УДК 37.014

Сопровождение реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на региональном уровне

Тихомирова Мария Олеговна – старший преподаватель кафедры Начального и дошкольного образования Института развития образования Иркутской области.

Аннотация: В статье рассматривается опыт сопровождения введения обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на региональном уровне посредством каскадной модели взаимодействия (регион, мунипалитет, школа).

Представлено описание регионального проекта «Сопровождение реализации обновлённого ФГОС НОО в Иркутской области» и основных результатов деятельности. Также автор указывает актуальность деятельности, основные инструменты взаимодействия, ожидаемые результаты и последовательность работ в рамках проекта, необходимых для планомерного перехода начальной школы на обновленный ФГОС НОО.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, начальная школа, сопровождение работников образования, каскадная модель взаимодействия.

С нынешнего года начинается реализация обновленного федерального образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) во всех школах Российской Федерации [1]. В связи с чем, возникает необходимость в сопровождении как педагогических, так и управленческих работников разного уровня образовательных систем: школьного, муниципального, регионального для решения проблемы планомерного перехода начальной школы на Стандарт.

Так, с целью создания условий эффективной реализации Стандарта в школах региона инициативная группа педагогов и преподавателей кафедры начального и дошкольного образования ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» (далее – Институт) предложили к реализации проект с целью дальнейшего масштабирования в практику начальной школы.

Региональный проект «Сопровождение реализации обновлённого ФГОС НОО в Иркутской области» утвержден приказом директора ГАУ ДПО ИРО №43 от 15.04.2022г. и начал свою реализацию с 18 апреля нынешнего года. Участниками проекта стали четыре организации муниципального уровня и десять общеобразовательных организаций региона.

Основная идея. Каскадная модель сопровождения Стандарта предполагает уровневое взаимодействие всех участников. На протяжении года инициированы и проведены вариативные семинары, интерактивные мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, тренинги и тьюториалы для всех участников проекта по основным тематическим линиям, среди которых: разработка программ учебных предметов, календарно-тематического планирования [3]; сценирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода[4, с.15], [5, с. 56]; разработка организационно-правовых локальных актов; эффективная работа достижения образовательных результатов детей и пр.

Основными инструментами сопровождения стали уникальные образовательные продукты. В Иркутской области создана и работает Карта сопровождения реализации Стандарта в регионе, на уровне муниципалитета – чек-лист готовности муниципальной системы образования к введению Стандарта, на уровне общеобразовательной организации для управленческих команд создана Навигационная карта введения обновленного стандарта, а для педагогических команд школ – Индивидуальный маршрут профессионального развития в условиях введения Стандарта и анкета выявления ситуативной тревожности в коллективе в условиях введения Стандарта. С целью создания избыточной вариативной среды проекта его участниками также стали представители сетевого предметного сообщества региона «Начальная школа» с Тематической картой участия неформального сообщества во введении Стандарта в регионе.

Согласно закону об образовании [2], родители в праве участвовать в жизни школы. Так, разработаны анкеты и проведено анкетирование с целью выявления представлений родителей о реализации Стандарта; записан видеоконтент и подготовлены методические материалы для организации просветительской работы о реализации Стандарта в открытом доступе.

В рамках эффективного сопровождения деятельности по введению Стандарта с начала реализации проекта выполнены работы:

  • разработаны концепции проекта, инструментов взаимодействия;
  • разработана и доступна веб-страница проекта;
  • проведена диагностика готовности к реализации Стандарта на уровне муниципалитета и школы;
  • 100% участников проекта повысили свою квалификацию по теме реализации Стандарта в начальной школе;
  • проведены четыре установочных семинара для участников проекта (общая презентация проекта для потенциальных участников, семинар для представителей муниципальных служб, семинары для педагогических работников, управленческих школьных команд);
  • разработаны и внедрены в практику участников проекта инструменты взаимодействия, проведена профессионально-общественная экспертиза представителями неформального сообщества учителей начальных классов региона;
  • проведена серия развивающих семинаров (включая родительскую общественность) согласно тематическим линиям проекта, в т.ч. с участием сетевого предметного сообщества «Начальная школа» ППО Иркутской области;
  • функционирование открытой региональной консультационной площадки.

Среди ожидаемых результатов и перспектив проекта авторы выделяют:

  1. Разработаны и апробированы инструменты сопровождения реализации Стандарта в разных условиях (в школах со стабильно высокими образовательными результатами и в школах, показывающих низкие результаты);
  2. 100% готовность муниципалитета и общеобразовательных школ проекта к введению Стандарта;
  3. Повышение субъектности участников проекта, включая родительскую общественность, посредством внедрения уникальных образовательных продуктов;
  4. На платформе Института [6] создан открытый информационно-методический навигатор в рамках введения Стандарта, апробированный на площадках школ и муниципалитетов, доступный широкому кругу педагогической общественности;
  5. Созданы условия для дальнейшего тиражирования эффективного опыта сопровождения реализации обновлённого стандарта в условиях региона, муниципального образования, общеобразовательной организации.

Таким образом, реализация проекта позволит создать эффективные условия сопровождения его участников в условиях каскадной модели взаимодействия. Практической значимостью проекта станет апробированный управленческий кейс «Реализация обновленного ФГОС НОО», готовый к масштабированию в условиях региона, муниципалитета и школы.

Список литературы

  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 №64100);
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» С изменениями и дополнениями от 30 декабря 2021 г.;
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/2);
  4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Деятельностный и системно-деятельностный подходы: методология и практика реализации // Пермский педагогический журнал. 2016, № 8. С. 11-20;
  5. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека. 2017. 80 с.
  6. Образование для жизни – Сила в единстве [Электронный ресурс]. – URL: https://edulife.iro38.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: