УДК 339.138

Организация деятельности компании на принципах маркетинга на примере компании ТОО «Астана ЕРЦ»

Альменбетов Муратбек Адильбекович – магистрант программы «Магистр делового администрирования» Алматы Менеджмент Университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации деятельности компании ТОО «Астана ЕРЦ» на принципах маркетинга. «Астана ЕРЦ» – предприятие, производящее расчеты и сбор платежей за коммунальные услуги в городе Нур-Султан и Акмолинской области. Проблема исследования связана с необходимостью планирования маркетинговой деятельности ТОО «Астана ЕРЦ» для решения стратегических задач стоящих перед расчётами в сфере ЖКХ.

Целью статьи является организация разработки системных мер для маркетингового управления компанией. Предложенные маркетинговые меры и разработанные мероприятия позволят улучшить коммуникации с потребителями услуг и улучшить экономику предприятия.

Ключевые слова: деятельность компании, маркетинг, ЖКХ, ТОО «Астана ЕРЦ».

Маркетинг напрямую связан с обменом для удовлетворения потребностей человека. В процессе обмена важны такие мероприятия, как поиск потребителей, изучение их потребностей, создание подходящих продуктов, их продвижение на рынке, транспорт [1, с. 361]. Маркетинг нацелен на решение задач по формулированию требований потребителей, чтобы повысить репутацию торгового предприятия. Этот тип бизнес-поведения обычно рассматривается близко с понятием «маркетинг» [2, с. 616].

В рыночной экономике маркетинговая функция заключается в организации конкурентного и свободного обмена для обеспечения эффективного баланса между спросом и предложением товаров и услуг [3, с. 148]. Таким образом, задачи и функция маркетинга в обществе достаточно значимы. Любые организации проводят мониторинги маркетинговых сред. Это необходимо для того, чтобы определить всю потребность в проведении маркетинговых исследований.

Управление маркетингом-это процесс сам по себе, поскольку он включает в себя определенную последовательность действий, связанных с разработкой, интеграцией и реализацией стратегий на уровнях иерархической структуры компании с учетом принципов ориентации на рынок [4, с. 384]. Процесс управления маркетингом возможен при формировании соответствующей системы управления, основанной на новых формах организации.

Система управления маркетингом состоит из множества взаимосвязанных элементов, которые образуют единое целое и реализуют процесс управления для достижения целей управления. При управления маркетингом в приоритете должен использоваться процессный подход к разработке KPI.

Центры расчёта платежей и сбора платежей (единые расчетные центры -ЕРЦ) за жилищно-коммунальные услуги есть в большинстве крупных городов Республики Казахстан. ЕРЦ оказывают услугу по полному циклу выставления счетов. Решение этой задачи возможно посредством внедрения современных информационных технологий (ИТ). Одно из основ является внедрение информационных систем (ИС), для повышения качества обслуживания и усиления контроля в области платежей в области ЖКХ [5, с. 320].

Для улучшения качества обслуживания потребителей коммунальных услуг был создан ЕРЦ в городе Нур-Султане. Этим специализированным предприятием, которое осуществляет формирование, печать, обработку и доставку Единого платежного документа за коммунальные и иные услуги является ТОО «Астана ЕРЦ».

Анализ выявил следующие проблемы в маркетинговой работе ТОО «Астана ЕРЦ»:

  • Отсутствие маркетинговой стратегии развития ТОО «Астана ЕРЦ».
  • Отсутствие системных маркетинговых мер в коммуникациях с потребителями услуг компании.
  • Существующий имидж ТОО «Астана ЕРЦ» размыт и воспринимается потребителями как «коммунальный оператор-монополист», и в компания нет системных мер по его улучшению.

Таким образом, проблема исследования связана с необходимостью планирования маркетинговой деятельности ТОО «Астана ЕРЦ» для решения стратегических задач стоящих перед расчётами в сфере ЖКХ.

Чтобы решить поставленные проблемы требуется выполнение следующих задач: разработать мероприятия по повышению осведомленности целевой общественности о новых услугах запускаемых ТОО «Астана ЕРЦ» с использованием эффективных маркетинговых коммуникаций с потребителями услуг компании. В том числе для формирование положительного имиджа компании ТОО «Астана ЕРЦ».

Также основе анализа зарубежного и отечественного опыта доказана целесообразность использования технологий облачных вычислений для информационного обеспечения маркетинговых мероприятий.

В ходе исследования была рассчитана экономика маркетинговых мероприятий ТОО «Астана ЕРЦ», а также внедрения облачных сервисов для их информационного обеспечения. В таблице 1 приведены итоговые расчеты.

Таблица 1. Расчёт рентабельности маркетинговых мероприятий ТОО «Астана ЕРЦ».

Показатель

Период

Отклонения

Темпы

прироста, %

2021 г.

(отчёт)

2022 г. (план)

1

Выручка по планируемым мероприятиям млн. тг.

128 132

156 503

28 371

22,140

2

Затраты на мероприятие, млн. тг.

110 875

135 416

24 541

22,130

3

Валовая прибыль, млн. тг.

17 257

21 087

3 830

22,190

4

Коммерч. расходы, млн. тг.

8 181

7 884

-297

-3,630

5

Чистая прибыль от маркетинговых мероприятий, млн. тг.

9 076

20 487

11 411

125,730

6

Прибыль по планируемым мероприятиям, млн. тг.

2 710

5 428

2 718

100,300

7

Рентабельность продаж (с.6 / с.1 * 100), %

2,120

3,470

1,350

63,680

8

Рентабельность мероприятия (с.5 / с.1 * 100), %

7,080

13,280

6,200

87,570

Рентабельность, характеризующая долю прибыли маркетинговому сопровождению услуг ТОО «Астана ЕРЦ» и внедрения облачных сервисов, повысилась на 1,35 пункта и прогнозируется в 3,47%. Рентабельность продаж в результате мер, показывающая удельный вес чистой прибыли от маркетинга в выручке по запуску новых услуг ТОО «Астана ЕРЦ» и внедрения облачных сервисов прогнозируется на уровне 13,28%, что позволяет говорить об эффективности предлагаемых маркетинговых мер.

Список литературы

  1. Захаров С.В., Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И. Маркетинг. Ростов-на-Дону: Феникс. 2019. 361 с.
  2. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. – М.: ООО Фирма «Благовест-В». 2020. 616 с.
  3. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие // М.: Дашков и К. 2018. 148 c.
  4. Мельник М.В., Егорова С.Е. Маркетинговый анализ.// М.: Рид Групп. 2017. 384 с.
  5. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика. 2017. 320 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: