УДК 342.55

Понятие местного самоуправления как конституционной ценности

Никитина София Сергеевна – студентка Башкирского государственного университета.

Научный руководитель Аминов Ильдар Ринатович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Государственного права Института права Башкирского государственного университета.

Аннотация: Местное самоуправление одна из форм конституционной ценности. Ценность выражается в волеизъявлении граждан на территории муниципального образования, сосредоточение всех средств и ресурсов исключительно для людей, находящихся на данной территории.

Ключевые слова: местное самоуправление, конституционная ценность, государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальное образование.

Местное самоуправление – это понятие, которое сформировывалось достаточно давно. Изначально оно носило теоретически-научный характер, впоследствии приобрело и практическую значимость. Самоуправление является «первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти» [5, с. 101]. «Органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений» [3, с. 23].

На сегодняшний день местное самоуправление можно раскрыть с помощью различных нормативных правовых актов. Для начала нужно обратиться к наиболее высшему закону Российской Федерации – к Конституции.

Проведя анализ Конституции, мы приходим к мысли о том, что местное самоуправление является достаточно разносторонним понятием. Первоначально нужно сказать, что своим содержанием оно представляет собой одну из основ конституционного строя, а также одну из форм народовластия. Но нельзя ограничиваться только этим. Нужно иметь ввиду социальное управление в обществе, форменную децентрализацию власти, и, прежде всего, самоорганизующее общество, то есть такое образование, которое не зависит от государственных органов в вопросах местного значения.

В настоящее время есть закон, который непосредственно регулирует сферу деятельности местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [2]. Анализируя данную статью, мы приходим к выводу о том, что местное самоуправление аналогично основе конституционного строя РФ, которая признается, гарантируется и осуществляется на территории Российской Федерации. Признается, то есть непосредственно входит в территорию Российской Федерации. Гарантируется, то есть обеспечиваются права на территории муниципального образования по задачам местного значения.

С моей точки зрения, местное самоуправление довольно многогранное и широкое понятие. Ведь это и форма народовластия граждан, так как граждане посредством выборов выбирают главу муниципального образования. Оно представляет интересы народа, находящихся на территории муниципального образования. Местное самоуправление способствует гласности, свободе обсуждения важнейших проблем, возможности добиваться законным образом учета своего мнения в актах и действующих соответствующих органов. Это означает, что такое образование очень значимо для граждан.

Самое важное, что можно выделить - органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [4, с. 29]. Это довольно значимый аспект системы, потому что, исходя из этого, формируются органы, которые осуществляют правопорядок на территории, формируется местный бюджет, который не зависит от федерального центра, также формируются представители муниципальных образований, и решения таких органов не требуют ни одобрения органов государственной власти, ни согласования с ними. Органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют свою деятельность «на общественных началах».

Давайте определимся, почему же мы связываем понятие «конституционности» с понятием «местное самоуправление».

Во-первых, их взаимосвязь проявляется в том, что граждане сами выбирают жить на территории муниципального образования. А в соответствии со ст.2 Конституции РФ «права, свободы человека и гражданина являются высшей ценностью» [1]. Следственно, высшей ценностью государства является право человека самому решить проживать на территории этого муниципального образования или нет. Также местное самоуправление рассматривается именно в качестве права граждан и местных образований на совместное руководство местными делами.

Во-вторых, местное самоуправление является выражением народовластия. В Российской федерации у граждан есть право выбирать, принимать участие в местных референдумах с помощью органов местного самоуправления. Давайте разберемся, насколько это практично? На мой взгляд, народовластие помогает разрешить наиболее узкие проблемы всех сфер жизни общества, и мы понимаем, что через органы местного самоуправления мы можем достичь успехов в области экономического регулирования. Можно создать местный сбалансированный бюджет, который бы обеспечил высокий уровень жизни населения на территории муниципального образования. В первую очередь, определяется самостоятельная финансовость. Таким образом проявляется независимость местного бюджета от федерального. Участие в референдуме, выборах, а также других волеизъявлениях граждан, где необходим голос каждого, то есть предполагает индивидуальный характер, то достижению цели, имеющее огромное значение для всего общества, можно достигнуть только совместными усилиями граждан, путем коллективизма и общими интересами.

В-третьих, местное самоуправление предоставляет услуги лицам, проживающим на территории муниципального образования и за их предоставление ответственность несут уже органы местного самоуправления. Однако нельзя говорить о том, что органы МСУ сами непосредственно предоставляют эти «услуги», они исключительно следят за правомерностью их выполнения, и в случае неправомерности назначают ответственность.
Местное самоуправление - есть институт организации и оказания муниципальных услуг. Это услуги, оказываемые в месте проживания человека либо вблизи от такого места, также за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность. Но термин «муниципальные услуги» не говорит о том, что органы МСУ должны оказывать эти услуги самосильно. Однако нужно заметить: эти органы отвечают за то, чтобы у граждан была объективная возможность получить услуги на территории муниципального образования.

Таким образом, местное самоуправление признается и закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя Российской федерации. Местное самоуправление представляет собой один из источников политической свободы граждан муниципального образования, и государство, в основе которого лежат принципы демократии, народовластия, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, не может пропускать этот аспект. Следовательно, местное самоуправление - особая конституционная ценность, ведь, как и в самом определении, так и в деятельности этих органов прослеживается, как проявляются принципы демократизма, народовластия, государственная обязанность- признать, соблюсти и защитить права человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ, в чем объясняется конституционная ценность, которая на современном этапе отстаивается наиболее эффективно.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 08.12.2021).
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.12.2021).
  3. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 22-26.
  4. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. 208 с.
  5. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений // Идель-Уральские правовые чтения. 2015. С. 101-106.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail