УДК 338

Актуальные проблемы малых и средних промышленных предприятий химической отрасли

Красильников Дмитрий Валерьевич – кандидат экономических накук, доцент кафедры Социально-экономических дисциплин Дзержинского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы малых и средних химических предприятий. Проблемы группируются с точки зрения типичности (существуют уже много лет), и новизны (вновь появившиеся проблемы, связанные с последствиями пандемии и международные санкциями). Делается вывод о возрастании важности всех видов планирования деятельности, несмотря и вопреки, возросшей турбулентности внешней среды. Кроме того, возрастает роль управления издержками. Предлагаются меры по построению упрощенной системы планирования для малого, среднего предприятия, включающей несмотря на свою простоту, весь инструментарий планирования деятельности. Предлагается подход системного управления издержками. Эффективный инструмент управления издержками – Программа снижения издержек.

Ключевые слова: химические предприятия, малые предприятия, управление издержками, планирование, санкции, управление издержками.

Основные проблемы малых и средних химических промышленных предприятий типичны для химической отрасли в целом и для малых, и средних предприятий РФ.

В настоящее время для малых и средних химических промышленных предприятий характерны следующие проблемы:

  1. Несовершенство системы планирования и контроля, как на стратегическом, так и на тактическом уровне. Порой выражается в полном отсутствии стратегического планирования и управления [5].
  2. Отсутствие или неэффективное использование современных электронных систем управления предприятием [1].
  3. Негативная тенденция по снижению доли рынка и потере традиционных потребителей [3].
  4. Недостаток оборотных средств.
  5. Проблемы с комплектацией персоналом, снижение квалификации персонала.
  6. Высокий износ производственных мощностей [5].
  7. Экологические проблемы [2].
  8. Конфликт интересов собственников, наемных менеджеров высшего звена и коллектива [6].

Вышеперечисленные основные проблемы являются типичными уже на протяжении многих лет и характерны также для химического комплекса Нижегородской области.

Кроме обозначенных, дополнительно в результате пандемии и санкций в 2021-2022гг. появились следующие проблемы:

  1. Снижение спроса, вызванные общим снижением экономической активности.
  2. Нарушение логистических цепочек доставки сырья и продукции.
  3. Отсутствие необходимого ассортимента сырья, особенно небольших объемов различных добавок, дополнений, катализаторов, как правило, дорогостоящих и достаточно редких веществ (сырья и материалов), которые производятся достаточно ограниченным количеством поставщиков.
  4. Потеря традиционных рынков сбыта вследствие введенных международных санкций.
  5. Снижение доступности современных технологий, особенно для малых предприятий.

Рассматривая обозначенные проблемы, ограничимся анализом системы планирования и управления издержками.

Анализируя систему планирования на промышленных предприятиях Нижегородской области, можно сделать вывод, что далеко не каждое предприятие может «похвастаться» системой актуальных и взаимосвязанных планов.

Это выражается в отсутствии как стратегического, так и тактического планирования.

На местах среди руководителей малых и средних предприятий химической отрасли существует «мнение» о бесполезности, неэффективности планирования в быстро изменяющемся мире.

События последних лет (пандемия и международные санкции) используются как аргументы противников системы планирования.

Однако настаивая на планировании как эффективном инструменте снижения неопределенности, позволяющем просчитывать и моделировать сценарии, подготавливаться к разным вариантам работы, мы полагаем, что одним этим инструментом можно значительно повысить эффективность работы.

Система планирования предприятия должна быть построена по принципу «сквозного» планирования и регулярного пересмотра планов (актуализации).

Систему составляет: стратегическое планирование (долгосрочное, 5 лет, документ – стратегия развития), среднесрочное планирование (шестимесячное планирование, годовое планирование, документы – соответствующие планы), тактическое (оперативное, краткосрочное планирование 1-3 месяца).

Данные документы составляют «дерево взаимоувязанных планов» и по мере изменения каких-либо планов (обычно ежемесячно или ежеквартально) – пересматриваются. Особенностью пересмотра (актуализации) является то, что пересмотр может осуществляться как «снизу-вверх», так и «сверху-вниз». Это означает, что при пересмотре, например, краткосрочного плана, при выявлении значимых изменений, влияющих на годовые показатели и на реализацию стратегии, эти изменения фиксируются. Так же при изменении стратегических долгосрочных целей, например, по инвестиционным решениям, по приобретению нового оборудования, идет пересмотр краткосрочных планов, лимитов и т.д.

Таким образом мы создаем систему гибких и текущих планов, с заданием параметров как «снизу-вверх», так и «сверху-вниз».

Следует отметить, что вышеописанная система уже строится на ряде химических предприятий г. Дзержинска Нижегородской области в течение последних нескольких лет. За основу может быть взята система ежемесячного планирования, производственного и финансового, реализованная через систему бюджетирования (бюджеты: операционные, БДДС, БДР, ББЛ и инвестиционный). Следующим значимым этапом является разработка краткосрочной стратегии предприятия, первоначально на период от 1 года.

Особенностью планирования в турбулентный период будет являться сокращение сроков планирования - «короткий горизонт планирования» и использование гибкого и скользящего планирования. Так, наряду с ежемесячным базовым бюджетом мы начинаем планировать на более короткие недельные отрезки. Короткий период позволит принимать актуальные решения при каждом изменении внешней ситуации.

Для малого и среднего предприятия нужен при этом упрощенный формат, который позволит без большой дополнительной работы вести это недельное планирование.

После отработки данных документов система должна быть «замкнута» и «связана» среднесрочными планами. Система может быть построена на основе «Exсel», а при ее дальнейшем развитии на базе 1С ERP.

Таким образом, на данном этапе может быть предложено использовать:

  1. Короткий горизонт планирования (неделя).
  2. Упрощенная система планирования и управленческой отчетности для малых и средних предприятий.

Начиная с построения системы планирования, можно двигаться далее. На сегодняшнем этапе особое значение приобретает система управления издержками СУИХП [4].

Система управления издержками позволяет использовать комплексный, системный подход и в качестве инструмента программный – через Программу снижения издержек на предприятии.

Наличие системы планирования: «короткий горизонт», гибкие и скользящие планы, а также система управления издержками позволит эффективно воздействовать на большую часть обозначенных актуальных проблем.

Список литературы

  1. Бабенко И.В. Интегрированное управление запасами в современной цифровой среде/И.В. Бабенко, Н.Г. Плетнева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент .- 2020 .- Т. 10 .- № 4 .- С. 87-100.
  2. Банк С.В. Управление экологическими рисками предприятий химической промышленности / С.В Банк, В.Ф. Вакуленко // Russian Journal of Management .- 2021 .- Т. 9 .- № 2 .- С. 91-95.
  3. Верещагин М.А. Особенности маркетингового управления жизненным циклом товара на рынке химической продукции / М.А Верещагин // Исследование социально-экономического развития территорий в условиях санкций и угроз глобальных вызовов: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции .- 2020 .- С. 117-123.
  4. Красильников Д.В. Экономические и организационные аспекты управления издержками (на примере химических предприятий) [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 17.12.98: / Красильников Дмитрий Валерьевич. – Н.Н., 1998. - 194 с.
  5. Любимцев К.С. Актуальные проблемы химической промышленности в РФ / К.С.Любимцев, Н.Н. Яшалова // Индустриальная экономика. - 2020 .- № 4 . - С. 14-18.
  6. Минина Е.А. Собственник и менеджер: преодоление конфликта интересов / Е.А. Минина // Актуальные проблемы и перспективы инновационного развития: Материалы XV международной научно-практической конференции .- 2019 .- С. 231-238.

Интересная статья? Поделись ей с другими: