УДК 32
У Цзяюэ – студент Санкт-Петербургского государственного университета.
Аннотация: Данная статья рассматривает такие понятия массовой коммуникации, как пиар и политическая коммуникация. Автором выявляются взаимосвязи между этими коммуникационными действиями.
Ключевые слова: пиар, политика, коммуникация, связи с общественность, каналы коммуникации.
Пиар является формой коммуникации, при которой конкретная, направленная на улучшение имиджа информация целенаправленно распространяется в обществе. В политике пиар используется так же часто как и в других сферах. Однако его необходимо отличать от похожего, но не идентичного ему понятия – политической коммуникации.
«Коммуникацией называют процесс взаимодействия объектов на основе обмена информацией и непосредственного общения, а также используемые при этом средства связи - формы, способы, каналы взаимодействия» [1]. Коммуникация становится политической, когда ее источник, содержание или объект относятся к сфере политики. Политическая коммуникация является важным элементом политической системы, поскольку тесно связана с процессом формирования имиджа политического института.
Начало изучения политической коммуникации было положено после Первой Мировой войны в контексте пропаганды. Этому значительно поспособствовали исследования американского социолога Гарольда Лассуэла. Однако в дальнейшем идея политической коммуникации вышла за рамки простой пропаганды. Так, в 1940-ых гг. в Колумбийском университете США Полом Лазарсфельдом, Бернардом Берельсоном и Хейзелем Годе проводились активные исследования феномена политической коммуникации, в ходе которых было установлено, что люди имеют возможность при определенных обстоятельствах сопротивляться пропаганде, также было выдвинуто понятие «двухшаговой коммуникации», при которой информация изначально поступает к так называемым «лидерам мнений», имеющих влияние на реципиента, и только потом - к общественности [2].
Существует несколько теоретических подходов к коммуникации. Сторонниками теории информационного общества, которая видит в средствах и передаче информации стимул и источник социального развития, являются Даниэль Белл и Збигнев Бжезинский. Теория, сформированная в рамках понимающей социологии Макса Вебера предполагает, что целью и результатом коммуникации является взаимопонимание между людьми [3]. Важно также отметить кибернетический подход К. Дойча. В своей книге «Нервы управления. Модель политической коммуникации и управления» он представляет политическую систему как кибернетическую самонастраивающуюся коммуникативную систему [4]. По Дойчу правительство является системой принятия решений на основе различных потоков информации. При этом он также вводит такой важное понятие, как «система обратной связи», которая описывается как «коммуникационная сеть, действующая в ответ на ввод информации и включающая результаты своего действия и информацию, которая изменяет ее последующее поведение» [5].
Принято выделять традиционные каналы политической коммуникации (СМИ, общественно-политические организации, неформальные контакты, выборы и пр.) и новые, возникшие входе информационной революции. К ним относятся пиар, политическая реклама и маркетинг. Также важно помнить про коммуникации в сети Интернет, ставшие характерной чертой процесса политической коммуникации в XXI в.
Существуют различные типы коммуникации - горизонтальная (внутри одного уровня, например, среди элит) и вертикальная (между элитой и массами), формальная и неформальная, а также, по охвату аудитории, межличностная, групповая и массовая.
В сферу политической коммуникации входят коммуникационные усилия по формированию и мобилизации политических движений и проведению политических кампаний, работа с общественным мнением, информирование общественности, развитие политического сознания.
Таким образом, современная политическая коммуникация включает в себя связи с общественностью, который является одной, но не единственной ее формой.
Список литературы