УДК 13

Цифровизация и высшая школа

Беликова Евгения Константиновна – кандидат культурологии, старший преподаватель Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье проанализирована современная ситуация цифровизации основных сфер человеческой жизни, дана характеристика влиянию цифровой культуры на высшую школу, представлены основные понятия «цифровая культура», и обозначены основные направления формирования исследуемого вида цифровой культуры в высшем образовании.

Ключевые слова: цифровая культура, информационная культура, цифровизация, цифровые коммуникации, профессиональное образование, высшая школа.

Цифровые технологии в настоящее время-это неотъемлемая часть повседневной жизни нашего общества. Разнообразные электронные устройства, как планшеты и смартфоны, ноутбуки являются каждодневным средством и инструментом коммуникации между людьми на всех уровнях социального взаимодействия, средств массовой информации, при взаимодействии с учреждениями и организациями, между государством и обществом, и в целом в реализации различных аспектов нашей повседневной жизни. Особенное внимание следует уделить взаимодействию цифровой культуры и высшей школы.

Информационное пространство с помощью глобальной сети Интернет и многочисленных социальных сетей, и мессенджеров увеличивает возможности общения на всех уровнях, способствует преодолению географических, политических границ, эффективной коммуникации в различных областях человеческих отношений, государства, общества.

Скорость и повсеместность проникновения информационных потоков влечет практически полную и всеобъемлющую цифровизацию общественных, социальных процессов и жизни отдельных представителей общества.

Прежде всего рассмотрим историю возникновения и использования термина «информатизация», который широко используется практически во всех сферах жизни: экономика, социология, образование, медицина и прочие.

Очевидно, что поколение, родившееся и подрастающее в настоящее время, и ставшее частью академической жизни и примкнувшее к высшей школе, уже живет и функционирует в цифровом формате, именно эта особенность важна при рассмотрении влияния цифровых технологий, и в частности, цифровой культуры на высшее образование.

Основными характеристиками и признаками, которые характеризуют единую современную цифровую культуру, относятся персональный компьютер и разнообразные цифровые устройства и приложения: Интернет, искусственный интеллект, системное и прикладное программное обеспечение, компьютерная графика и системы виртуальной реальности, цифровые форматы традиционных средств коммуникации (книги, фотографии, аудио- и видеозаписи, цифровое ТВ и т.п.), компьютерные игры, машинное обучение.

Безусловно, информационные технологии и цифровая культура уже изменили и продолжают менять способы и процесс получения, анализа, обработки и передачи знаний, а также непосредственно и процесс обучения.

Информационные технологии в настоящее время занимают одно из центральных мест в образовании: появление различных онлайн-курсов, образовательных ресурсов и платформ, дополняющих и конкурирующих с традиционными учебными организациями. Государственные субсидии и поддержка составляет миллиарды на создание и поддержку цифровых образовательных платформ, а также разработку и адаптацию законодательной и технической политики и инициатив. Цифровые инструменты в высшем образовании становятся неотделимой частью внутренней и глобальной политики и экономики.

В академической сфере цифровизация оказывает свое влияние. Современная система высшего образования прошла чрезвычайно важный этап компьютеризации и информатизации. Можно отметить, что механизмы изменений в информационном пространстве были комплексными, зависимыми от финансирования, от уровня высших учебных заведений, от уровня готовности профессорско-преподавательского состава и т.п.

Цифровизация и цифровая культура приходит в высшую школу как со студентом, имеющим гаджет (смартфон, планшет, ноутбук…). Эффект оказывает именно удивительная простота использования и точность изображения и звука, высокие скорости передачи и обработки любой информации – это ключевые характеристики цифровизации.

 Значение цифровых и информационных средств и инструментов, несмотря на их достоинства и недостатки нельзя отрицать. «С их распространением происходят изменения, которые затрагивают повседневную жизнь людей, устоявшиеся культурные иерархии, способы, которыми люди взаимодействуют друг с другом и миром вокруг них. Меняется система формирования культурного опыта в целом, все базовые сферы культуры».

Обозначим основные направления в применении и определении цифровой культуры в ВУЗе:

  1. Понимание цифровой культурной реальности, способность адекватно ориентироваться в ней.
  2. Владение компетенциями, демонстрация и реализация навыков по эффективному применению цифровых и информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности.
  3. Умение производить поиск, анализ и обработку требуемых данных и способность анализировать ресурсы и источники информации.
  4. Способность организации системы контактов для эффективного решения профессиональных задач с помощью информационных технологий.
  5. Применение моделей поведения в цифровом пространстве в соответствии с морально-этическими и культурными нормами.

Формирование цифрового вида культуры должен быть основан на адаптации традиционных подходов к организации образовательного и учебного процесса в современном высшей школе, что планируется к рассмотрению нами при дальнейшего исследования данной проблемы.

 Цифровое пространство и цифровая культура уже неотъемлемая часть нашей реальности. Тем важнее изучать и анализировать, направлять взаимодействие цифрового пространства в рамках высшей школы. 

Цифровизация и формирование ценностно-смысловых ориентиров функционирования и деятельности в цифровой среде должны стать актуальной и важной социально-культурной проблемой современного общества.

Список литературы

  1. Галкин, Д.В. От кибернетических автоматов к искусственной жизни: теоретические и историко-культурные аспекты формирования цифровой культуры [Текст]: автореф. дис. … д-ра философ. наук/ Д.В. Галкин. – Томск, 2013. – 51 с.
  2. Галкин, Д.В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей [Электронный ресурс] / Д.В. Галкин // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – № 3. – С. 11–12. – Режим доступа: http://www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2012/IJCR_03%288%29_2012.pdf.
  3. Сергеева, И.Л. Трансформация массовой культуры в цифровой среде [Текст] / И.Л. Сергеева// Культура и цивилизация. – 2016. – Т. 6. – № 6А. – С. 55–65.
  4. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху [Электронный ресурс] /Н.Л. Соколова // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – № 3. – С. 6–10. – Режим доступа: http://www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2012/IJCR_03%288%29_2012.pdf.
  5. Тэйлор М.Л. Поколение next: студент эпохи постмодерна / М.Л. Тейлор // Отечественные записки. – 2006. – № 3. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2009/01/26/413).

Интересная статья? Поделись ей с другими: