УДК 658.511

Разработка карты бизнес-процессов проектной деятельности компании на примере АО «Казмунайгаз»

Жасекен Жомарт Кошанович – магистрант программы «Магистр делового администрирования» Алматы Менеджмент Университета.

Аннотация: В статье рассматривается разработка карты бизнес-процессов проектной деятельности компании на примере АО «КазМунайГаз» (КМГ) – казахстанской национальной нефтегазовой компании, занимающейся развитием национальной нефтегазовой отрасли. Проблема исследования связана с необходимостью повышения устойчивости проектной деятельности компании за счет трансформации карты бизнес-процессов. Целью статьи является разработка интегрированной структуры управления проектами с использованием современных средств автоматизации. Разработанные рекомендации позволят повысить эффективность проектной деятельности в АО  «КазМунайГаз», что в том числе повысит устойчивость организации.

Ключевые слова: карта бизнес-процессов, проектная деятельность, АО «КМГ».

Бизнес-процессы помогают решать задачи торговли, приобретения, изготовления продуктов (товаров, услуг), маркетинга, инвестиции, налогов, сотрудничества с акционерами, партнерами и др. [1, c. 327] [2, с. 136].

Процессы внутреннего характера решают задачи маркетинга, руководства, бухгалтерии, развития, безопасности, аудита, аналитики, визуализации, виртуализации, документирования ключевых процессов и их результатов, принятия на их основе управляющих решений. В нефтегазовой компании актуально отслеживать следующие действия (в зависимости от ситуаций):

  • увеличение конкурентоспособности;
  • повышение капитализации;
  • контроль и разведка залежей нефти–газа;
  • совершенствование минерально–сырьевой базы;
  • повышение прибыльности;
  • применение новых, инновационных технологий добычи сырья, логистики, поставок и др. [3, с. 412].

Традиционно выделяют два пути эволюции бизнес-процессов нефтегазовой компании: двухуровневая система бизнес-процессов и аутсорсинг [4, с. 168]. Сейчас можно рассматривать и такие пути, как применение краудфандинга, виртуальной инфраструктуры. Трёхуровневая система основана на следующих критериях (принципах):

  • высокий уровень производства – результат управления;
  • разделение территории по секторам с равномерным распределением предприятий;
  • возможность отдельным предприятиям иметь большее количество продуктов (услуг, товаров, решений), чем необходимо отрасли;
  • частичная автономность подразделений.

Внедрение современных средств автоматизации, например ИС уровня EPR в нефтегазовых компаниях позволяет ускорить решение ключевых стратегических проблем, тактических задач по повышению эволюционного потенциала предприятия, улучшения деятельности компаний, их конкурентоспособности, финансовой устойчивости [5, с. 411].

  КМГ является вертикально интегрированной национальной нефтегазовой компанией и занимается развитием нефтегазовой отрасли РК. Миссия КМГ заключается в обеспечении максимальных выгод для Акционеров от участия в развитии национальной нефтегазовой отрасли. Видение: к 2028 году КМГ должна стать высокоэффективной вертикально интегрированной операционной компанией, соответствующей высочайшим стандартам безопасности и корпоративного управления.

В 2017 году Управление организационным и устойчивым развитием, совместно с консультантами PWC, начал работу по описанию бизнес-процессов во всех структурных подразделениях. Исходя из комплексного анализа, проведенного 2017 году по компании, КМГ имел не лучшие показатели по бизнес-процессам.

В современных условиях глобализации мировой экономики, имеющиеся конкурентные преимущества КМГ могут быть нивелированы низкой эффективностью управления.

На основании и чего была предложена схема алгоритма трансформации карты бизнес-процессов КМГ. Координация работы участников осуществляется проектным офисом КМГ путем обсуждения первоначальных планов с их последующими изменениями и согласования вопросов взаимосвязи и взаимозависимости работы участников (рисунок 1).

image1

Рисунок 1. Схема (алгоритм) трансформации карты бизнес-процессов КМГ.

Интегрированная структура управления проектами позволит повысить эффективность любой проектной организации за счет системных управленческих действий в таких областях, как:

  • улучшение управления организацией и прозрачности принятия решений;
  • упорядочение документооборота;
  • формализация и оптимизация проектной деятельности;
  • создание системы управления организацией и прозрачность принятия решений;
  • оптимизация документооборота;
  • формализация и оптимизация проектной деятельности;
  • создание улучшенной карты бизнес-процессов.

А одновременное внедрение связки CRM + ERP активизирует в КМГ синергетический эффект: от внедрения системы выгод больше, чем от «плюсов» подсистем, их суммы. После внедрения предлагаемой автоматизированной информационной системы большая часть информации, ранее обрабатывавшейся вручную, будет передана в электронном виде.

Список литературы

  1. Ефремов В.С. Операционная стратегия бизнеса // М.: Финпросс. 2018. 327 с.
  2. Белковский Н.В., Попов Е.В. Процессный подход в новых стандартах менеджмента // Менеджмент. 2020. №6. С. 136–141.
  3. Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием // М.: Омега–Л. 2020. 412 с.
  4. Колесова С.Б., Некрасов В.И. Развитие бизнес-процессов нефтедобывающих предприятий // ФГБОУ ВПО «УдГУ». 201 168 с.
  5. Мы говорим – «автоматизация», подразумеваем – ERP // М.: Омега–Л. 2020. 411 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail