УДК 004

Применение дистанционных технологий в преподавании дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика»1

Созонтова Елена Александровна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры Математики и прикладной информатики Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: Данная работа посвящена описанию разработанного автором в среде LMS Moodle цифрового образовательного ресурса по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика», предназначенного для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль: Математика, физика.

Ключевые слова: дистанционные технологии, теория вероятностей, математическая статистика.

Дистанционное обучение является одной из важных форм обучения в образовательных учреждениях. Использование технологий дистанционного обучения [1, 2] позволяет расширить возможности обучающегося, предоставить ему свободу в выборе места и темпа обучения, что является немаловажным фактором в создании комфортной среды обучения и степени усвояемости знаний.

Как правило, такое обучение организуется на различных платформах и ресурсах в сети Интернет, однако в той же мере может быть организовано и с помощью дополнительного программного обеспечения [3].

LMS Moodle - одна из наиболее распространенных платформ для создания дистанционных курсов, которая существует в сети Интернет. Она позволяет создавать и посещать курсы самой различной направленности, именно к ней прибегают многие высшие учебные заведения при организации собственной системы дистанционного обучения [4].

Целью данной работы является описание разработанного цифрового образовательного ресурса по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» в среде LMS Moodle.

Дисциплина «Теория вероятностей и математическая статистика» осваивается студентами второго курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Математика, физика) Елабужского института КФУ. На её изучение отводится 3 зачётные единицы (108 часов), из которых 22 часа отводится на лекции, 22 часа на практические занятия, 54 часа на самостоятельную работу.

Цифровой образовательный ресурс «Теория вероятностей и математическая статистика» состоит из следующих тем:

  1. Элементы теории вероятностей. Случайные события.
  2. Элементы теории вероятностей. Случайные величины.
  3. Элементы математической статистики.

Каждая тема поделена на разделы (параграфы). Например, тема 1 состоит из следующих разделов (параграфов): 1. Понятие события. Виды событий. 2. Классическое определение вероятности. 3. Статистическое определение вероятности. 4. Геометрическое определение вероятности. 5. Теоремы сложения и умножения вероятностей. 6. Следствия теорем сложения и умножения вероятностей: формула полной вероятности, формула Байеса. 7. Повторение испытаний. Формула Бернулли. 8. Формула Лапласа и Пуассона.

Сам ресурс условно можно поделить на следующие блоки: блок метаданных, инструктивный блок, информационный блок, коммуникационный блок, лекционный блок, блок заданий для практических занятий и самостоятельной работы, блок тестового контроля.

Кратко остановимся на описании каждого блока.

Блок метаданных. В этом блоке указывается следующая информация: количеств часов, отводимых на изучение данной дисциплины; знания, умения и навыки, которые студент должен получить в процессе освоения данной дисциплины; сведения о преподавателях, разработавших данный курс.

Инструктивный блок. Этот блок содержит инструкции и рекомендации в прохождении курса. Он поможет студентам быстрее сориентироваться в курсе, если ранее они не пользовались платформой, а также позволит наиболее осознанно изучить представленный материал.

Безусловно, интерфейс курса является интуитивно понятным для пользователя, однако инструктивный блок позволит студентам использовать все возможности курса максимально продуктивно. Необходимость данного блока также заключается в том, что именно здесь преподаватель может разместить свои личные рекомендации по изучению материала.

Информационный блок. В этом блоке содержится вся информация о содержании курса: разделы и темы, основные вопросы, на которые будет дан ответ в рамках курса. Именно благодаря информационному блоку дистанционного курса студент сможет структурировать представленный материал. Понять, по каким именно темам раздела у него возникают вопросы, а также найти ответы самостоятельно или задать вопрос преподавателю в рамках аудиторных занятий или коммуникационного блока.

Коммуникационный блок. Этот блок предназначен для получения обратной связи. Преподаватель может получить обратную связь от студентов о курсе, его структуре, представленном материале и заданиях. Студенты могут задать преподавателю вопросы, дать рекомендации по улучшению курса, а также обсудить представленный материал.

Для реализации коммуникационного блока в каждой теме есть Форум, позволяющий в рамках чата обсудить данную тему. На форуме также можно задать и отдельные темы для обсуждения.

Лекционный блок. Лекции в данном курсе представлены в виде текстового документа и презентации.

Блок заданий для практических занятий и самостоятельной работы. Практические задания в данном курсе представлены в виде различных задач для решения индивидуально или совместно с преподавателем. Для того, чтобы все файлы студентов имели общий вид, преподаватель прикладывает инструкцию по прикреплению файлов. После заданий расположен блок с критериями оценивания. Это один из способов получения обратной связи от преподавателя, позволяющий студенту судить о количестве совершенных ошибок. Для данного курса была разработана база заданий для практических занятий и самостоятельной работы, состоящей более чем из 50 задач.

Блок тестового контроля. Элемент «Тест» является одним их самых важных и сложных составляющих системы Moodle, который позволяет выявить объективную картину уровня знаний предложенного материала. Система Moodle предлагает широкий выбор типов вопросов для тестирования [5]. Такое разнообразие позволяет сделать его максимально эффективным. В рамках рассматриваемого курса были разработаны тестовые задания по каждой из 3 тем. Тест после каждой темы состоит из 15 вопросов. После двух первых тем есть промежуточный тест. Он состоит из 30 вопросов, ранее не фигурировавших в тестах по теме 1 и по теме 2. Курс завершается итоговым тестом, состоящим из 60 вопросов, также ранее не фигурировавших в других тестах.

Таким образом, использование технологий дистанционного обучения позволяет расширить возможности обучающегося, предоставить ему свободу в выборе места и темпа обучения, что является немаловажным фактором в создании комфортной среды обучения и степени усвояемости знаний. В рамках электронного курса «Теория вероятностей и математическая статистика» были реализованы все необходимые компоненты обучения. Данный курс соответствует всем требованиям, предъявляемым к цифровым образовательным ресурсам. Он позволяет студентам дистанционно изучать или повторять материал, пройденный в рамках очного занятия, изучать дополнительные материалы, представленные на курсе, проводить промежуточную проверку собственных знаний, а также, при необходимости, задавать преподавателю дополнительные вопросы по пройденному материалу.

Список литературы

  1. Педагогические основания концепции дистанционного обучения/ Лаборатория дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://distant.ioso.ru/library/publication/con7.html.
  2. Основы теории дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=4724.
  3. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения / Компания Ракурс: курсы дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://rakurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=13#_Toc177795511.
  4. Знакомство с Moodle / MoodLearn. Как создать сайт с системой дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://moodlearn.ru/course/view.php?id=18.
  5. Гаевская Е.Г. Система дистанционного обучения Moodle: методические указания для практических занятий: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. 26 с.

1 Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета.

Интересная статья? Поделись ей с другими: