УДК-37.01
Дистанционное обучение: основные особенности и критерии эффективности1
Созонтова Елена Александровна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.
Аннотация: В настоящее время, учитывая эпидемиологическую ситуацию в мире, мы наблюдаем повышенный спрос на дистанционное образование, которое, в свою очередь, приводит к развитию технологий дистанционного обучения. В работе рассмотрены основные особенности дистанционного обучения и критерии эффективности программ дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, образование.
Дистанционное обучение в настоящее время является одной из важных форм обучения в образовательных учреждениях.
Под дистанционным обучением подразумевается любое обучение, которое проходит, когда ученики не присутствуют физически на уроке (в определенных ситуациях это может относиться и к учителю).
Раньше так назывались заочные курсы, на которых во время обучения взаимодействие между обучающимися и теми, кто обучает, проходило по почте. Относительно недавно дистанционное образование перешло в онлайн, и в настоящий момент можно воспользоваться широким выбором предлагаемых инструментов и методов дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – это форма обучения, которая предполагает именно физическое разделение обучающего и обучающихся в процессе обучения. Также здесь понимается, что дистанционное обучение – это процесс использования различных технологий, которые облегчают общение онлайн между учителем и учеником и между учениками.
Можно выделить следующие характерные особенности дистанционного обучения.
Во-первых, дистанционное обучение осуществляется через учебные заведения; это не самообучение или неакадемическая учебная среда.
Во-вторых, дистанционное обучение позволяет преодолеть особенности, обусловленные географической распространенностью обучающихся. Например – часовые пояса, региональные культуры (традиции) и так далее. Грамотно организованное дистанционное обучение позволяет учащимся с разных точек мира взаимодействовать и обмениваться не только знаниями, но и особенностями культуры.
В-третьих, большая часть платформ дистанционного обучения позволяет реализовать коммуникационную компоненту обучения в рамках самой платформы. То есть можно получать обратную связь от обучающихся и от обучающего. Большая часть платформ имеет возможность организовать не только текстовый обмен информации, но и видео/аудио общение.
В-четвертых, дистанционное обучение, предполагает создание группы или сообщества, которое включает в себя обучающего и обучающихся, средства и инструменты обучения.
Исходя из особенностей дистанционного обучения, обозначенных выше, можно выделить три основополагающих критерия эффективных программ дистанционного образования.
-
Транзакционная дистанция
Физическое расстояние является препятствием для традиционного образования. Однако дистанция в онлайн-обучении определяется не физическим расстоянием, а «транзакционным расстоянием» [1].
Согласно Муру [2], транзакционная дистанция - это социальная, психологическая и относительная дистанция между учителями и учащимися, которая является изменчивой и управляемой на основе функции диалога и структуры.
Когда диалоги, значимые взаимодействия между учителями и учащимися для создания знаний, увеличиваются, транзакционное расстояние между ними может быть уменьшено. Даже в аудитории, если учитель не ведет диалог со студентами, последние будут чувствовать большую транзакционную дистанцию.
Онлайн-курсы, не обеспечивающие постоянного диалога между учителем и учащимися и редко учитывающие индивидуальные потребности учащихся, будут иметь большую транзакционную дистанцию и станут нежелательными.
Таким образом, преподаватели должны понимать, что средство общения не сокращает автоматически расстояние между учителями и учениками. Более того, транзакционное расстояние может оставаться неизменным в зависимости от степени диалога и структуры.
-
Познавательное, социальное и обучающее присутствие
Еще одна основополагающая концепция онлайн-образования - присутствие. Существует три вида присутствия: когнитивное присутствие, социальное присутствие и обучающее присутствие [3]. Когда человек участвует в онлайн-обучении, это означает, что он становится членом «исследовательского сообщества» как учащийся или учитель (или и то, и другое). Эффективное и успешное онлайн-обучение требует, чтобы каждый участник достиг и приспособился к этим трем типам присутствия [4].
«Когнитивное присутствие» указывает на степень, в которой учащиеся могут конструировать смысл посредством постоянного обмена мыслями - вопросов, ответов, мозгового штурма, обсуждения и решения проблемы [3, 4].
В среде онлайн-обучения стоит подумать о том, как учащиеся могут максимизировать это когнитивное присутствие, поскольку его степень может варьироваться в зависимости от среды общения.
«Социальное присутствие» может быть достигнуто, когда учащиеся проецируют свои личные чувства, эмоции, вопросы и характеристики на сообщество [4].
Гаррисон и др. [4] утверждали, что социально-эмоциональные взаимодействия и поддержка имеют решающее значение и иногда необходимы для воспитания когнитивного присутствия и, следовательно, приводят к значимым образовательным результатам.
Социальное присутствие помогает членам сообщества снизить психосоциальное напряжение и неуверенность, а также побуждает группу свободно обсуждать и сотрудничать над проектом, выходя за рамки простого взаимодействия и односторонних инструкций.
Сотрудничество привлекает учащихся к общему пространству опыта, чтобы конструировать и подтверждать смысл. В этом отношении успешное сообщество онлайн-обучения должно способствовать сотрудничеству, а не просто существовать как место для загрузки информации.
«Обучающее присутствие» указывает на две общие функции: дизайн образовательного опыта и фасилитация [3,4]. Первая функция может быть основной обязанностью учителя, который выбирает, организует, представляет содержание курса и разрабатывает учебные мероприятия и оценки, обеспечивая четкие ожидания и основные рекомендации по учебной деятельности.
Фасилитация может быть достигнута учителем или учениками в онлайн-среде. Роль обучающего присутствия заключается в поддержке и обогащении социального, а также когнитивного присутствия для достижения значимых образовательных результатов.
-
Самостоятельные ученики
Эффективное онлайн-обучение требует фундаментального изменения взглядов на учащихся. Учащиеся не являются пассивными получателями информации, предопределенной учителем, а являются активными, способными и независимыми людьми со своими собственными процессами обучения, чтобы исследовать свою среду в процессе создания знаний.
Как вкратце обсуждалось выше роли учителей склоняются к фасилитации и разработке учебного опыта, которые обеспечивают автономию учащегося. Однако верно и то, что учащиеся обладают разной степенью способности разрабатывать личную стратегию обучения, находить ресурсы для учебы и оценивать свой собственный прогресс [2]. Более высокая транзакционная дистанция означает, что для обучения требуется больше автономных учащихся; однако студенты не всегда обладают высокой степенью автономии.
Таким образом, транзакционная дистанция, когнитивное присутствие, социальное присутствие, преподавательское присутствие и независимые учащиеся должны быть одними из основных параметров, на которые следует обращать внимание при разработке программ дистанционного обучения.
Список литературы
- Элементы системы ДО / Студопедия.Орг [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.org/10-109977.html.
- Применение технологий дистанционного обучения при освоении программ элективных курсов / ИД «Первое сентября» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/581053.
- Цифровые технологии в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/581053.
- Дистанционное обучение. Проблемы и перспективы // Copyright 2001-2011. Вопросы Интернет Образования [Электронный ресурс]. URL: http://vio.uchim.info/Vio_98/cd_site/articles/art_2_6.html.
1 Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета.