УДК 327

Теория исследования политического уровня мягкой силы в современном Китае

Ду Гэгэ – магистр Белорусского государственного университета.

Аннотация: Джозеф Най определяет "мягкую силу" в терминах "привлекательности", по сути, он понимает "привлекательность" как существенную коннотацию и фундаментальный атрибут мягкой силы, и использует ее как фундаментальную характеристику мягкой силы. Это фундаментальная характеристика, которая отличает его от других вещей. Это точка зрения, которой не хватает логической последовательности и которую трудно обосновать. Суть мягкой силы заключается не в том, что Джозеф Най называл "привлекательностью", а в "близости". Аффинити – это сила любви, которой обладает субъект, суть которой заключается в том, чтобы давать жизнь и жизненную силу объекту любви любящим образом. Это похоже на то, что Фрейд называл "любовным инстинктом", и его ценность заключается в способности заставить объект любви ожить и расцвести. Кроме того, близость существует в противоположность запугиванию, и они составляют суть и свойства мягкой и жесткой силы соответственно.

Ключевые слова: мягкая сила, Китай, теория, жесткая сила.

Мягкая сила – это сила, которой люди обладали с древних времен, но она стала актуальной темой только в наше время. С тех пор как Джозеф Най, представитель американской неолиберальной школы, впервые предложил концепцию "мягкой силы", ученые в стране и за рубежом уделяют все больше внимания вопросу мягкой силы и разрабатывают все более богатые результаты теоретических исследований. В Китае многие ученые некритически восприняли взгляды Джозефа Ная, в результате чего Китаю трудно сформировать инновационные идеи и теории "мягкой силы" с китайской спецификой [1].

Джозеф Най не просто подчеркивает сознательный и добровольный смысл гармоничных отношений между субъектами, которые обеспечивает мягкая сила (т.е. несиловые или непринудительные средства достижения этого), но скорее тот результат, что мягкая сила может обеспечить гармоничные отношения между субъектами, что означает, что если она может обеспечить гармоничные отношения между субъектами (даже если поверхностно и не принудительно), то она может быть использована как средство достижения состояния гармонии между субъектами [2].

Использование Джозефом Наем понятия "привлекательность" для объяснения "мягкой силы" – это, по сути, ценностно-нейтральная позиция без четкой ценностной ориентации или ценностного направления [3]. Мягкая сила, по его мнению, – это сила, для которой не имеет значения, хорошая она или плохая, что означает, что ею может обладать любая страна, организация или человек с достаточной "привлекательностью".

Поскольку "отец мягкой силы" [4] определил "мягкую силу" в терминах "привлекательности" сомнительным образом, мы должны попытаться определить ее по-новому. Ключ к раскрытию сущности "мягкой силы" заключается в изучении ее основного смысла. Мы считаем, что основное значение "мягкой силы" – это "близость".

Си Цзиньпин, исходя из реализации общих интересов человечества, дальновидно выдвинул [5] китайское предложение по созданию сообщества человеческой судьбы, внося китайские решения и китайскую мудрость в упорядоченное и долгосрочное развитие мира. Становится все более очевидным, что, независимо от страны или убеждений человека, и независимо от того, желает он этого или нет, современное человечество фактически уже находится в сообществе судьбы. Сегодня люди больше стремятся к миру, больше стремятся к стабильности, больше стремятся к сотрудничеству, и больше, чем когда-либо прежде, они ненавидят войну, выступают против гегемонии и устали от конфликтов. Это означает, что современное человечество выживает и развивается в беспрецедентно "родственной" манере.

Развитие мира и прогресс человеческого общества требуют руководства позитивной моральной энергией. Узкий этноцентризм и национальный эгоизм приведут человечество только к конфликтам, борьбе, противостоянию и разрушению, которые не должны и не могут стать основной ценностной целью и конечным ценностным предназначением человечества. Другими словами, в наше время военной, экономической, технологической и другой жесткой силы страны уже недостаточно, чтобы оправдать подчинение ей других стран и народов. Только приняв близость за основу, мягкая сила может по-настоящему проявить свою внутреннюю ценность. Определение мягкой силы в терминах "близости" – это не только величайшая раскопка присущей мягкой силе доброты, но и величайшая реализация ее внутренней ценности. Только мягкая сила с близостью может по-настоящему реализовать внутреннюю ценность мягкой силы, которая является теоретической высотой, которую невозможно достичь, определяя мягкую силу по привлекательности.

Акцент на "близости" является важным элементом китайской моральной и культурной традиции. Китайская цивилизация с ее глубокой глубиной и великолепием написала дух китайской культуры, которая длится уже более 5 000 лет, с ее открытым и толерантным отношением "принимать все реки и быть терпимым". Китайская культура продолжает передаваться из поколения в поколение, и основной и наиболее фундаментальный подтекст китайской культуры и китайского духа заключается в этической ценности близости. "Близость" – это суть китайской моральной культуры, а также моральный и культурный ген, который передается из поколения в поколение в китайской нации. Этот культурный ген глубоко укоренился в национальном характере каждого ребенка Яньхуана, заставляя нас стремиться к миру и процветанию и побуждая нас к гармонии и сосуществованию.

Мягкая сила может действительно соответствовать своему основному значению и фундаментальным характеристикам только в том случае, если ее основным смыслом является близость.

Для дальнейшего понимания сущности мягкой силы необходимо фундаментально прояснить разницу между мягкой и жесткой силой. Жесткая сила – это доминирующая сила, которая состоит из основных ресурсов страны (например, площадь территории, население, природные ресурсы), экономической мощи, военной и научно-технической мощи, а также другой видимой и осязаемой материальной мощи. Жесткая сила и мягкая сила тесно связаны друг с другом и принципиально отличаются друг от друга. Они не просто количественные характеристики, а взаимно влияют, взаимно ограничивают, взаимно координируют и взаимно дополняют друг друга. Жесткая сила – это материальный носитель мягкой силы, а мягкая сила – это нематериальное продолжение жесткой силы. Джозеф Най отметил, что мягкая сила полезна, когда традиционной экономической и военной мощи недостаточно для объяснения текущих явлений. Поэтому глубокое понимание фундаментального различия между мягкой и жесткой силой является важной частью истинного понимания сущностного смысла мягкой силы.

Сдерживание – это способность субъекта использовать силу или власть, чтобы заставить другую сторону почувствовать страх. Сдерживание военной мощи несет на себе основную тяжесть этого. В наше время оружие, способное наносить удары массового поражения, такое как ядерное, биологическое и химическое оружие, обладает значительным сдерживающим эффектом, даже если оно фактически не используется в войне.

Список литературы

  1. Тарабарко К. А. «Мягкая сила» культуры: эволюция концепции в трудах китайских учёных // Манускрипт. – 2016. – №. 7-2 (69). – С. 181-184.
  2. Ковба Д. М. «Мягкая сила» в китайской политической науке и практике // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования.– Екатеринбург, 2017. – 2017. – С. 2002-2010.
  3. Маслов А. А. Трансформация аналитических центров как элемента" мягкой силы" Китая в 2010-2020 гг // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2021. – Т. 14. – №. 4. – С. 6-22.
  4. Цыпляев А. Д. Характерные особенности «мягкой» силы Китая // Оригинальные исследования. – 2020. – Т. 10. – №. 8. – С. 108-115.
  5. Ломанов А. В. Современная китайская концепция" мягкой силы" // "Мягкая сила" в отношениях Китая с внешним миром. – 2021. – С. 13-61.

Интересная статья? Поделись ей с другими: