УДК 316.442
Социально-гуманитарные инновации: проблемы практической деятельности
Новичкова Ирина Юрьевна – профессор кафедры Истории, политологии и социологии Саратовской государственной юридической академии.
Аннотация: Статья посвящена осмыслению проблем инновационной деятельности в социальной и гуманитарной сферах. В результате анализа автор приходит к выводу, что инновации традиционно связаны с разработкой научно-технической идеи и получении экономического эффекта от внедрения новшества в производство. В современном обществе инновационная деятельность может быть реализована в социальной и гуманитарной сферах, так как она приводит к формированию новых социальных практик и созданию «новой» креативной, творческой личности. Кризис социально-гуманитарного образования является существенной проблемой на пути инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновации, инновационный проект, образование, социиально-гуманитарная сфера.
Термин "инновация" появился в XIX веке в культурологии и использовался в исследованиях проникновения европейских обычаев в африканские и азиатские страны [3, с.152].
В начале прошлого века в своих работах по экономике Й. Шумпетер писал о "новых комбинациях" (новые продукты, новые технологии, новые рынки сбыта), которые, по его мнению, позволят получить сверхприбыли и возможность выжить на рынке [6]. Й. Шумпетер считался основателем инновационной экономики.
В Большом экономическом словаре инновация - это, во-первых, инвестиции в экономику, обеспечивающие смену оборудования и технологий; и, во-вторых, новая техника, технология, которая является результатом научно-технического прогресса [2].
В процессе практической реализации инновация, как интеллектуальный товар, "приобретает экономическое содержание" (Б. Твисс и Т. Рассол), или тот факт, что инновация приводит "к созданию лучших продуктов и технологий с точки зрения свойств, и, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, то его появление на рынке может принести дополнительный доход" [4, с.83].
Р.А. Фатхутдинов определяет инновацию как "конечный результат внедрения инновации с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или иного вида эффекта" [5, с. 45]. Азгалдов и Костин считают, что инновация "предполагает производство патентоспособных продуктов; товаров и/или услуг, которые по своему качеству соответствуют мировому уровню" [1, с. 164].
Таким образом, инновация обычно понимается не просто как нечто технологически новое, а как нечто такое, что в конечном итоге может быть успешно внедрено в производство и принести прибыль. В данном случае акцент делается на экономическом эффекте от внедренных инноваций.
Возникает естественный вопрос об использовании термина "инновация" в других сферах человеческой деятельности. Можно ли, в частности, говорить об инновациях в социально-гуманитарной сфере? При рассмотрении инноваций в социальных и гуманитарных науках, культуре и искусстве, где чаще всего отсутствуют критерии экономической эффективности, возникают определенные проблемы. Может ли инновационная деятельность не основываться на новых технологиях и не приносить хоть какого-то существенного экономического эффекта?
Эти вопросы, связанные с переносом термина "инновация" на рассматриваемые области, приводят к необходимости расширения значения этого понятия и делают его неотличимым от любой инновации.
Следуя традиционному, во многом устаревшему разделению наук на естественные, социальные и гуманитарные науки, инновации также можно разделить на два типа: научно-технические и социально-гуманитарные.
И если научно-технические инновации обеспечивают, как правило, коммерческий успех, то успех социально-гуманитарных инноваций не всегда может быть адекватно оценен.
В то же время совершенно очевидно, что любая инновация требует от человека оригинальности мышления и междисциплинарных знаний, это актуализирует задачу высшего образования готовить не просто специалистов с необходимыми профессиональными компетенциями, но и творческих людей, обладающих интуицией и эмоциональным интеллектом.
Социальные и гуманитарные инновации становятся определенной основой для формирования инновационной личности. Появление новых социальных практик невозможно без гуманитарных инноваций.
В то же время современное высшее учебное заведение должно стать интеллектуальной и психологической средой, где студенты могут реализовать свои творческие способности и где то, что изучается на занятиях, закрепляется на практике.
Образование, как социальный институт, все меньше понимается как ретранслятор социального опыта и культурных практик и все чаще рассматривается как инновационный инкубатор знаний, задача которого - активизировать инновационную деятельность студентов совместно с ведущими преподавателями, в том числе в исследовательских центрах университетов.
Такая образовательная парадигма позволяет раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал студентов и превращает их в интеллектуальный капитал, при этом предполагается, что исследовательская работа осуществляется в смысловой взаимозависимости с образовательной сферой и социально-практической деятельностью.
Нельзя не признать, как отмечает М. Эпштейн, что социальные и гуманитарные науки знают много, но в то же время генерируют мало идей, отсюда постоянные попытки технологизировать или политизировать гуманитарное мышление, отсюда появление таких научных направлений, как, например, "культуроника", трансформирующая культуру, поскольку технология преобразует природу, а политика преобразует общество[7.].
В современном обществе образовался определенный вакуум смыслов и целей, который не может заполнить никакая техника и технологии.
Социально-гуманитарное изобретение создает новые ценности и идеи, инновационные формы сохранения, популяризации и распространения культуры в обществе, которые воплощаются в виде социокультурных практик, новых законов, меняющих способы поведения людей.
Необходимость инноваций в социально-гуманитарных науках очевидна, и прежде всего в области мышления и самосознания человечества.
Проблемы появления этих инноваций в гуманитарной сфере присущи организации научной работы и признанию инновационных исследований академической средой. Например, публикации в научных журналах - это очень формализованная процедура, связанная с системой рецензирования. Легко предположить, что инновационные идеи встретят сопротивление со стороны этой устоявшейся системы, призванной поддерживать определенный уровень публикаций.
Проходя через систему рецензий и обзоров, научная разработка как бы стандартизируется, становится похожей на многие другие. Отчасти именно поэтому научные работы, написанные в одном стиле, теряют саму инновационную идею.
Как и любая междисциплинарная область исследований, социально-гуманитарные науки предполагают организацию "научных команд", объединенных для конкретных проектов.
Внедрение инновации приводит к разрешению проблемной ситуации и создает новую область исследований со своим собственным набором проблемных ситуаций, требующих разрешения в социальной и гуманитарной сфере.
Список литературы
- Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Инновации в нетехнической сфере – необходимость и возможность // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Тез. докл. 5-ой Всеросс. научн.-практич. конф. 28-29 мая 2009 г. (ИНИОН РАН) – Москва, 2009.
- Большой экономический словарь. – М., Книжный мир, 2001.
- Крючкова С. Е. Творчество как инновационный процесс. - М.: БФРГТЗ “СЛОВО”, 2007.
- Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. 2004. N° 2.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
- Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004.