УДК 37

Текущее положение и развитие фортепианного образования для китайских детей в рамках концепции качественного образования

Чжан Футун – аспирант Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы.

Аннотация: Доминирующая в настоящее время в Китае философия образования, поощряющая качественное образование и ценящая всесторонние способности учащихся, значительно повысила физическое и умственное развитие и практические навыки учащихся. С ростом популярности концепции эстетического воспитания незаменимые преимущества, которые она играет, становятся еще более заметными, а роль и значение предмета музыки в ней – все более очевидными. Обучение игре на фортепиано является важной частью дисциплины, но качество преподавания варьируется, несмотря на большое количество преподавателей фортепиано в Китае, поэтому прогресс и инновации в обучении детей игре на фортепиано являются одним из приоритетов в развитии качественного образования сегодня.

Ключевые слова: обучение детей игре на фортепиано, музыкальная эстетика, качественное образование, эстетическое воспитание.

1. Введение

Постоянный рост общего уровня образования в Китае стал его главной задачей в определенной степени, также подстегнуло развитие и инновации в художественном образовании. Музыкальное образование, как неотъемлемая часть художественного образования, стало еще более незаменимым в контексте современных тенденций в образовании. На современном этапе фортепианного образования в Китае большинство преподавателей находятся на не высоком уровне, и большинство из них контактируют с учениками на этапе посвящения, но их профессиональная компетентность различна. Преподавание в так называемом "фаст-фуде", похоже, является открытым секретом в китайском секторе фортепианного образования и даже является преимуществом для некоторых предприятий. Огромный рыночный спрос и высокие и быстрые ожидания родителей породили еще больший хаос в эту "быструю эру", что крайне негативно сказывается на развитии обучения игре на фортепиано детей в Китае, поэтому приоритетным направлением является инновация концепции обучения и совершенствование методов преподавания в масштабах всей отрасли.

Обучение игре на фортепиано является краеугольным камнем в области музыкального образования. Это обязательный курс в музыкальном образовании, включающий в себя знания теории музыки, техники исполнения, музыкальной эстетики и даже искусства пения, и это не просто сведение партитуры, не жонглирование техникой и скоростью. Фортепиано развивает умственные способности музыканта, а формирование художественной эстетики – это процесс слияния чувственного с рациональным и рационального с чувственным. Обучаясь игре на фортепиано, мы являемся одновременно и исполнителями, и слушателями, и интерпретаторами истории, подтекст которой сложен и разнообразен. Обучение этим навыкам необходимо начинать уже на начальном этапе, поэтому тем более важно, чтобы преподаватель начального фортепиано обладал всесторонними музыкально-эстетическими навыками и правильным подходом к обучению и руководству.

2. Современное развитие фортепианного образования детей

2.1. Постепенная оптимизация условий обучения

Музыкальное образование является важной частью качественного образования и эстетического воспитания. Прогресс социальной и духовной цивилизации никогда не может быть отделен от развития музыки и искусства, и музыкальное образование вносит совместный вклад в повышение навыков гуманистической грамотности как в абстрактных, так и в эстетических понятиях. Ценность музыкального образования заключается не только в самой музыке, но и в ценности индивидуального развития и ценности социального развития, и оно играет уникальную роль в оказании влияния на развитие человеческого общества – ценностная концепция, которая в настоящее время получила всеобщее признание во всем мире музыкального образования [1].

Развитие музыкального образования в Китае продолжается, от больших традиционных музыкальных классов с десятками учеников до самостоятельных музыкальных классов, оснащенных фортепиано и звуковым оборудованием, значительно улучшилось аппаратное оснащение классов. Модель музыкального образования в школах постепенно отходит от твердых текстовых изложений в учебниках и начинает делать акцент на переживании и изучении учащимися абстрактных концепций музыкального искусства. Искусство игры на фортепиано всегда было практическим предметом, и все больше школ внедряют в своих музыкальных классах мультимедийное оборудование и небольшие, простые в использовании ударные инструменты, чтобы создать музыкальную атмосферу и улучшить концентрацию в классе. Появляется больше высококвалифицированных преподавателей фортепиано.

Развитие фортепиано в Китае произошло относительно недавно и основывалось на внедрении советско-российской модели обучения в 19 и 20 веках. Долговечность российского преподавания музыки сегодня отчасти обусловлена глубоким художественным и культурным наследием, а отчасти – зрелой и независимой российской системой преподавания. В настоящее время, когда фортепианное образование становится все более популярным в китайском обществе, все больше студентов-музыкантов выбирают обучение за рубежом для получения высшего образования, и большинство выпускников по-прежнему предпочитают возвращаться в свои родные страны. Это привело к тому, что в последние годы увеличилось число выпускников университетов и иностранных студентов, возвращающихся в Китай. Они внесли свой вклад в развитие детского фортепианного образования в Китае и способствовали общему развитию индустрии фортепианного образования. В то же время рост числа талантов в области фортепианного образования и увеличение спроса на курсы фортепианного образования способствуют развитию отрасли в обоих направлениях. Растёт и количество профессиональных преподавателей с более профессиональными педагогическими и эстетическими навыками, а также больше талантливых и одаренных детей, которые обнаруживаются и дебютируют на крупных конкурсах в стране и за рубежом, в определенной степени привели китайскую индустрию фортепианного образования в благополучное состояние.

2.2. «Побочные эффекты» бума фортепианного обучения детей

2.2.1. Противоречие между "фаст-фудом" и "рафинированными" образовательными концепциями

Быстрое развитие индустрии обучения игре на фортепиано породило большое количество смежных отраслей и маркетинговых моделей. Родители хотят, чтобы их дети научились большему за более короткий период времени, что привело к появлению различных новых моделей обучения игре на фортепиано. Например, стиль преподавания "Li Yang English Madness" за короткий промежуток времени появился во всех крупных учебных заведениях, а "занятия в больших группах" стали тенденцией, с коротким периодом обучения и низкой стоимостью, и родители устремились в них. С другой стороны, другие группы людей все еще выбирают поэтапную подготовку по всем аспектам музыкальных способностей, исполнительских навыков, теории музыки, эстетических понятий и т.д., регулярно участвуют в экзаменах на оценку, публичных конкурсах и выступлениях, а также изучают основы теории музыки, помимо фортепианного исполнительства и т.д. При таком способе обучения игре на фортепиано дети лучше подготовлены, но это похоже на марафон, с длительным периодом обучения и это долгий и дорогостоящий марафон, требующий воли и выдержки родителей и учеников.

2.2.2. Противоречие между компетенциями предметных" и "беспредметных" учителей

Нельзя отрицать, что сегодня в Китае существует большая группа преподавателей фортепиано, и многие люди даже говорят, что "порог для преподавателей фортепиано очень низкий". Различные уровни профессионализма привели к огромному разрыву в качестве преподавания, что, в свою очередь, привело к хаосу в индустрии обучения игре на фортепиано, и зачастую этот разрыв носит стремительный характер. В наш век высокоразвитой информации легко заметить, как преподаватели фортепиано делятся своими знаниями и результатами обучения в социальных сетях и, наоборот, превозносят некоторые ненаучные, непрофессиональные и даже ошибочные методы преподавания. Лица, не имеющие сертификата преподавателя или даже диплома о высшем образовании в области фортепиано, в определенной степени совершенно не квалифицированы для преподавания фортепиано, и это часто случается на начальном или стартовом уровне, где родители и ученики не могут их распознать. На самом деле, именно дети на начальном уровне нуждаются в наиболее систематическом обучении и профессиональной ориентации. Диспропорция между преподавателями разного уровня знаний оказывает прямое влияние на результаты обучения большого числа студентов, что приводит к поляризации сверху вниз от преподавателя к студенту.

Путь развития китайского фортепианного образования в рамках концепции качественного образования

2.3. Стандартизация основ преподавания для не высокого уровня образования преподавателей фортепиано

2.3.1. Стадия просветления

На этом этапе учителю необходимо помочь ребенку развить правильное и систематическое представление о музыке и стимулировать интерес к обучению. Одно из значений слова "просвещение" в словаре: развивать невежество, придать смысл вещам, конкретно просветить образование, дать начинающему базовое знакомство с музыкой. Здесь ребенку объясняют правильное положение рук и сидения при игре на фортепиано, слуховое воздействие музыки с точки зрения скорости и интенсивности, а также дают возможность научиться самостоятельно читать ноты. Детям на этом этапе в основном около пяти лет, и обучение проходит в живой и интерактивной форме, с акцентом на самостоятельность и участие. Учитель должен упрощать трудные задачи, организовывать сложные проблемы и оживлять скучный класс с помощью направляющего обучения. Простые и легкие в использовании музыкальные игры могут быть разработаны таким образом, чтобы раскрыть индивидуальность и восприимчивость каждого ребенка в процессе взаимодействия, тем самым тренируя чувство ритма и музыкальность ребенка. Общее впечатление ребенка от фортепиано и музыки на начальном этапе обучения сохранится на протяжении всей его карьеры.

2.3.2. Первичная стадия

Этап обучения игре на фортепиано для начинающих является продолжением начального этапа и прелюдией к последующим промежуточному и продвинутому этапам. Этот этап важен для развития хороших навыков практики и освоения базовой теории музыки. На этом этапе отклонения от направления обучения не будут заметны в уровне успеваемости ученика, но неправильные привычки останутся с ним и станут более заметными в будущем. На этом этапе преподаватель должен в обязательном порядке стандартизировать основные паттерны рук и попросить студента запомнить основы. Здесь, например, студент начинает изучать основные обозначения и терминологию, и ему необходимо понять приемы, соответствующие этим обозначениям, такие как линии легато, пропуски, акценты и т.д. Учащийся познакомится с таким ритмическим рисунком, как синкопа. Очень важно понять разницу между различными стилями игры и разницу в создаваемой акустике. У некоторых детей плохо развито чувство ритма, и их нужно направлять на выработку привычки использовать метроном, так как механическое повторение поможет сформировать понятие ритма и метра.

2.3.3. Промежуточная стадия

Этот этап является самым обширным и трудоемким этапом обучения игре на фортепиано. На этом этапе еще больше укрепляется независимость и ловкость пальцев, чтобы они могли работать быстро, равномерно и мощно. Этот этап требует хорошего владения различными способами прикосновения к клавишам и силой пальцев. Обучение прикосновению к клавишам позволяет ученику с легкостью играть разнообразные мелодии. Научиться прикладывать силу – это ключ к тому, чтобы заставить пальцы быстро работать. Это также время, когда студент переходит от механической игры по фиксированному образцу к самостоятельному сочинению в соответствии со своими эстетическими способностями. Согласно Тэн Шоуяо, эстетическое понимание не является врожденным, а представляет собой результат сознательного воспитания и бессознательного привития культуры, процесс трансформации, который постепенно выстраивается через умственную зрелость и художественную культивацию. [2] Это неотделимо от накопления разнообразного репертуара, но качество будет важнее количества. К концу этого периода функция пальцев и самостоятельная музыкальная обработка должны быть значительно улучшены.

2.3.4. Продвинутый этап

На этом этапе студенты больше заинтересованы в интеграции и сублимации того, что они узнали ранее. Здесь больше внимания уделяется эмоциям, и студенты должны ориентироваться на то, чтобы понять историю, стоящую за произведением. Исполнение каждого произведения также завершает трансцендентальный диалог с композитором. На этом этапе студенты должны познакомиться с широким спектром стилей и жанров, чтобы расширить свой репертуар. Например, различия между китайскими и иностранными произведениями, например, большинство китайских произведений любят изображать определенную сцену, изображать определенный образ или имитировать звуковые характеристики китайских народных инструментов. Зарубежные произведения более нюансированы и обладают духовной силой, используя музыку для представления неизвестных или сложных психологических действий и видения будущего развития. Студенты должны понимать и играть в эту дифференциацию. В подражании они формируют привычки и достигают высокой степени интеграции и гармонии между мыслью и движением, техникой и эмоциями.

3. Сосредоточенность на развитии самостоятельных эстетических навыков

В ходе обсуждения культурного сознания в музыкальном образовании можно сделать вывод, что в музыкальной культуре существует неотъемлемая триада слов, образов и значений. [3] Следует понимать, что музыка сама по себе не является состязанием в физическом мастерстве или демонстративном искусстве, а скорее средством, заменяющим язык, изображающим образы, выражающим намерения и выражающим эмоции в абстрактной и тонкой форме. Однако понимание музыки у большинства студентов поверхностное, они просто копируют партитуру и играют по нотам, не понимая мелодического направления и эмоционального содержания. Бесспорно, техника и музыка всегда будут идти рука об руку, но первое, чем должны обладать студенты в начале обучения, – это правильные музыкально-эстетические и оценочные навыки. Как нет причин быть громким, так и в хорошей музыке есть нечто большее, чем причудливые звуковые эффекты и яркие движения.

Например, в классический период соната должна быть ритмически стабильной и строгой, с высокой степенью следования оригинальной партитуре; в романтический период музыка богата эмоциями, мелодия более жизненна, и исполнитель может дать ей больше собственной интерпретации и размышлений; в импрессионистский период акцент делается больше на изображении определенных намерений и сцен. Период импрессионизма характеризуется более диссонирующими интервалами, и исполнителю необходимо мысленно продумать композицию.

В последние годы в Китае постепенно вводится тест "Основы музыкальной грамоты", который теперь учитывает не только уровень исполнения, но и теорию музыки, музыкальную грамотность и даже историю музыки, причем теория и исполнение постепенно становятся безразличными. Развитие самостоятельных музыкально-эстетических навыков учащихся также служит стимулом для учителей к повышению собственных стандартов, чтобы ученики в равной степени могли выбирать и оценивать своих учителей.

4. Совершенствование модель музыкального образования в соответствии с развитием времени

Влияние культуры на ценности фортепианного образования в основном отражается в культурных традициях в области фортепианного образования. Несмотря на то, что фортепианное образование, как и другие виды художественного образования, признается как отражение ценностей эстетического воспитания человека, все же существуют фундаментальные различия в образовательных ценностях, которых придерживается каждая страна при реализации фортепианного образования, что обусловлено различными культурными традициями. [4] "Музыка не имеет границ", но концепция фортепианного образования в Китае еще не полностью созрела и все еще находится под влиянием образования, основанного на экзаменах. Искусство игры на фортепиано особенно полно рассматривает знания теории музыки, координацию мышц тела и музыкальные качества. Хороший пианист должен быть всесторонне развит, а это невозможно приобрести утилитарным, целенаправленным подходом.

Поэтому неизбежно необходимо обновить модель обучения игре на фортепиано в соответствии с развитием времени, придерживаясь концепции "учить людей ловить рыбу лучше, чем учить их ловить рыбу", исследовать потенциал и поощрять инновации, вместо стандартизированной, основанной на внушении традиционной модели обучения. Мы активно изучаем зарубежные философии преподавания, такие как метод Кодая и метод Орфа, и постепенно трансформируем модель, ориентированную на навыки, в новую модель, ориентированную на концепцию. В настоящее время в Китае уже некоторое время развивается метод преподавания музыки, но он не совсем популярен, и существует определенное сопротивление объединению его с традиционным классом обучения игре на фортепиано. Поэтому важно начать с корня проблемы, и первой задачей является подготовка учителей и обучение их "как быть учителями". Музыкальные кружки в начальных и средних школах должны активно стремиться к сотрудничеству и обмену с местными университетами, предлагать лекции по "музыкальной педагогике" и поощрять учителей к дальнейшему образованию и перевоспитанию. Родителям следует отказаться от концепции "быстрого, принудительного" образования и взглянуть на общее качество своих детей с долгосрочной точки зрения.

История развития фортепианного образования в Китае отставала по сравнению с западными странами, но в настоящее время, в условиях быстрого экономического развития Китая, когда в обществе активно пропагандируется качественное образование и эстетическое воспитание, развитие индустрии фортепианного образования ускоряется. Необходимость сильного регулирования и руководства для обеспечения позитивной и стабильной траектории. Коммерциализация, фаст-фуд и консерватизм образования являются основными препятствиями для развития фортепианного образования в настоящее время, поэтому, исходя из вышеизложенных выводов, неизбежно реформирование фортепианного образования и внедрение передовых моделей образования с основной целью воспитания самостоятельных эстетических способностей учащихся, в соответствии с направлением времени. Педагоги должны сохранять свою оригинальность, твердо стоять на ногах в современном развитии времени, принимать качество преподавания и обучения как необходимое условие, принимать будущее развитие студентов как основополагающее, исходя из текущего контекста, и принимать качественное образование и концепцию эстетического образования с сайта как руководство для продвижения позитивного развития фортепианного образования детей в Китае.

Список литературы

  1. Ван Вэньлань. Исследование реализации учебной программы по музыке в средней школе в видении качественного образования [D]. Северо-западный нормальный университет, 2007.
  2. Сюэ Цзинь. Исследование обучения игре на фортепиано и эстетического психологического развития детей [D]. Фуцзяньский нормальный университет, 2007.
  3. Се Цзясин. Культурные размышления о современном китайском музыкальном образовании [J]. Музыкальные исследования, 1994(02):29-38.
  4. Чжао Юнь. Современное фортепианное образование в Китае в культурной перспективе [D]. Восточно-Китайский нормальный университет, 2010.

Интересная статья? Поделись ей с другими: