УДК 37

Виртуальная языковая среда в условиях дистанционного обучения иностранному языку

Городецкая Дарья Максимовна – магистр кафедры Педагогики и психологии образования Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина.

Аннотация: Статья посвящена описанию моделей виртуальной языковой среды и разработке. Конкретизируется понятия среда, языковая среда. Рассматриваются составляющие и особенности реальной языковой среды и виртуальной языковой среды. Особое внимание уделено виртуальной языковой среде.

Ключевые слова: среда, языковая среда, реальная языковая среда, виртуальная языковая среда, дистанционное обучение, онлайн обучение.

Практика реализации языкового образования в современных условиях обучения (отсутствие естественной языковой среды на занятиях, потребность постоянного взаимодействия с участниками образовательного процесса) показывает, что для активного вовлечения каждого обучающегося в коммуникативно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность необходима виртуальная языковая среда [3].

Целью исследования является разработать модель виртуальной языковой среды в условиях дистанционного обучения и работы с ней на уроках иностранного языка.

В рамках исследования подробно рассмотрены основные понятия: среда, языковая среда, реальная и виртуальная языковая среда. В результате теоретического анализа были выявлены особенности реальной и виртуальной языковой среды. На базе изученной информации установлены особенности разработки виртуальной языковой среды.

Рассмотрены модели виртуальной образовательной среды и виртуальной языковой среды обучения.

image1

Рисунок 1. Модель организации виртуальной образовательной среды.

Модель разработала и представила в своих работах Вайндорф - Сысоева. М. Е. На модели представлено коммуникационное содержание в виде: локальных, глобальных корпоративных и индивидуальных сетей. Представлены следующие субъекты: отделы, vosou, кафедры, ппс, студенты, технический персонал и факультеты. Все вместе составляет виртуальную образовательную среду. Расшифровка аббревиатур присутствующих на модели: ОУ – образовательное учреждение; ММЦ – межшкольный методический центр; ППС – профессорско-преподавательский состав; ЦОРы – цифровые образовательные ресурсы; VOSOU – виртуальная образовательная среда образовательного учреждения [2].

image2

Рисунок 2. Виртуальная языковая среда обучения иностранного языка.

Автором данной модели является А. Н. Богомолов. На рис.1 представлена структура среды, в центр которой вынесены такие самостоятельные единицы как: информационно - образовательный контент, веб - страница учащегося, дискуссионный форум и пользовательские серверы. Субъектные компоненты: студенты, преподаватели, сотрудники административно технической службы. Учебный процесс организуется благодаря слаженной работе преподавателя и административно – технической службе. Коммуникация преподавателя и учащегося осуществляется напрямую через веб-страницу учащегося и через информационно - образовательный контент [1].

Модель недостаточно структурирована, поскольку акцент сделан на то, что веб-страница учащегося является главным звеном коммуникации между преподавателем и обучающимся. Исходя из данной схемы остается вопрос, что входит в информационно-образовательный контент.

image3

Рисунок 3. Общая структура контента виртуальной языковой среды обучения русскому как иностранному.

На рис.3 представлена модель А. Н. Богомолова. Она включает в себя компонентный и элементный состав. Как можно заметить, на модели представлена содержательная, организационная и техническая составляющие. Содержательная составляющая состоит из следующих блоков: учебный блок, информационно - образовательный блок, демонстрационный блок, контролирующий блок, результирующий блок и методический блок. Организационная составляющая включает в себя: коммуникационный блок, блок преподавателя и учащегося, блок управления, коммерческий блок и инструмент блок. Технологическая составляющая включает в себя разработанные составляющие схемы. Основными составляющими элементного состава представлены инструментальные средства, обещающие и прикладные ресурсы [1].

image4

Рисунок 4. Модель виртуальной образовательной среды образовательной организации «Открытая школа».

На основе изученной информации спроектирована модель организации виртуальной образовательной среды для частного образовательной организации города Екатеринбурга «Открытая школа». 

Для решения поставленной задачи опытно поисковой работы была разработана модель виртуальной языковой среды, которая может быть интегрирована в блок индивидуальные сети.

image5

Рисунок 5. Модель виртуальной языковой среды.

Результатом стала спроектированная модель виртуальной языковой среды, которая способствует организации обучения иностранному языку в условиях дистанционного обучения. Эта модель является частью модели Организации виртуальной образовательной среды Открытой школы, а именно сектора Индивидуальные сети. Рассмотрели особенности и описали составляющие модели.

Была проведена опытно - поисковая работа и внедрена модель виртуальной языковой среды на уроках английского языка с использованием онлайн - платформы Miro. Разработана серия уроков.

Исходя из результатов проведенной работы можно сделать вывод, что организация уроков в рамках разработанной модели виртуальной языковой среды может применяться и реализоваться для индивидуального урока так и для группового. Между преподавателем и учеников были хорошо налажены коммуникации в процессе дистанционного обучения.

Список литературы

  1. Богомолов А. Н. Виртуальная языковая среда обучения «Русский язык дистанционно (по материалам СМИ)»: структура и содержание учебного контента // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2008. №4.-С 28-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-yazykovaya-sreda-obucheniya-russkiy-yazyk-distantsionno-po-materialam-smi-struktura-i-soderzhanie-uchebnogo-kontenta (дата обращения: 12.03.2022).
  2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 14(273). – С. 86-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-neotemlemyy-komponent-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 19.02.2022).
  3. Захарова К. А. Особенности создания виртуальной языковой среды как средства формирования социолингвистической компетенции / К. А. Захарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 10(143). – С. 127-130.

Интересная статья? Поделись ей с другими: