УДК 004

Применение современных технологий для навигации пассажиров на территории аэропорта

Крылова Екатерина Владимировна – студент кафедры Вычислительных систем и информатики Института водного транспорта Государственного университета морского и речного флота им. Адмирала Макарова С.О.

Покуль Софья Сергеевна – студент кафедры Вычислительных систем и информатики Института водного транспорта Государственного университета морского и речного флота им. Адмирала Макарова С.О.

Васильченко Дмитрий Сергеевич – доцент кафедры Вычислительных систем и информатики Института водного транспорта Государственного университета морского и речного флота им. Адмирала Макарова С.О.

Аннотация: В нынешнем положении, человечество все чаще сталкивается с проблемой навигации в общественных местах, такие как: торгово-развлекательный комплекс, аэропорты, железнодорожные вокзалы. Поэтому происходит столкновение с вопросом, как же можно улучшить и оптимизировать этот процесс для посетителей данных мест. В статье мы постараемся предоставить вариант внедрение Low Bluetooth Energy технологии для помощи в навигации людям на территории аэропорта.

Ключевые слова: Low Bluetooth Energy, внедрение, аэропорт, навигация, мобильное приложение.

Гражданская авиация в наши дни развивается очень стремительно: ежегодно растёт количество рейсов, появляются новые авиакомпании, растёт количество людей которые выбирают именно этот способ для преодолений больших расстояний. По этой причине, разрастаются и аэропорты: в старых аэропортах открываются новые терминалы, перестраиваются старые аэровокзалы, открываются новые аэропорты, значительно превосходящие по площади аэропорты прошлых лет. Схемы зданий усложняются, а значит, усложняется и навигация. Эта проблема становится все более и более актуальной для пассажиров. Авиакомпании ищут наиболее выгодные способы сообщения, популярность набирают транзитные рейсы – рейсы, имеющие одну или несколько пересадок в промежуточных аэропортах. Такие рейсы появляются, когда пассажиропоток в том или ином направлении недостаточно велик, чтобы заполнять самолёты полностью, что делает прямой рейс между двумя аэропортами невыгодным для авиакомпании. Во время пандемии COVID-19 транзитных рейсов стало особенно много, в связи с ограничениями, установленными в аэропортах в качестве мер по борьбе с коронавирусом. Схемы аэропортов очень отличаются друг от друга, хоть и имеют общие черты, и пассажирам, попадающим в тот или иной аэропорт впервые, непросто разобраться в нем, а часто это необходимо сделать быстро, в условиях ограниченного времени между прибытием в аэропорт и следующим рейсом. Чаще всего, пассажир, попавший в аэропорт впервые, ориентируется по указателям и обращается за помощью к сотрудникам аэропорта, но в этом случае все осложняется языковым барьером. Наиболее распространённый вид пассажиров – это люди, обращающиеся к полетам на самолёте с целью туризма, и язык страны в которую они летят, и тем более той, где пересаживаются между рейсами, они не знают. По этой же причине звуковые объявления так же оказываются неэффективным способом информирования и оповещения пассажиров. Все эти обстоятельства приводят к тому, что люди опаздывают на свои рейсы и авиакомпании вынуждены задерживать рейсы и разыскивать своих пассажиров по всему аэровокзалу.

По этой причине в данной работе мы предлагаем внедрение Low Bluetooth Energy технологий для помощи в навигации людям на территории аэропорта.

Цель исследования: рассмотреть пути решения проблемы навигации пассажиров на территории нового для них или малознакомого аэропорта. Для достижения этой цели я рассмотрела карты и схемы навигации самых значимых аэропортов России и мира, изучила существующие способы помощи пассажирам в навигации на территории аэропорта. В большинстве аэропортов составлены подробные карты здания, но людям сложно ориентироваться в них. Более того, не все карты достаточно подробны и просты для понимания. С учётом того, что авиаперелет для большинства людей является стрессовой ситуацией, проблема становится особенно остро. Ниже приведены карты с сайтов аэропортов Пулково, Сочи, Анталья, Амстердам, Рим.

image1

Рисунок 1. Схема аэропорта г. Санкт – Петербург.

image2

Рисунок 2. Схема аэропорта г. Сочи.

image3

Рисунок 3. Схема аэропорта г. Анталья.

image4

Рисунок 4. Схема аэропорта г. Амстердам.

image5

Рисунок 5. Схема аэропорта г. Амстердам.

Наглядно видно, что все они выглядят сложно, очень тяжело сходу разобраться, выстроить для себя верный маршрут между нужными точками, и, зачастую, даже разобраться, где именно вы находитесь в соответствии с картой. В самом здании аэровокзала так же расположены указатели, которые не всегда понятны для иностранных туристов, так же как и звуковые, голосовые оповещения, которые, в свою очередь, не всегда слышны из-за шума внутри здания.

Low Bluetooth Enegry технологии или Bluetooth маяки – это класс устройств с низким энергопотреблением. Такие маяки способны передавать свой идентификатор на электронные устройства поддерживающие Bluetooth находящиеся в радиусе нескольких метров. Радиус действия маяка индивидуален для каждой модели, чаще всего это 10-15 метров. Этот идентификатор может использоваться для определения точного физического местоположения устройства в здании, запуска каких-либо действий на устройстве, отправка push-уведомлений – все эти функции способны помочь упростить навигацию на территории аэропорта. Такие маяки размещают в здании, на таком расстоянии, чтобы в каждой точке здания была связь хотя бы с одним из маяков. Маяк считывает и передаёт местоположение внутри здания с высокой точностью.

Благодаря этому, можно составлять маршруты по картам с отображением точного местоположения в режиме реального времени, чтобы пассажир точно знал, где он находится и куда он должен направляться.

Таким образом, программное обеспечение на смартфоне или любом другом мобильном устройстве, взаимодействуя с Bluetooth маяками расположенными по всей площади здания, будет отображать для пассажира маршрут до необходимой ему точки на карте и его местоположение в соответствии с этим маршрутом. Этот способ навигации настолько нагляден и понятен, что человек, не имея глубоких познаний в языке сможет разобраться по символам и зрительным подсказкам. Особенное преимущество таких маяков – простота взаимодействия со смартфонами и планшетами, без которых невозможно представить жизнь современного человека. Так же, важным достоинством является то, что Bluetooth устройства не требуют от пассажира подключения к интернету, что делает их использование более доступным как для пассажира (отсутствие необходимости в подключении мобильного интернета на территории чужой страны), так и для аэропорта (отсутствие необходимости бесплатного Wi-Fi на территории всего аэропорта). Человеку лишь необходимо, подготавливаясь к перелету, установить на свой смартфон соответствующее приложение, и по прилету в аэропорт дать соглашение на подключение к системе маяков. Система продуманных маршрутов внутри здания аэровокзала так же сделает пассажиропоток более организованным, люди смогут лучше рассчитывать своё время перед полетом, уменьшится количество опозданий на рейсы, сократятся убытки авиакомпаний и аэропортов.

Приложения многих аэропортов мира позволяют так же пройти регистрацию на рейс, дают актуальную информацию по предстоящим рейсам, табло аэропорта, справочные службы, оповещения о начале регистрации или посадки. Bluetooth маяки так же могут передавать и такую информацию пользователям приложения на территории аэропорта. Наиболее оптимальным решением проблемы, связанной с ограниченным количеством памяти телефона, является одно приложение, с которым смогут работать маяки во всех аэропортах. Пользователю будет необходимо только заранее загрузить карты аэропортов, которые он планирует посетить, чтобы в случае отсутствия подключения иметь возможность работать с навигацией в оффлайн режиме.

Выводы. С учётом активного развития гражданской авиации и роста численности и площадей аэровокзалов по всему миру, проблема навигации актуальна и продолжает набирать актуальность. Введение Bluetooth маяков для упрощения навигации для пассажиров позволит упростить навигацию в аэропортах, снизить финансовые затраты авиаперевозчиков и аэропортов, уменьшить шанс задержки рейса по причине опоздания пассажиров, сделать обслуживание пассажиров более качественным и комфортным. Таким образом, внедрение использования Bluetooth маяков является современным и эффективным инструментом навигации внутри зданий.

Список литературы

  1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в информационные технологии: учеб. пособие. М.: Информатика, 2005. — 352 с.
  2. Жданов С.Н., Синепол В.С. Телекоммуникационные протоколы беспроводных сенсорных сетей: учеб. пособие, 2002. – 78 с.
  3. Глушенко С.А., Долженко А.И. Разработка мобильных приложений: учеб. пособие, 2018. – 7 с.
  4. Соколова, В. В. Разработка мобильных приложений : учебное пособие для среднего профессионального образования, 2020. — 175 с.
  5. Б. Скляр. Цифровая связь. Теоретические основы и практическое применение, 2-е издание, 2003. – 135 с.

Печать