УДК 340.115.4

Влияние права, как учебной дисциплины, на формирование правовой культуры школьников

Тихая Лариса Андреевна – учитель истории и обществознания Средней общеобразовательной школы №24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии г.Мытищи.

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования правовой культуры старших школьников. При помощи методов многомерного статистического анализа, определяются наиболее существенные качественные характеристики правовых представлений и вырабатываются наиболее удобные средства их количественной обработки, благодаря чему делается вывод о влиянии права, как учебной дисциплины, на зарождение правовой культуры российской молодежи в настоящее время.

Ключевые слова: правовая культура молодежи, правовые представления школьников, правосознание, многомерный статистический анализ, контент-анализ.

На сегодняшний день приоритетным направлением в общеобразовательных организациях, в рамках реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования, является повышение правовой грамотности и формирование правовой культуры подрастающего поколения. Обновление законодательства, существенные изменения в политической, экономической, социальной сферах жизни общества, изменение сознания граждан нашего государства, обуславливают необходимость в высоком уровне правовой культуры отдельной личности, как условия построения правового государства и гражданского общества.

Значительную роль в формировании правосознания и правовом воспитании старших школьников играет система образования. Право, как учебная дисциплина, направлено на формирование активной гражданской позиции, развитие интереса к изменениям законодательства, возможности ориентирования в основах публичного и частного права (конституционного, административного, уголовного, экологического, семейного, трудового, гражданского), а также на знание системы правоохранительных органов, в которые можно обратиться с целью восстановления нарушенных прав.

Подрастающее поколение нуждается в комплексном и последовательном воздействии всех социальных институтов на формирование правосознания. Важнейшую роль в формировании правовой культуры человека играет воспитание в семье и школе. Именно эти институты, помогают подростку приобрести жизненный опыт, приобщают к системе моральных и правовых ценностей. Формирование правовых представлений учащихся старших классов в общеобразовательных учреждениях включает в себя изучение не только теории права, но также разрешение правовых ситуаций, с которыми подросток может столкнуться в реальной жизни. Выявление влияния уроков права на уровень правовой культуры и правосознания старшеклассников, позволит скорректировать их правовое воспитание и поведение в обществе. Это является первостепенной задачей школьного образования, так как воспитание правовой культуры – один из важнейших факторов социализации подростков.

Интерес к проблеме правового воспитания и правовой культуры школьников вызван, прежде всего, запросами практики. Негативные последствия социально-политических и экономических преобразований в стране, в первую очередь отразились на детях и подростках.

Актуальность темы исследования связана и с тем, что в последнее время наблюдается огромный рост преступности среди подростков. Практика показывает, что лица, совершившие правонарушение в раннем возрасте, позднее лишь в редких случаях поддаются исправлению и составляют основную массу взрослой и рецидивной преступности. Важнейшими условиями обеспечения внутренней безопасности государства являются безопасность личности и сохранение человеческого потенциала.

Правовое воспитание в общеобразовательных учреждениях способствует установлению границ дозволенного поведения, укрепляет законность, социальную справедливость, помогает снизить количество правонарушений, совершаемых подростками по причине правовой безграмотности и незнания закона.

Необходимость многомерного анализа правовой культуры подрастающего поколения и ее совершенствование вызваны и фактическим отсутствием работающих механизмов социального становления личности в правовом государстве, способов влияния на этот процесс; условий, которые могли бы обеспечить безопасное вхождение подростков в жизнь социума.

Правовая культура личности — составная часть культуры общества в целом, включает определенный способ самореализации человека, жизненный опыт, чувства и правовую оценку отношения человека к окружающему миру. Правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых знаний, взглядов, идей, настроений, но и всю деятельность по их обмену, созданию, хранению, распространению, развитию, потреблению. В правовом пространстве все явления могут быть оценены с точки зрения правовой культуры. [1, с.36]

Правовая культура имеет собственные закономерности (внутреннего) развития. Сфера изучения правовой культуры, которая выражается в соответствующих представлениях ее носителей, отличается довольно высокой степенью неопределенности. Сущностные стороны этих представлений могут быть выявлены с помощью анализа источников особого рода, позволяющие исследовать содержание и особенности развития правовой культуры подрастающего поколения (в данном случае это анализ анкетирования, полученного в результате социологического опроса учащихся 9-11 классов МБОУ СОШ №24). С другой стороны, сами источники, позволяющие исследовать такую предметную область, как правовые представления должны рассматриваться в трех исследовательских проекциях:

  • они должны отражать свойства изучаемого предмета, которые могли бы «быть использованы для получения знания о другом объекте» [2, с.126];
  • они должны нести в себе «информацию, накопленную в ходе исторического развития – продуктах социальной памяти » [2, с.126];
  • источники такого рода – продукты диалога между пространством российского права и пространством массового правового сознания. Именно процесс и характер такого диалога определяет сущностные подходы формирующейся российской правовой культуры.

Анкеты, заполненные школьниками, могут отвечать данным требованиям. Достоинство таких источников в том, что они могут рассматриваться, с одной стороны, как источники личного происхождения, а с другой, в силу своего массового характера и социального содержания, являются социально-политическими и культурно значимыми. Как источники личного происхождения они отражают индивидуальные варианты правового сознания и несут в себе определенный субъективизм. Но при использовании метода типологизации выявляется общее между индивидуальным и групповым массовым правосознанием. [2, с.127]

Использование и анализ таких массовых источников, как анкеты, заполненные учащимися 9-11 классов, позволило применить методы многомерного статистического анализа, в том числе и метод контент-анализа, широко применяемый в последние годы в ряде социально-гуманитарных наук. [2, с.130]

Основной класс содержательных задач, решаемых с помощью метода многомерного статистического анализа, применительного к предмету исследования состоит в выявлении такого объекта, как зарождающиеся правовые представления и его признаки подрастающего поколения. В частности выявить эти признаки можно с помощью метода контент-анализа. Для характеристики основных правовых представлений подростков необходимо описать следующие элементы правосознания через призму видения проблемы глазами самих школьников:

  • осмысление и ощущение необходимости права;
  • оценку права;
  • осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
  • осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
  • восприятие процесса и результатов реализации права.

Вопросы, предложенные мной в социологическом опросе, корреспондируют с вышеперечисленными элементами правосознания.

Анкетирование школьников было проведено по следующим вопросам:

  1. Для чего, на Ваш взгляд, существуют правовые нормы?
  2. Исполняете ли Вы их в повседневной жизни? Почему?
  3. Как, на Ваш взгляд, воздействует право на поведение людей?
  4. Как Вы оцениваете современное состояние знаний о праве в обществе? Свои знания?
  5. Как Вы оцениваете эффективность действия российского законодательства?
  6. Какие недостатки современного российского законодательства Вы видите?
  7. Какие предложения Вы бы могли внести для устранения этих недостатков?

По этим вопросам было проведено анкетирование 140 человек, из которых 65 не изучают дисциплину «право» (9 класс), 41 изучают первый год (10 класс), а 34 – второй (11 класс). В соответствии с анализом ответов школьников можно выделить четыре основные темы:

  • право регулирует общественные отношения;
  • право воздействует на поведение людей, но механизм воздействия неизвестен;
  • право контролирует и ограничивает поведение людей;
  • право закрепляет свободы людей.

Выделение четырех названных тем формировалось на основе ключевых понятий, содержащихся в ответах опрашиваемых (контентов), соответствующих поставленным задачам. Ограничительный отбор тем проводился по признакам определения в них индикаторов – отдельных слов, суждений, предложений, раскрывающих содержание смысла правовых представлений. Классы отдельных индикаторов были объединены в смысловые группы – контенты.

Построение модели контентов, отражающих формирование правосознания подрастающего поколения, в виде четырех основных тем, позволило применить метод количественного шкалирования. По количеству индикаторов-суждений в каждом тексте определялось их рейтинговое место в общем количестве высказываний, что позволило определить место того или иного контента в системе ценностных ориентаций и правовых представлений подростков.

И.А. Шаповалов считает, что «применение таких методов и приемов анализа позволяет минимизировать искажение смыслов-контентов, непосредственно отражавших правовые представления, т.е. позволяет вести их содержательный анализ от социально-правового факта, взятого в единстве его субъективной и объективной сторон». [2, с.131]

Таким образом, при помощи методов многомерного статистического анализа, удалось определить наиболее существенные качественные характеристики правовых представлений и выработать наиболее удобные средства их количественной обработки; проследить процесс зарождения правовой культуры российской молодежи в настоящее время.

Для того чтобы правильно описать основные правовые представления и оценки школьников 9-11 классов, необходимо подчеркнуть, что выделение различных слоев, уровней и форм правового сознания вовсе не означает, что в реальной, живой правовой действительности они существуют изолированно друг от друга, в «чистом» виде. Напротив, они взаимодействуют, сочетаются, проникают друг в друга. 

Следует отметить, что в содержании правовых представлений фиксируются определенные правовые ценности и идеалы, а так же требования относительно правовых норм, на основе которых государство призвано поддерживать общественный порядок. Все это свидетельствует о том, что правовые понимания школьников как часть общественного сознания являются отражением условий их жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих и их потребностей, возникающих в данных условиях.

Начать характеристику основных правовых представлений и оценок опрашиваемых следует с их понимания права и правовых норм.

Первое рейтинговое место на вопрос «Для чего существуют правовые нормы?» занимает контент: «право регулирует общественные отношения». Из школьного курса обществознания и права, как выяснилось, одиннадцатиклассники и десятиклассники, вынесли определение права, как регулятора общественных отношений. Следующий, не менее значимый ответ, отстающий на 4 голоса и относящийся почти только к девятиклассникам, был « нормы права являются основой правопорядка». Интересно заметить, что все учащиеся, чьи представления отнесены к самому популярному контенту, отвечая на данный вопрос, отмечали, что они созданы для регулирования общественных отношений, однако, их исполнение объясняется страхом перед наказанием, и что они уже сейчас понимают, что существует множество «лишних» и «недоработанных» законов, исполнением которых в повседневной жизни можно пренебречь.

Последующий вопрос «Как воздействует право на поведение подростков и людей в целом?» рейтинговое место, согласно проведенному анализу, занимает контент: «право воздействует на поведение людей, но механизм воздействия неизвестен». Тема этого контента выявлена в большинстве своем в ответах школьников, не изучающих дисциплину (ученики 9 класса). С чем это связано? Анализируя ответы, в которых стало возможным выявление данного контента, можно сделать вывод о среднем и низком уровнях правопонимания у этих подростков. Это объясняется недостаточным количеством информации и интереса социума к правовым явлениям. Вероятно, решить эту проблему могут помочь различные методы повышения правовой культуры общества, путем воздействия на еще не сформировавшееся сознание молодежи (детей), как на уроках обществознания, внеурочной деятельности, так и вводя право, как учебную дисциплину уже в средней школе. Исследование помогло сделать вывод, что сами школьники видят необходимость в повышении уровня правового воспитания во всех образовательных учреждениях.

Представляет интерес и следующий вопрос: «Исполняете ли Вы правовые нормы?» Как показало исследование, 91 опрошенный считает, что соблюдение правовых норм обязательно, так как право создано с целью соблюдения общественных отношений, сохранения мира и безопасности в государстве. При этом остальные исполняют их не всегда, потому что, по их мнению, это ограничивает свободу. Из данного анализа можно сделать вывод, что для многих школьников свободы людей– это справедливость. Для некоторых это ограничение одних индивидов против нарушения прав других. Большинство же опрашиваемых понимает «свободы людей» как соразмерность наказания совершенному деянию, и для закрепления этих самых свобод, по мнению подростков, необходимо ужесточить санкции и принять меры борьбы с коррупцией, для того, чтобы все слои населения обладали равными правами перед законом.

Исходя из понимания частью опрашиваемых сущности и назначения правовых норм и права в целом, можно сделать вывод, что большинство считает функционирование права в современной России неэффективным или низко эффективным. Некоторые из них считают, что это вызвано неподходящими для страны формой государственного устройства и политическим режимом.

Таким образом, из 140 опрошенных школьников 50 считают, что правовые нормы – основной регулятор общественных отношений;46 полагают, что они являются основой порядка в обществе;10 утверждают, что правовые нормы необходимы для обеспечения контроля над населением, 7 определяют необходимость норм права для обеспечения безопасности, остальные же(13) считают, что правовые нормы определяют границы дозволенного. Однако, как признаются сами учащиеся, исполняют они их не всегда (13человек), 91 прошенных считают исполнение норм права обязательным, 34 делают это под страхом наказания, 2 человека вовсе им не следуют. Небольшая группа опрошенных – 14 человек, учащиеся 9 классов, то есть не изучающие право как отдельную дисциплину, ответили «не знаю» на большинство вопросов. Несмотря на то, что в 9 классе в курсе обществознания начинается блок « Политика и право», эти учащиеся не понимают сущности права и механизмов его воздействия на общество, что свидетельствует не только об их низком уровне правовой культуры и правосознания, но и о недостаточно высоком уровне функциональной грамотности и неспособности к анализу полученной информации. Как уже было отмечено, исследуемая группа составила 140 человек, следовательно, 10 процентов опрошенных не имеют никаких правовых представлений, из чего, применяя методы многомерного статистического анализа, можно сделать вывод об уровне правосознания среди российских подростков в целом.

Также учащиеся считают, что право сдерживает людей, заставляет их держаться в определенных рамках, предотвращает нарушения (34 человека), однако есть и такие, кто считает, что право никак не воздействует на поведение людей или оказывает негативное воздействие (8 человек). Но все же большинство опрашиваемых, а именно 98, отмечают положительное влияние права на поведение людей. Эффективность деятельности российского законодательства 60 школьников находят на крайне низком уровне и выделяют такие недостатки, как пробелы и коллизии в праве, противоречивость законов, возможности внесения поправок «нужных самой власти в основной закон государства», и как следствие - фактическое отсутствие участия населения в государственном управлении, коррупция, фиктивность законодательства и др. Сами подростки в большинстве своем признают состояние своих знаний о праве и знаний общества достаточно низким и предлагают повысить уровень правового образования во всех учебных заведениях, исходя их принципов гуманитаризации современного образования, заинтересовать общество проблемой правового воспитания.

Таким образом, школьники уверены, что правовое воспитание возможно тогда, когда в государстве существует порядок и справедливость, когда общество заинтересовано данной проблемой, но уже заинтересовать его - задача государства.

Непременным условием эффективного развития общества является успешная социализация личности, ее саморазвитие как субъекта культуры. На современном этапе общественного развития именно культура играет решающую роль в социальном и экономическом прогрессе.

Правовая культура не сводится к знанию права, она представляет собой специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности в сфере правовых отношений, овладение умениями и навыками правового поведения.

Можно сделать вывод, что состояние нравственного сознания подростков, не изучающих право, как отдельную дисциплину, в большей степени характеризуется неустойчивостью и противоречивостью, и это находит отражение в выборе ценностных ориентаций и идеалов, противоречивой является и направленность нравственного сознания.

Правовая культура подрастающего поколения должна стать объектом более пристального внимания со стороны практических работников и ученых. Формирование демократической правовой культуры молодежи - есть важнейшая задача наших дней, без решения которой Россия не может стать экономически сильной, культурной страной, гарантирующей своим гражданам соблюдение прав и свобод.

Список литературы

  1. Петручак Л.А. Правовая культура современного российского общества: теоретико-правовое исследование диссертация д.ю.н.:12.00.01, Московская государственная юридическая академия имени O.E. Кутафина, М.:2012, 453 с.
  2. Шаповалов И.А. Совестское правосознание: генезис и формирование в 1917-1920-х гг.(уголовно-правовой аспект):Монография.-Армавир: РИЦ АГПУ, 2005.-227 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: