законодательном уровне и реализуемая в рамках Вооруженных Сил РФ. С учетом тяжести накопившихся проблем крайне проблематично говорить о том, что принимаемые меры могут одномоментно разрешить сложившуюся неблагоприятную ситуацию, однако общий конструктивный потенциал проводимых мероприятий крайне высок, а их позитивные результаты, накапливаясь, могут способствовать преодолению имеющего место мировоззренческого кризиса. На долгосрочную перспективу это означает, что грамотно ведущаяся военно-политическая работа в молодежной среде может способствовать не только преодолению негативных стереотипов в будущем, связанных с армией, но и развитию патриотического сознания в гражданской среде.

Cписок литературы

  1. Приказ Министра обороны РФ № 250 от 5 мая 2021 г. «О правовом обучении в Вооруженных Силах РФ». – [Электронный ресурс]. – https://base.garant.ru/402632694/?ysclid=l5cg9ybb5f561749319 (дата обращения 16.09.2022).
  2. Приказ Министра Обороны РФ от 28 декабря 2021 г. № 803 «Руководство по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах РФ» – [Электронный ресурс]. – https://docs.cntd.ru/document/ 607917075?ysclid=l5cgcrbb1v40713412 дата обращения 16.09.2022).
  3. Приказ Министра Обороны РФ № 95 от 22 февраля 2019 г. «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах РФ» – [Электронный ресурс]. – https://docs.cntd.ru/document/ 607917075?ysclid=l5cgcrbb1v40713412 дата обращения 16.09.2022).
  4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. 2006. 384 с.
  5. Солнышков А.Ю. Неформальные отношения военнослужащих, проходящих службу по призыву, в ситуациях управленческого взаимодействия: Дисс. ... канд. социол. наук. М. 2008. 250 с.
  6. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Значение патриотизма в жизни российского общества: функциональный подход // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. № 7. С. 38-54.
  7. Иванов К.В. Совершенствование правового просвещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту // Современное педагогическое образование. М. 2021. № 5. С. 14-16.

Интересная статья? Поделись ей с другими: