УДК 8

Некоторые аспекты делового стиля стран Латинской Америки

Тарасова Варвара Викторовна – доцент кафедры Международного сотрудничества Института управления и регионального развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Аннотация: Эта статья имеет целью познакомить широкий круг читателей и бизнесменов с характерными особенностями национального характера некоторых стран Латинской Америки, с их темпераментом, наиболее яркими сторонами их повседневных обычаев жизни и традиций, которые могут оказывать влияние на деловые отношения с представителями данной культуры.

Ключевые слова: деловой стиль, Латинская Америка.

Зачастую ведение бизнеса в современных условиях невозможно без учета особенности и специфики данного региона, страны, а также без знания традиций, обычаев и характера проживающих на данной территории, в нашем случае контрагентов. Несмотря на глобализацию и всестороннее проникновение транснациональных корпораций, все же в современном мире огромное значение еще придается личным контактам и пониманию всех нужд и потребностей своего партнера или конкурента, или потребителя.

Конечно, невозможно охватить весь спектр традиций и обычаев стран региона. В различных странах существуют различные подходы к одним и тем же обстоятельствам, и событиям. Однако есть некоторые общие моменты, характерные для большей части стран региона. Так, например, следует учитывать жаркий климат и другие природные условия, которые вынуждают представителей Латинской Америки начинать рабочий день ранее принятого в Европе и прерывать его на сиесту, как можно увидеть и в Испании. Время сиесты – это время отдыха где-то с 13 до 16:30, когда не принято назначать встречи и беспокоить партнеров телефонными звонками. Поэтому основное время встречи – это утро, с 10 до 12:30. Необходимо планировать каждую встречу по 2-3 часа, так как часто она переходит в деловой ланч, что как известно в Латинской Америки является очень важным процессом. [2]

О всех встречах необходимо договариваться заранее, примерно за 2-3 недели. От противоположной стороны будут ждать пунктуальности, но сами латиноамериканцы могут опоздать на встречу, более того, задержка по их вине может произойти и на пол часа. Приветствие должно быть дружелюбное, бывает немного затянутое рукопожатие. Встречи, как правило, начинаются с общего разговора. Среди стран региона только Венесуэла является исключением, там сразу переходят к сути вопроса. Сами переговоры идут очень медленно, будет необходимо несколько встреч. Рекомендацией здесь может быть не раздражаться и не проявлять явно своего нетерпения. Если партнеры к Вам будут расположены, то вскоре Вы сможете перейти на «ты», это знак особого расположения.

Для установления хороших коммерческих или деловых отношений обязательным условиям в регионе будет налаживание личных отношений. Это подразумевает, во-первых, то, что до начала бизнеса необходимо, чтобы Вас представила друг другу третья сторона (банк или юридическая кампания, или общий деловой партнер), во-вторых, для успешного ведения бизнеса обязательно неформальное общение вне офиса. Представители региона любят проводить время в ресторанах за длительными деловыми ланчами продолжительностью до двух часов. Возможен и деловой ужин, который в Латинской Америки является поздним, в 10 часов или позже. [1]

Не станет исключением и приглашение посетить домашнюю вечеринку или домашний ужин. Если хозяин не предложит, то не стоит обсуждать деловые вопросы в такой обстановке. В этом случае от приглашенного по правилам хорошего тона ждут, как ни странно, опоздания, прихода позже на 20-30 минут. В этом случае необходим подарок, к ним здесь относятся очень хорошо, ценятся оригинальность и качество. Потребуется заранее выяснить, что предпочитает деловой партнер. В обычном случае дарят букет цветов, бутылку вина или коробку конфет. Но с цветами нужно быть осторожными: существует различная символика в различных странах. Так, в Гватемале белые цветы, в Мексике или Бразилии лиловые являются траурными. В Чили желтые цветы означают презрение.

В странах региона большое внимание уделяется внешнему виду, прическе, опрятности и аккуратности. Ухоженный вид является необходимым. Неформальный стиль на деловых встречах не приветствуется. Для мужчин обязательным является строгий классический костюм черный или темно синий с хорошо выглаженной белой рубашкой, консервативным галстуком и начищенными ботинками. Для женщин непременным условием может стать строгое платье, юбочные и брючные костюмы, туфли на каблуках и макияж. Не приветствуется изобилие украшений. Для ужина можно порекомендовать консервативное платье или гарнитур из блузки и юбки. Более торжественный случай позволяет надеть строгое вечернее платье.

В целом, представители региона дружелюбны, открыты к всякому рода сотрудничеству, что помогает в налаживании деловых контактов. Рекомендацией здесь может стараться быть общительным, искренним, доброжелательным, показать свою заинтересованность в личном общении. Будучи душевными, даже сентиментальными в некотором роде, они плохо воспринимают холодность в деловом общении. При личном контакте это может выглядеть как чрезвычайная эмоциональность. Латиноамериканцы -любители женского пола, они готовы всегда любой женщине делать комплименты, уступать место, всячески показывая свою опеку, однако не следует придавать этому слишком большое значение. Это дань традициям и темпераменту жарких стран. В деловом общении это не окажет никакого влияния на принятие решений и заключения сделок. [2]

Список литературы

  1. Деловой испанский язык. Учебник и практикум. Тарасова В.В., Москва, Юрайт, 2021.
  2. Экспортеры России. Единый информационный центр. 2021.
  3. Иллюстрированный словарь. Большая Российская энциклопедия. 2010.