УДК 37

Формирование цифровых компетенций педагогов в условиях общеобразовательной организации

Будкина Анна Владимировна – магистр кафедры Педагогики и психологии образования Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина.

Аннотация: В данной статье рассматривается уровень сформированности цифровых компетенций педагогов в условиях общеобразовательной организации. Раскрываются такие понятия как цифровая компетентность, цифровые компетенции, цифровая образовательная среда. Большое внимание уделяется компонентам цифровой образовательной среды. В статье раскрыты способы устранения педагогических дефицитов в сфере цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация, образование, цифровые компетенции, цифровая образовательная среда.

Одним из приоритетных навыков будущего, по мнению европейских экспертов, является цифровая грамотность, которая входит в состав информационной компетентности. В свою очередь, группа разработчиков стратегии образования до 2035 года из РАНХиГС выделяет как тренды будущего – компетентностный подход и индивидуализацию образования. Отметим, что цифровизация в этом случае является одной из важнейших во всех ступенях сферы образования.

Актуальность указанной проблемы подтверждается следующими аспектами: недостаточный уровень цифровых компетенций педагогов, которые могут быть востребованы в практике педагогической деятельности; высокая значимость (по мнению родителей и обучающихся) цифровых компетенций педагогических кадров и необходимость их формирования в образовательной организации общего образования.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование модели формирования цифровых компетенций педагогов в условиях образовательной организации.

Для успешного развития цифровых компетенций в условиях общеобразовательной организации необходимо функционирование информационно – образовательной среды.

«Информационно-образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в т. ч. цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, а также систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». [1]

Цифровая образовательная среда является системой, которая включает в себя информационные, цифровые и образовательные ресурсы, технологии, средства, обеспечивающие усвоение образовательных программ обучающимися вне привязки к месту их жительства, но с учетом возможностей и потребностей [2].

Большую роль в исследовании цифровой грамотности учителей играют индикаторы оценки цифровой грамотности педагога: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, медиаграмотность, отношение к цифровым технологиям.

Понятие «цифровая компетентность» не имеет однозначного определения. Обобщив различные понятия, можно сказать, что цифровая компетентность – это система компетенций, которые необходимы педагогу в цифровой образовательной среде.

Цифровые компетенции – это совокупность навыков, которые помогают человеку, обладающему ими, успешно существовать в контексте процесса цифровизации.

В основе исследования лежит Европейская модель цифровых компетенций педагога, которая явилась основой разработки методики оценки сформированности цифровых компетенций педагогов университетом Иннополис и Университетом 20.35 [3]. В данной модели выделено 22 компетенции, которые объединены в 6 групп.

1

Рисунок 1. Группы цифровых компетенций.

В каждой группе определяется несколько нормативов, помогающих определить уровень владения каждой компетенцией:

Таблица 1. Уровни владения компетенциями.

уровень

Содержание деятельности

новичок

Повышать квалификацию в области использования цифровых технологий и инструментов

исследователь

Начинает пользоваться цифровыми технологиями и инструментами в образовательном процессе

интегратор

Интегрирует и экспериментирует с цифровыми технологиями в профессиональной деятельности, совершенствует профессиональные навыки

эксперт

Уверенно применяет цифровые технологии в профессиональной деятельности, пополняет собственный цифровой потенциал.

лидер

Знает цифровые стратегии и умеет их выбирать, комплексно использует цифровые технологии в образовательном процессе,

новатор

Критически оценивает возможности современной дидактики, экспериментирует со сложными цифровыми технологиями и пропагандирует их коллегам.

В рамках исследования был проведен анализ цифровых инструментов, которые применяют учителя гимназии в своей педагогической деятельности. Респондентам предлагалось выделить группы, используя ответы: «Не знаком», «Знаю, не применяю», «Применяю иногда», «Постоянно применяю».

В перечень для ответов были включены:

  • графические редакторы и инструменты обработки мультимедиа;
  • мессенджеры и социальные сети
  • платформы повышения квалификации
  • сервисы онлайн-тестирования, анкетных опросов, анкетирования обучающихся
  • облачные хранилища
  • онлайн-сервисы для создания интеллект – карт
  • инструменты разработки веб-портфолио и личных страниц
  • инструменты для осуществления дистанционного и онлайн обучения
  • онлайн-доски в режиме совместного использования
  • онлайн-сервисы для редактирования документов, обработки текстового формата и таблиц
  • инструменты для повышения мотивации
  • сервисы для генерирования QR-кодов
  • сервисы с видеохостингом
  • программы для создания электронных презентаций

Педагоги могли указать и другие цифровые инструменты, которые они используют в образовательном процессе. 

Анализ полученных данных позволил сделать выводы, о том, что в основном учителями используются инструменты для работы с текстами и таблицами, программы для разработки презентаций и инструменты для онлайн и дистанционных занятий.

Меньше всего используются, как показал анализ ответов, инструменты для обработки видео и фото, графические редакторы, платформы повышения квалификации.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы о развитии цифровых компетенций педагогов гимназии.

На представленном графике, можно увидеть, что данные, полученные в гимназии, коррелируют с общероссийскими показателями.

Однако стоит обратить внимание на группу Отношение к технологическим инновациям. Показатель в данном блоке самый низкий, как в Гимназии, так и по России.

2 1

Рисунок 2. Цифровая грамотность педагогов РФ и Гимназии.

Результаты исследования показали, что самой многочисленной является группа «интегратор», в которую входит 44 человека.

Интегратор экспериментирует с цифровыми технологиями в профессиональной деятельности, совершенствует профессиональные навыки.

В группу «новичок» входит 2 человека, это молодые специалисты, учителя начальной школы. Данные педагоги развивают собственные компетенции в применении цифровых технологий в образовательном процессе.

В группу «новатор» не входит ни один педагог гимназии. Новаторы критически оценивают возможности современной дидактики, экспериментируют со сложными цифровыми технологиями и пропагандируют их коллегам.

Анкетирование выявило, что методические затруднения у учителей гимназии вызывают следующие компетенции:

  • защита цифровой информации;
  • использование цифровых инструментов для разработки собственных материалов и/или блога;
  • использование цифровых технологий для обеспечения общения между обучающимися и коллегами.

Проведенное исследование позволило определить модель развития цифровой компетентности учителей гимназии, которые мы объединили в три блока.

Первый включает в себя моделирование персональной цифровой образовательной среды учителя, использование в образовательном процессе цифровых технологий и инструментов, цифровых образовательных платформ, имеющих качественный контент, взаимодействие и проекты в онлайн-средах, облачных сервисах; сетевая активность; проектирование и применение цифровых инструментов и технологий на уроках. Такая работа будет способствовать готовности учителей к работе в цифровой образовательной среде образовательной организации, мотивации к применению цифровых технологий в образовательном процессе, формированию первоначального опыта.

Второй блок направлен на создание практико-ориентированной среды развития цифровых компетенций, которая включает в себя методическую подготовку учителей к работе в условиях цифровизации образовательного процесса, использование платформ онлайн-обучения, участие в вебинарах и веб-мастерских и т. д.

Третий блок направлен на организацию обмена положительным опытом деятельности в условиях цифровой образовательной среды (сетевые сообщества, творческие конкурсы по цифровизации образования), изучение и анализ педагогического опыта как отечественного, так и зарубежного.

Подводя итог, можно сказать, что уровень показателей Гимназии коррелирует с общероссийскими показателями, однако есть показатель, на который стоит обратить внимание: отношение к технологическим инновациям. Разработанная модель может изменяться, исходя из потребностей учителей и администрации.

Список литературы

  1. Ильченко О.А./ Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (На примере подготовки специалистов с высшим образованием): Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 : Москва, 2002 193 c.
  2. Лапин В.Г./ Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55–59.
  3. Редекер К., Пуние Я./ Европейские рамки цифровой компетентности педагогов: DigCompEdu /– Брюссель: Объединенный исследовательский центр, Европейский Союз, 2017. – URL: https://ec.eu-ropa.eu/jrc/en/digcompedu (дата обращения: 11.06.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail