УДК 614.23

Оценка уровня организационного стресса медицинского персонала

Новиков Павел Александрович – врач-терапевт Владивостокской поликлиники №6.

Ярмахова Анастасия Андреевна – клинический психолог Госпиталя для ветеранов войн.

Аннотация: В статье рассматриваются результаты исследования врачей и среднего медицинского персонала с разным уровнем организационного стресса. Исследование проводилось для анализа уровня организационного стресса медицинских работников. Результатом работы представлено описание особенностей реагирования на стресс медицинского персонала предрасположенность к переживанию дистресса и различным стресс-синдромам, например к риску профессионального выгорания.

Ключевые слова: стресс, организационный стресс, стрессоустойчивость, врачи, средний медицинский персонал, профессиональное выгорание.

Введение

Проблема профессионального стресса медперсонала обусловлена спецификой их профессиональной деятельности. Медицинский персонал сталкивается с особо сложными, экстремальными условиями труда, связанными с эпидемиологической обстановкой в мире, влияние которой сказывается на усилении уровня тревоги, депрессии и стресса [1,3]. Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях [2]. Исследователи Б.Г. Ананьев, Е.А. Водопьянова, Н.Е. Климов, А.К. Маркова, В.Е. Орел, К.К. Платонов, А.М. Столяренко и др. сходятся в идее, что ключевым моментом, провоцирующим синдром эмоционального выгорания под влиянием стресса, в том числе организационного, является личность работника [4,5]. В данном контексте представляется целесообразным изучить, уровень подверженности организационному стрессу медицинских сотрудников, с целью защиты психологического здоровья медицинских работников и повышения качества оказываемой медицинской помощи, оптимизации психологической подготовки медицинского персонала для уменьшения влияния состояния медицинских работников на пациента и ход его лечения и минимизацию профессионального выгорания в медицинской сфере.

Методология

Цель эмпирического исследования: изучить и описать уровень профессионального стресса и ключевые составляющие подверженности стрессу медицинского персонала с разным уровнем стрессоустойчивости.

Эмпирическая выборка представлена 68 медицинскими работниками, среди которых 33 врача и 35 представителей среднего медицинского персонала). Возраст от 21 до 52 лет. Стаж работы от 1-5 – 27 человек, 5-10 лет работы 29 человек, 10+ лет работы – 12 человек.

В исследовании приняли участие врачи-специалисты и медицинские работники в связи деятельностью, выполняемой медицинским персоналом, и влиянием разного стресса на их деятельность: для врачей большое влияние оказывает высоким уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов. В работе среднего медицинского персонала стрессовым фактором также может выступать отсутствие достойной оценки труда, выполнение медицинских манипуляций без видимой результативности в влиянии на качество состояния, вспомогательный характер их деятельности. большой объем работы, несопоставимый с временем, выделяемым на него, и с зарплатами медицинских сотрудников. Сложности, связанные с взаимоотношениями с коллегами и пациентами, факторы производственной среды, ненормированность рабочего времени в одинаковой степени влияют на медицинских работников.

Исследование проводилось на базе Медицинский центр ДВФУ, Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения УЗ "ВП N 6", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «ВКБ1», Краевой диагностический центр, Кусково COVID-19, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "ПККБ №1", Владивостокская поликлиника номер 1, Краевая детская клиническая больница №1, Медицинский центр «Лотос».

Использованные методы и методики:

  1. Методика «Шкала организационного стресса Мак-Лина (OSS)», адаптированная Н.Е. Водопьяновой.
  2. Метод анкетирования.

Результаты

Для оценки уровня организационного стресса использовалась методика «Шкала организационного стресса Мак-Лина (OSS)», которая измеряет уровень организационного стресса и показатель стрессоустойчивости. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Анализ результатов исследования уровня стресса с помощью шкалы организационного стресса Мак-Лина (OSS).

Уровень организационного стресса

Врачи

(n=33)

Средний медицинский персонал (n=35)

Высокий уровень

25

23

Средний уровень

8

12

Низкий уровень

0

0

По результатам методики у респондентов обеих групп (врачи и средний медицинский персонал) выявлен высокий и средний показатель организационного стресса, что говорит о низком уровне стрессоустойчивости медицинских работников. Этот показатель предполагает восприимчивость к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «А» (по Фридману). Данный тип поведения связан с такими личностными особенностями как напряжённая борьба за достижение успеха, легко провоцируемая раздражительность, сверхобязательность в профессии, повышенная ответственность, чувство постоянной нехватки времени, а также агрессивность, легко возникающая в связи с работой с большим количеством людей. Результаты подтверждают насыщенность стрессами профессиональной среды медицинских работников при реализации профессиональной деятельности в связи с пандемией. Таким образом, врачи и средний медицинский персонал подвержены высокому и среднему уровню организационного стресса, а стрессоустойчивость этих работников находится на низком и среднем уровне. Среди врачей большей сотрудников с высоким уровнем организационного стресса, при этом среди среднего медицинского персонала больше сотрудников со средним уровнем стресса, вероятно, это связано с более молодым возрастом среднего медицинского персонала и большим ресурсом для преодоления стрессовых факторов.

Сопоставляя анализ ответов на анкетный вопрос о стаже работы и результатов методики организационного стресса у врачей, обнаружено, что среди врачей, работающих свыше 10 лет, высокий уровень организационного стресса проявляется у 4 человек из 5. Среди врачей, работающих 5 – 10 лет, на высоком уровне организационного стресса 11 человек из 16. Среди врачей со стажем работы 1-5 лет, с высоким уровнем организационного стресса 10 человек из 12. Таким образом, можно сделать вывод, что экстремальные, стрессовые условия работы одинаково сильно оказывают влияние на повышение уровня организационного стресса у врачей вне зависимости от стажа и опыта работы специалиста. Полученный результат не подтвердил положение С.С. Ермаковой о том, что у врачей с профессиональным стажем более 10 лет выявлена более устойчивая и дифференцированная структура совладающего поведения, включающего выраженные компоненты стрессоустойчивости. Возможно, это связано с малым объемом выборки, либо с разностью нагрузки медицинских работников в настоящее время, связанной с эпидемической обстановкой, по сравнению с периодом, в которое было проведено исследование С.С. Ермаковой.

Аналогичный анализ результатов анкеты и тестирования среднего медицинского персонала, показал, что среди среднего медицинского персонала со стажем работы свыше 10 лет высокий уровень организационного стресса у 3 человек из 3; со стажем работы 5-10 лет высокий уровень организационного стресса у 8 человек из 10. У представителей среднего медицинского персонала со стажем работы 1-5 лет, высокий уровень организационного стресса у 12 человек из 22. Среди среднего медицинского персонала, со стажем работы 1-5 лет наименее выражен высокий уровень организационного стресса. Вероятно, это связано с тем, что это начинающие специалисты, которые пока не подвержены профессиональному выгоранию либо их деятельность предполагает подработку на должности среднего медицинского персонала, совмещенную с учебой.

Сопоставление анализа ответов на анкетный вопрос о возрасте исследуемых и результатов методики организационного стресса у врачей обнаружило, что среди врачей возрастного диапазона 41-52 года, высокий уровень организационного стресса выражен у 7 человек из 8; у специалистов возрастного диапазона 31-40 лет высокий уровень организационного стресса выражен у 6 человек из 10; у специалистов возрастного диапазона 21-30 лет высокий уровень организационного стресса выражен у 12 человек из 15. Подобный анализ для среднего медицинского персонала выявил, что среди среднего медицинского персонала в возрастном диапазоне 41-52 года высокий уровень организационного стресса выражен у 2 человек из 2; у среднего медицинского персонала возрастного диапазона 31-40 лет высокий уровень организационного стресса выражен у 7 человек из 8; у среднего медицинского персонала возрастного диапазона 21-30 лет высокий уровень организационного стресса у 14 из 25. Таким образом, наименее выражен высокий уровень организационного стресса у возрастной группы 21-30 лет. Возможно, это связано с неполной рабочей занятостью, так как эта возрастная группа, вероятно, совмещает трудовую и учебную деятельность и в меньшей мере погружена и зависима от организационного окружения.

Выводы

Таким образом, не выявлено существенной разницы уровня организационного стресса в зависимости от образования, возраста и стажа работы. При этом, у медицинского персонала выявлен высокий и средний уровень организационного стресса, что способствует высокому риску соматических заболеваний и профессиональному выгоранию. На организационный стресс, по мнению исследователей, в большей степени влияет организация трудовой деятельности: график работы, оплата труда, условия работы. Можно предположить, что работники не удовлетворены условиями для реализации своей трудовой деятельности, которая происходит в нынешних экстремальных условиях.

Список литературы

  1. Бабанов С.А. Образ жизни медицинских работников // Врач. 2007; Май (спец. выпуск). С. 96.
  2. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. 2009. №12. С. 124-130.
  3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса //Психол. журн. 2006. Т. 27. № 2. С. 113–122.
  4. Дубровиной И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
  5. Киреева М.В. Ведущие копинг-стратегии студентов с различным уровнем стрессоустойчивости // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2012. №6 (125). С. 229-233.

Интересная статья? Поделись ей с другими: