УДК 658.511
Разработка карты бизнес-процессов проектной деятельности компании на примере АО «Казмунайгаз»
Жасекен Жомарт Кошанович – магистрант программы «Магистр делового администрирования» Алматы Менеджмент Университета.
Аннотация: В статье рассматривается разработка карты бизнес-процессов проектной деятельности компании на примере АО «КазМунайГаз» (КМГ) – казахстанской национальной нефтегазовой компании, занимающейся развитием национальной нефтегазовой отрасли. Проблема исследования связана с необходимостью повышения устойчивости проектной деятельности компании за счет трансформации карты бизнес-процессов. Целью статьи является разработка интегрированной структуры управления проектами с использованием современных средств автоматизации. Разработанные рекомендации позволят повысить эффективность проектной деятельности в АО «КазМунайГаз», что в том числе повысит устойчивость организации.
Ключевые слова: карта бизнес-процессов, проектная деятельность, АО «КМГ».
Бизнес-процессы помогают решать задачи торговли, приобретения, изготовления продуктов (товаров, услуг), маркетинга, инвестиции, налогов, сотрудничества с акционерами, партнерами и др. [1, c. 327] [2, с. 136].
Процессы внутреннего характера решают задачи маркетинга, руководства, бухгалтерии, развития, безопасности, аудита, аналитики, визуализации, виртуализации, документирования ключевых процессов и их результатов, принятия на их основе управляющих решений. В нефтегазовой компании актуально отслеживать следующие действия (в зависимости от ситуаций):
- увеличение конкурентоспособности;
- повышение капитализации;
- контроль и разведка залежей нефти–газа;
- совершенствование минерально–сырьевой базы;
- повышение прибыльности;
- применение новых, инновационных технологий добычи сырья, логистики, поставок и др. [3, с. 412].
Традиционно выделяют два пути эволюции бизнес-процессов нефтегазовой компании: двухуровневая система бизнес-процессов и аутсорсинг [4, с. 168]. Сейчас можно рассматривать и такие пути, как применение краудфандинга, виртуальной инфраструктуры. Трёхуровневая система основана на следующих критериях (принципах):
- высокий уровень производства – результат управления;
- разделение территории по секторам с равномерным распределением предприятий;
- возможность отдельным предприятиям иметь большее количество продуктов (услуг, товаров, решений), чем необходимо отрасли;
- частичная автономность подразделений.
Внедрение современных средств автоматизации, например ИС уровня EPR в нефтегазовых компаниях позволяет ускорить решение ключевых стратегических проблем, тактических задач по повышению эволюционного потенциала предприятия, улучшения деятельности компаний, их конкурентоспособности, финансовой устойчивости [5, с. 411].
КМГ является вертикально интегрированной национальной нефтегазовой компанией и занимается развитием нефтегазовой отрасли РК. Миссия КМГ заключается в обеспечении максимальных выгод для Акционеров от участия в развитии национальной нефтегазовой отрасли. Видение: к 2028 году КМГ должна стать высокоэффективной вертикально интегрированной операционной компанией, соответствующей высочайшим стандартам безопасности и корпоративного управления.
В 2017 году Управление организационным и устойчивым развитием, совместно с консультантами PWC, начал работу по описанию бизнес-процессов во всех структурных подразделениях. Исходя из комплексного анализа, проведенного 2017 году по компании, КМГ имел не лучшие показатели по бизнес-процессам.
В современных условиях глобализации мировой экономики, имеющиеся конкурентные преимущества КМГ могут быть нивелированы низкой эффективностью управления.
На основании и чего была предложена схема алгоритма трансформации карты бизнес-процессов КМГ. Координация работы участников осуществляется проектным офисом КМГ путем обсуждения первоначальных планов с их последующими изменениями и согласования вопросов взаимосвязи и взаимозависимости работы участников (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема (алгоритм) трансформации карты бизнес-процессов КМГ.
Интегрированная структура управления проектами позволит повысить эффективность любой проектной организации за счет системных управленческих действий в таких областях, как:
- улучшение управления организацией и прозрачности принятия решений;
- упорядочение документооборота;
- формализация и оптимизация проектной деятельности;
- создание системы управления организацией и прозрачность принятия решений;
- оптимизация документооборота;
- формализация и оптимизация проектной деятельности;
- создание улучшенной карты бизнес-процессов.
А одновременное внедрение связки CRM + ERP активизирует в КМГ синергетический эффект: от внедрения системы выгод больше, чем от «плюсов» подсистем, их суммы. После внедрения предлагаемой автоматизированной информационной системы большая часть информации, ранее обрабатывавшейся вручную, будет передана в электронном виде.
Список литературы
- Ефремов В.С. Операционная стратегия бизнеса // М.: Финпросс. 2018. 327 с.
- Белковский Н.В., Попов Е.В. Процессный подход в новых стандартах менеджмента // Менеджмент. 2020. №6. С. 136–141.
- Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием // М.: Омега–Л. 2020. 412 с.
- Колесова С.Б., Некрасов В.И. Развитие бизнес-процессов нефтедобывающих предприятий // ФГБОУ ВПО «УдГУ». 201 168 с.
- Мы говорим – «автоматизация», подразумеваем – ERP // М.: Омега–Л. 2020. 411 с.