УДК 316.012

Феномен социального предпринимательства и опыт его внедрения в экономическую систему Испании

Сологуб Лилия Андреевна – магистр Высшей школы современных социальных наук Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье исследуется феномен социального предпринимательства и его развитие в современном мире. Также рассматривается успешный опыт реализации проекта социального предпринимательства в Испании. В статье разобрана возможность заимствования некоторых способов и методов для реализации подобных проектов в России.

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальные проблемы, опыт.

Социальное предпринимательство сегодня реализуется во многих странах с целью решать обострившиеся социальные проблемы граждан, помогать особо уязвимым группам, сохранять экологическую ситуацию в мире и другое. Сам феномен «социального предпринимательства» можно раскрыть как предпринимательскую деятельность, основная цель которой обеспечение инновационных и релевантных решений актуальной социальной проблемы. Особенностью данного вида деятельности является упор на решение социальной проблемы, а не на извлечение прибыли и других рыночных возможностей [1,78].

Сегодня в России существует большое количество социальных проблем, которые обостряются в текущей ситуации неопределенности из-за обострившейся геополитической ситуации на Украине. Решение таких вопросов возможно благодаря развитию социального предпринимательства и поддержки предпринимателей со стороны государства.

На сегодняшний момент уровень урбанизации в России равен 75% (по данным переписи 2021 года), что говорит о сильной оттоке людей из сельских поселений, деревень и небольших городов, что является определенным вызовом для урбанистов (в вопросах проектирования постоянно растущих городов), а также для государственной и муниципальной власти. Решение аналогичной социальной проблемы в Испании нашли создатели компании Lonxanet, которые реализовали новый тип отношений в бизнесе, способствовавший решению проблемы безработицы. 

Социальные проблемы рыболовецких общин в Испании возникли на основе развития рыболовства в промышленных масштабах. Участники рынка стали более слабыми, многие поселения рыбаков начали вымирать, молодое поколение стало покидать родные рыболовецкие поселения в поисках лучшей жизни, а традиционные для Испании рыболовецкие общины стали стремительно исчезать.

Решение данной социальной проблемы нашел Антонио Гарсия Аллют и в 2001 году зарегистрировал частную компанию Lonxanet, которая в дальнейшем стала круглосуточной площадкой для купли-продажи рыбы через Интернет, благодаря объединению ассоциаций рыбаков, информационных технологий и логистических компаний [2].

Рыбная продукция продаётся напрямую физическим лицам, ресторанам и другим оптовым заказчикам. Также спрос и предложение легко контролировать за счет сотрудничества всегда конкурировавших ассоциаций рыбаков, что позволило им самостоятельно назначать стоимость их продукции. Компания является непосредственным прямым посредником между рыбаками и конечным потребителем, что влияет на доходы самих рыбаков. Она выступает в качестве движущей силы, передатчика и посредника процессов, способствуя прогрессивной эволюции к полной автономии для рыбаков.

Такой новый формат малого бизнеса помог решить сразу несколько социально значимых проблем:

  1. улучшение социально-экономического положения рыболовецких общин;
  2. рационализация цепочки ценообразования и совершенствование рынка морепродуктов в интересах производителя и конечного потребителя;
  3. контроль рыболовецких общин над рынком морепродуктов в стране;
  4. восстановление морской экосистемы в местах традиционного и активного рыболовного промысла Испании [3].

Социальное предпринимательство с аналогичной системой управления можно было бы перенять и в нашей стране во многих регионах с подобной социальной проблемой. Так, компания, занимающаяся предпринимательской деятельностью, которая своей работой решает социальную проблему и генерирует прибыль, может стать идеальным решением для современных российских условий [4].

Благодаря слиянию качеств коммерческой и некоммерческой организаций организация социального предпринимательства, получившая как общественную, так и государственную поддержку, может решить проблему безработицы и бедности [4]. Также подобные организации могут рассчитывать на инвестиции зарубежных партнеров, однако здесь тоже есть некоторые сложности: языковые барьеры, отсутствие уникальности проектной деятельности, отсутствие счетов в международных или зарубежных банках [5]. Всё это делает предпринимательскую деятельность в регионах затруднительной.

Решением данной проблемы может выступать широкая поддержка идей социального предпринимательства в ВУЗах нашей страны, где будет изучаться опыт социального предпринимательства в нашей стране и за рубежом [6].

Таким образом, исследование успешного зарубежного опыта социального предпринимательства может улучшить ситуацию с решением социальных проблем в России. Так, можно перенять опыт возрождения тех занятий, которыми люди занимались на протяжении нескольких тысячелетий на определенной территории. В пример можно взять также и тот факт, что были заключены взаимовыгодные контракты между небольшой социально-ориентированной организацией и крупными игроками ресторанного бизнеса Испании, что позволило решить не только социальные, но и экономические проблемы. 

Список литературы

  1. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: концепция, сущность и значение // Современная конкуренция. — 2015. — Т. 9, № 4(52). — С. 77—99.
  2. Thompson, J.L., The World of the Social Entrepreneur, The International Journal of Public Sector Management, 15(4/5), 2002, p.413
  3. Visión y misión. Сайт компании Lonxanet / [Электронный ресурс] http://www.fundacionlonxanet.org/ ( дата обращения 5.10.2019)
  4. Зуева Е.Л., Ховаев С.Ю. Возможности развития института социального предпринимательства в России // ARS Administrandi. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-instituta-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-rossii (дата обращения: 20.01.2022).
  5. Конягина М.Н., Краснопевцева М. Молодежь и социальное предпринимательство в России // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 1. – с. 159-172.
  6. Чернышева Т.Л. Социальное предпринимательство в вузе // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 21. – С. 3207-3220.

Интересная статья? Поделись ей с другими: