УДК 34

Историко-правовой аспект развития правоохранительных органов в период становления советской милиции

Мыльников Михаил Александрович – адъюнкт факультета Подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России.

Аннотация: Органы внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД) всегда являлись составной частью государственного устройства, вследствие чего совершенствование общественных отношений в области правопорядка осуществлялось параллельно развития общества. Так происходило с момента основания полиции Петром I, в царской России, в период становления милиции временного правительства и советского государства, а также на современном этапе развития Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России). Формирование кадрового состава ОВД является одной из приоритетных задач государства, неоднозначное решение которой предлагалось на различных этапах его совершенствования. В данной статье рассмотрен исторический период развития органов правопорядка на этапе становления советской милиции 1917 – 1921 г.г, проведен анализ нормативных правовых актов и рассмотрена организационная составляющая реформирования ОВД.

Ключевые слова: органы внутренних дел, советская милиция, реформирование.

Коренным реформированием органов правопорядка послужили события февральской революции 1917 года. Были приняты меры к ликвидации карательно-надзорной полиции царской России, которая осуществляла поддержание общественного порядка и боролась с преступностью в стране в интересах самодержавия. Временное правительство объявлено о ликвидации корпуса жандармов (6 марта 1917 года), упразднении Департамента полиции (10 марта 1917 года) и ликвидации самого термина «полиция». С учетом необходимости выполнения правоохранительных функций была создана народная милиция, деятельность которой регулировалась: Постановлением «Об утверждении милиции» и «Временным положением о милиции» (от 17 апреля 1917 года). Необходимо отметить, что за период с марта по октябрь 1917 года сменилось четыре министра внутренних дел, поэтому целенаправленной кадровой политики фактически не проводилось. Деятельность милиции Временного правительства стремилась иметь демократические начала по принципу добровольности и участия местных органов самоуправления в решении кадровых вопросов [1].

Руководитель Октябрьской революции 1917 года, политический и государственный деятель России того времени, В.И. Ленин, в отношении полиции высказывался, «Во всех буржуазных республиках, даже наиболее демократических, полиция является главным орудием угнетения масс (как и постоянная армия). Будучи отделена от народа, образуя профессиональную касту, составляясь из людей, «натасканных» на насилии против беднейшего населения, из людей, получающих несколько повышенную плату и привилегии «власти» (не говоря
о «безгрешных доходах»), полиция в каких угодно демократических республиках неизбежно остается, при господстве буржуазии, ее вернейшим орудием, оплотом, защитой» [2].

Для понимания настроений по смене курса развития ОВД с момента прихода к власти временного правительства с так называемого «полицейского» на «народную милицию» создатель первого в мировой истории социалистического государства, В.И. Ленин, задал и ответил на этот вопрос: «Какая милиция нужна нам, пролетариату, всем трудящимся? Действительно народная, то есть, во-первых, состоящая из всего поголовно населения, из всех взрослых граждан обоего пола, а во-вторых, соединяющая в себе функции народной армии с функциями полиции, с функциями главного и основного органа государственного порядка и государственного управления. Такая милиция, на 95 частей из 100, состояла бы из рабочих и крестьян, выражала бы действительно разум и волю, силу и власть огромного большинства народа. Такая милиция обеспечила бы абсолютный порядок и беззаветно осуществляемую товарищескую дисциплину [3].

Изучая оценку событий происходящих в России в тот период времени с другой стороны политических противостояний, заслуживает внимание высказывание лидера антиреволюционного движения, А.И. Деникина, который сказал, что: «Министерство внутренних дел – некогда фактически державшее в своих руках самодержавную власть и вызывавшее всеобщую ненависть – ударилось в другую крайность: оно, по существу, самоупразднилось. Функции ведомства фактически перешли в распыленном виде к местным самозванным организациям» [4], под которыми А.И. Деникин вероятно понимал и Временное правительство и Советскую власть.

Резюмируя мнения лидеров обеих сторон политической борьбы, В.И. Ленина и А.И. Деникина можно прийти выводу, что царская полиция в России, в начале XX в., выполняла свои обязанности на достаточно профессиональном уровне, имела возможность противостоять преступности и обеспечивать общественный порядок в стране, вплоть до смены политического строя, однако на экономические и политические события в России повлиять не могла. Кроме того по мнению обоих государственных деятелей, принимавших участие в политических событиях, но имевших полярные взгляды на дальнейшее развитие государственных органов России они были солидарны в том, что полиция и ее деятельность не поддерживалась населением страны. В нестабильный период правления Временного правительства и становления Советской России, милиция фактически начала формирование своего кадрового состава заново. Политическая и криминальная обстановка в 1917 г. – 1918 г., с учетом классового противостояния заставила сменить мнение о возможности выполнения функций правопорядка самостоятельно, самим народом или вооруженным ополчением от него, на создание штатного государственного органа. В результате чего, уже 28 октября 1917 г. деятельность милиции получила правовое закрепление, с принятием Постановления народного комиссариата по внутренним делам РСФСР (далее – НКВД) «О рабочей милиции», где было определено, что все Советы Рабочих и Солдатских Депутатов учреждают рабочую милицию [5, ст.1]. 13 октября 1918 г. принимается Инструкция НКВД и народного комиссариата юстиции «Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции», как отмечалось в преамбуле: «В виду чрезвычайных условий, переживаемых в настоящее время Россией, как временная мера по постановке дела охраны революционного порядка» [6], утвердившая структуру губернского и уездного уровней и наименование должностей. Милиция стала существовать как постоянная штатная структура, исполняющая специальные государственные функции, то есть из народной (неспециализированного ополчения), перешла опять в профессиональную структуру правоохранительной направленности. Должности руководящего состава были выборные [6, ст. 13, ст. 14], остальные должности замещались руководителем с утверждением совета депутатов [6, ст. 17]. Критерии к кандидатам на службу во многом напоминали квалификационные требования, предъявляемые к служащим царской полиции, а именно: наличие гражданства (РСФСР), возраст 21 год, достаточная грамотность. Кроме того, в качестве условий закреплена обязательная возможность пользоваться избирательным правом и признание Советской власти. Тогда же были определены и ограничения. Не имели возможности служить лица, состоящие под следствием и судом, прибегающие к наемному труду, с целью извлечения прибыли; живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, служители различных культов, служители и агенты бывших жандармских отделений и чины бывшей полиции, а также члены бывшего императорского дома, лица, признанные в установленном порядке душевно-больными, глухонемые, находящиеся под опекой [6, ст. 18, ст. 19]. Стоит отметить, когда бывшие служащие царской полиции и народной милиции, Временного правительства, были лояльны к Советской власти, то проводилась их демократизации и оставление на государственной службе, поскольку профессионально подготовленные кадры у новой власти фактически отсутствовали, но это было незначительное количество кадрового состава. Так, в Постановлении Президиума ВЦИК «О порядке восстановления в правах гражданства лиц, служивших в прежней полиции» от 1921 г. обращено внимание на то, что при рассмотрении вопроса о восстановлении в правах лиц, служивших в прежней полиции и жандармерии, необходимо соблюдать осторожность и осмотрительность, помня, что каждая ошибка в этом отношении будет дискредитировать Советскую власть [7].

При назначении на ряд руководящих должностей (заведующих губернским управлением милиции, уездных и городских начальников милиции и их помощников) учитывалось наличие соответствующей подготовки и преданность власти, а также рекомендации от социалистических партий, стоящих на платформе Советской власти, профессиональных союзов и местных Советов Депутатов [6, ст. 20]. Кроме того, при поступлении на службу в милицию, каждый гражданин давал обязательство прослужить в милиции не менее шести месяцев [6, ст.21]. Также закреплялось право на формирование советских отрядов милиции, из граждан на основе добровольческой службы, а там, где необходимо и на основе повинности. Для членов отряда милиции было предусмотрено обязательное обучение. Служба в отрядах проходила на безвозмездной основе, а плата за время, проведенное при исполнении специальных поручений, устанавливалась в исключительных случаях [6, ст. 7]. Необходимо также учитывать разницу в подходах формирования советской милиции и армии. Во главу угла первого государственного органа ставилось классовое самосознание, а второго делалась ставка на солдат и офицеров царской России, ввиду понимания необходимости привлечения на свою сторону профессионалов военного дела.

Подводя итог проведенного анализа правового и организационного обеспечения вопросов развития ОВД и формирования кадрового состава милиции, в период февральской буржуазно-демократической и октябрьской революции, положившей начало советской власти, в 1917 г. можно прийти к следующим выводам, что за небольшой исторический промежуток времени был пройден путь становления самого Министерства внутренних дел и урегулирован вопрос формирования его кадрового состава. Произошел переход от выполнения функций правопорядка всем обществом самостоятельно, на общественных началах и безвозмездно, до профессионального государственного органа, с установленной штатной структурой на постоянной плановой основе. Стоит отметить, что для работников милиции одним из основных критериев, принимавшимся
во внимание, при поступлении на службу был политизированный подход, который, по мнению Р.С. Мулукаева и Н.Н. Карташова, обусловливался состоянием острой классовой борьбы в обществе и идеологическими установками большевистской партии, взявшими верх над здоровым смыслом [8]. Внутриполитическая обстановка, а также практически военное положение в стране (первая мировая и гражданская война), требовали от правительства того времени отказа от всего, что связывало органы правопорядка с репрессивно-карательным аппаратом царской России, в том числе от названия полиция, внешнего облика и его кадрового состава, с целью изменения массового сознания граждан.

Список литературы

  1. Ткачев П.А. Формирование кадровой системы МВД в условиях реформирования российского общества (теоретико-правовой аспект). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб., 1997. С.44, 42/
  2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е, т. 32, С. 25.
  3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е, т. 31, С. 34-47.
  4. История государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. - М., 1998. С. 166.
  5. Постановление НКВД РСФСР от 28.10.1917 «О рабочей милиции» [электронный ресурс]: // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.04.2020).
  6. Постановление НКВД РСФСР от 13.10.1918 «Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции (инструкция)» [электронный ресурс]: // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.04.2020).
  7. Постановлении Президиума ВЦИК от 29.08.1921 г. «О порядке восстановления в правах гражданства лиц, служивших в прежней полиции» [электронный ресурс]: // http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/8599#mode /inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 20.04.2020).
  8. Мулукаев Р.С, Карташов Н.Н. Милиция России (1917-1993 гг.): Историко-правовой очерк. Орел, т. 47, 1995. С.22.

Интересная статья? Поделись ей с другими: