УДК 374.32

Основные подходы к определению сущности понятия «молодежь»

Олексенко Антон Васильевич – студент Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Аннотация: В статье рассматривается сущность понятия «молодежь» в научной литературе, представлен анализ теоретико-методологических подходов к определению понятия «молодежь», которые на данный момент сложились в социально-гуманитарной науке. Автор отмечает противоречие, которое сложилось между высокой актуальностью исследований молодежи в современной науке и отсутствием устойчивых представлений о том, как именно следует интерпретировать сущность этой социальной группы. Основываясь на анализе классических и современных теоретических работ, автор выделяет ключевые векторы понимания данной категории, наметившихся в современной науке, представлена характеристика основных подходов.

Ключевые слова: молодёжь, государственная молодежная политика, теоретико-методологический анализ, подход.

Научное исследование молодежи постоянно привлекало и привлекает внимание многих общественных деятелей и ученых. Вопросы молодежи как части общества изучают практически все общественные науки, рассматривая «молодежь» с разных методологических позиций, в результате чего отмечаем такое разнообразие определений сущности молодежи. Несмотря на их отличия, ученые разных общественных наук исходят из общего методологического принципа: признание молодежи частью общества.

Теоретические источники определяют термин «молодежь» в качестве социально-демографической общности субъектов, объединенных соответствующими возрастными характеристиками, связанными со спецификой общественного статуса данных лиц, ролью в современной структуре социума, а также особыми интересами и сформированными ценностями [7, с.674].

В.Т. Лисовский стал первым представителем советского гуманитарного научного сообщества, предложившим закрепление конкретных возрастных рамок субъектов, относящихся к категории «молодежь». Так, соответствующими границами были установлены 16 лет (нижний предел) и 30 лет (верхний предел). По мнению рассматриваемого исследователя, данное поколение отличается прохождением особой фазы социализации [9].

Согласно дефиниции молодежи, зафиксированной положениями «Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года», имеется в виду конкретная социально-демографическая общность, характеризующаяся соответствующим социальным статусом, обуславливающим специфику ее становления в рамках современного общества. Обозначенный правовой документ установил ведущие аспекты молодежной политики на ближайшее десятилетие. Фактически, молодежная группа, рассматриваемая в качестве объекта и субъекта государственной молодежной политики, объединяет физических лиц, начиная с достижения таковыми 14-летнего возраста и вплоть до их 30-летия. При этом предусматриваются особые обстоятельства, фиксируемые текущими нормами отечественного законодательства, расширяющие возрастной контингент рассматриваемой группы до 35 и более лет. В данном контексте не имеет определяющего значения непосредственное место проживания анализируемых субъектов (РФ или иные страны) [6].

Началом дифференциации молодого поколения в качестве самостоятельной общественной категории стал этап, ограниченный XVII-XVIII вв., сопровождавшийся деструкцией патриархального уклада, обусловленной индустриальными революциями [8, с.426]. Благодаря совершенствованию производственного функционирования сформировалась потребность соответствующего обучения, осуществляемого вне рамок конкретных семей. Представленный период характеризовался отсутствием отдельного обособления молодежи как конкретной автономной социальной совокупности лиц. Иными словами, после детства следовала, собственно, взрослость.

По мере оформления училищ и университетов, началось отграничение отдельной социальной общности, объединяющей молодых людей, покидающих пределы своих семей для обретения вариативных профессий.

В науке нет единого подхода к формулированию дефиниции конструкта «молодежь». 

Так, к категории молодежи относят индивидов, которые проходят фазу социализации и обучаются определенным социальным функциям (в частности, культурным, профессиональным и пр.). Исходя из непосредственных исторических условий, присутствует вариативность определения возрастных критериев данной категории субъектов в рамках промежутка 16-30 лет (нижний и верхний пределы) [9, с.421].

При этом обозначенная периодизация не является единственно возможной. Например, положения Стратегии государственной молодежной политики устанавливают объектами лиц, возраст которых входит в рамки 14-25 лет (нижний и верхний пределы) [10].

Наряду с вариативностью установления конкретных временных промежутков, обуславливающих включение субъектов в анализируемую категорию, отдельные исследователи убеждены в необходимости отступления от применения определенного возрастного критерия. Так, по мнению E.H. Вежновца, феномен «молодежь» предполагает общность лиц, отличающихся социопсихическими чертами, предопределяющими интенсивность постоянной переоценки такими субъектами различных ценностей, сформированных современным социумом. В контексте такого понимания, молодежная общность отличается именно общественно-психологическими характеристиками, а не, собственно, возрастными особенностями (вследствие наличия максимально обширного спектра конкретных нормативов) [1].

Значительное число представителей научного сообщества направляют собственные теоретические и практические изыскания на исследование конструкта «молодежь».

Вариативность подходов к интерпретации рассматриваемого понятия, сформулированных отдельными научными векторами социологии, подтверждается информацией, сведенной нами в табл. 1.

Таблица 1. Подходы к определению феноменов «молодежь» и «молодость»

Подход

Сущн ость

Представители

Психофизиологический

Молодость – пер иод р азвития человеческой личн ости между половой зр елостью и полн ой зр елостью

А. Фр ейд

Э. Фр омм

Социальн о-психологический

Молодежь – гр уппа людей опр еделен н ого возр аста с биологическими особен н остями и психологическими отн ошен иями

Г. Стэн ли Холл

Ш. Бюлер ,

В. Р айх

Э. Эр иксон 

Конфликтологический

Молодость – пр облемн ая стадия в р азвитии человека; затян увшийся кон фликт между человеком и обществом

И. В. Бестужев-Лан а,

С. Н . Икон н икова

Ролевой

Молодость – особый пер иод в жизн и людей, достигая котор ого, люди н е гр ают социальн ые р оли р ебен ка, н о в то же вр емя н е являются полн остью н осителями р олей взр ослого человека

М. Титма,

Э. Саар 

Субкультурный

Молодежь – гр уппа людей, обладающая особым обр азом жизн и, стилем поведен ия, культур н ыми цен н остями и н ор мами, отличающимися от обр азцов домин ир ующей культур ы

Э. Шпр ан гер ,

Т. Пар сон с,

Т. Р озак,

Ч. Р ейч

Стратификационный

Молодежь – особая социальн о-демогр афическая гр уппа, выделяемая н а осн ове возр астн ого кр итер ия, обладающая особыми социальн ыми позициями, т.е. зан имающая опр еделен н ое положен ие в стр уктур е социальн ого пр остр ан ства

В. Т. Лисовский

В. И. Чупров

Социализацион н ый

Молодость – пер иод активн ого включен ия молодых людей в обществен н ую жизн ь поср едством механ измов пер вичн ой и втор ичн ой социализации

И. М. Ильин ский

Аксиологический

Молодость – социальн о зн ачимый, один  из важн ейших этапов жизн и человека

Л. В. Мосиен ко

В. И. Добр ын ин а

Субъективный

Молодость – особое мир оощущен ие, хар актер изир ующееся оптимизмом, жизн елюбием, стр емлен ием к активн ой деятельн ости, устр емлен н ости в будущее

И. С. Кон 

Процессуальный

Молодежь – гр уппа людей, фор мир ован ие котор ых н е завер шен о, он и н е полн остью ин тегр ир ован ы в общество

Ю. А. Зубок

Итак, среди ведущих черт, отличающих рассматриваемую группу лиц, определяется обретение автономности; а также становление ответственности. Как считают видные представители научного сообщества, обозначенный переход выступает ведущим аспектом социализации молодого поколения. Иными словами, речь идет об интеграции анализируемой группы субъектов в современный социум и практическом восприятии таковыми текущего уровня развития в различных аспектах. Посредством указанного процесса, данные лица формируют личное отношение к вопросам социального становления, деятельности публично-властного субъекта и пр. Конкретная сформулированная позиция обуславливает отнесенность представителей анализируемой категории к факторам совершенствования социальной и государственной жизни, либо к причинам их торможения [3].

Анализируя концептуальные подходы к интерпретации сути анализируемой категории субъектов в контексте их социализации, а также ювентизации общества, исследователь П.-Э. Митев сформулировал дефиниции обозначенных конструктов. Так, социализация понимается данным автором как влияние со стороны социума, ориентированное на внедрение представителей молодого поколения в текущую структуру социальных взаимодействий. Ювентизация, в свою очередь, раскрывается как изменения социальных отношений, обуславливаемые непосредственным влиянием молодого поколения. Фактически, данный конструкт относится к особому виду творчества, связанному с обретением рассматриваемыми субъектами доступа к общественно-политическим и ценностным аспектам социальной жизни. Между данными отдельными процессами прослеживается взаимосвязь. Так, благодаря интеграции молодого поколения в современную структуру социальных взаимодействий, происходят трансформации в системе общества. Иными словами, социализация имеет своим следствием ювентизацию [4]. При этом подчеркнем дискуссионность обозначенных дефиниций, наблюдаемую на современном этапе.

В рамках концепций субъектности, предусматривается более широкое понимание анализируемой группы, выходящее за пределы ее определения в качестве непосредственного объекта воспитания. В частности, она также рассматривается как субъект соответствующей деятельности. Среди представителей обозначенной концепции выделяются М. Карвати, Б.Г. Ананьев и пр. В целом, изучение молодежной проблематики в озвученном русле имеет место уже с 70-80-х гг. XX в., когда данные вопросы стали предметом изысканий А.И. Шендрика, И.М. Ильинского и пр. В контексте социокультурной парадигмы фокус направленного внимания акцентировался на особенностях индивидуализации представителей рассматриваемой категории, проблематике их социальной интеграции, специфики становления молодежной субкультуры и пр.

Благодаря усилиям ученых данного периода произошло выделение и фиксация универсальных качеств, отличающих молодое поколение. Так, по мнению И.М. Ильинского, в данном контексте выделяются следующие специфические черты, в частности:

  • первой чертой определяется присутствие конкретных возрастных проблем (например, отсутствие автономности, потребность в самоопределении и пр.);
  • следующая черта заключается в дуальности характера конкретных закономерностей, обуславливающих развитие рассматриваемой группы субъектов (первым направлением выступает биологическая предопределенность, вторым – общественная);
  • к третьей черте относится социальный статус молодого поколения, обуславливаемый одновременным рассмотрением данных лиц как субъектов социализации и ее непосредственных объектов;
  • последняя черта заключается в наличии непосредственной взаимообусловленности таких конструктов как «молодежь» и «будущее», выступающих исходной базой для формирования направленной политики.

Все вышеизложенное позволяет нам определить понятие «молодежь».

Молодежь – большая общественная категория лиц, объединенных конкретными возрастными особенностями, обуславливаемыми соответствующими чертами, а также неполной сформированностью текущего социального положения (как в экономическом аспекте, так и в политическом) и свойственного данным субъектам духовного мира.

К категории молодого поколения относится общность субъектов, ограниченных конкретными возрастными рамками (нижний предел – 14 лет, верзний – 30 лет), обеспечиваемая условиями общественного становления, формируемыми текущим социумом, наделяемая определеными льготами, а также связываемая некоторыми лимитами дееспособности в отдельных аспектах социального функционирования [2, с.130].

Рассматриваемая группа является наиболее активным компонентом современного социума, оказывающим интенсивное перманентное воздействие на динамику, проявляемую его структурой [2, с.130].

К молодежной категории относится отдельная возрастная общность индивидов, являющаяся переходным звеном между подростковой группой и зрелыми субъектами, конкретными детерминантами специфики которой выступают наряду с естественными факторами, также текущие условия социального совершенствования. Данная категория представляет собой неотъемлемую социальную составляющую, без которой невозможно обеспечения преемственности последующих поколений [5, с.76].

Итак, молодое поколение представляет собой общественно-культурное и социально-историческое явление, объединяющее значительную биосоциальную общность, характеризующуюся наличием субъектности и определенного потенциала последующего развития, эффективное раскрытие которых обуславливается степенью становления гражданского общества, конкретным актуальным политическим режимом, а также текущей политической системой. В контексте текущего исследования, мы будем исходить из данной дефиниции.

Вышеуказанные интерпретации сути конструкта «молодежь» отображают последовательное изменение понимания значения данных субъектов в рамках социального совершенствования. Иными словами, социальный прогресс, с одной стороны, и качественная трансформация позиций социума в отношении молодежи, с другой, являются взаимосвязанными процессами.

Список литературы

  1. Вежновец, E.H. Социология. Энциклопедия. - Минск, 2003. – 1312 с.
  2. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная, политика. Философия. История. Теория/И.М. Ильинский-М.: Голос, 2001.
  3. Манько, Ю.В., Оганян, К.М. Социология молодежи. СПб., 2008. С. 9-13.
  4. Ковалева, А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А.И. Ковалева, В.А. Луков-М.: Социум, 2004.
  5. Павловский, В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи / В.В.Павловский. - М.: Академический проект, 2001.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: офиц.текст – Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, 2014. – 14 с: сайт. – URL: http://base.garant.ru/70813498/#ixzz5qHH7kiRP (дата обращения: 19.05.2022).
  7. Социологическая энциклопедия. В двух томах. Т. 1. М., 2003. – С. 674.
  8. Социология в России : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Ядов, О. Н. Яницкий, Г. М. Андреева [и др.] ; Под редакцией В.А. Ядова. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Москва : Институт социологии Российской академии наук, 1998. – 696 с. – EDN TCIOAB.
  9. Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. Кн. 1-3.- М.: Институт молодежи, 1995.
  10. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (дата обращения: 20.06.2022).
  11. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.Г. Слуцкого. - СПб., 2004.

Интересная статья? Поделись ей с другими: