УДК 327

Новый подход к американо-израильским отношениям во время первого срока Р. Рейгана (1980-1984)

Галкин Кирилл Олегович – студент Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности и изменения в американо-израильских отношениях в 80-х годах XX века. Прослеживаются основные причины и последствия ключевых факторов развития отношений между Вашингтоном и Тель-Авивом, акцентируется внимание на политических аспектах сдвигов в политике США. Рассмотрены основополагающие документы в контексте становления нового этапа развития отношений между США и Израилем. Основное внимание уделено влиянию как региональных проблем, так и глобальных системных изменений на международное арене на политику США.

Ключевые слова: США, Израиль, американо-израильское стратегическое партнерство, арабо-израильский конфликт.

Приход к власти республиканцев в 1980 г. совпал с коренным изменением ситуации на международной арене. Крах разрядки, ввод советских войск в Афганистан, увеличение советской финансовой и военной помощи Сирии и Ираку свидетельствовали о возобновлении биполярного соперничества между США и СССР. Ближний Восток вновь становился ареной противостояний между сверхдержавами. Значительно возрастала роль Израиля в контексте реализации внешнеполитического курса Вашингтона в данном регионе. Сам Р. Рейган говорил о том, что, лишь укрепляя экономические и политические связи между Израилем и США, можно добиться полного вытеснения СССР из региона. Из, своего рода, «обузы» Израиль превращался во вненатовского партнера США на Ближнем Востоке [2]. В то же время необходимо отметить, что увеличение роли Израиля не свидетельствовало о намерении США отказаться от выстраивания прочных отношений с другими арабскими странами. Так, после революции в Иране в 1979 г. именно только умеренная Саудовская Аравия, после Израиля, являлась второй точкой опоры для Вашингтона. В первой половине 80-х годов Соединенные Штаты активно поставляли ей новейшие разведывательные самолеты, технику, предоставляли финансовую помощь.

Важным этапом, с точки зрения развития американо-израильских двусторонних отношений, стало подписание в 1981 г. Меморандума о сотрудничестве, в котором были недвусмысленно сформулированы основные цели Вашингтона в отношении как Ближнего Востока в целом, так и Израиля в частности. Так, в указанном документе было выделено две основные составляющие части: региональная и глобальная. И если первая была нацелена на расширение военно-политического превосходства Израиля над арабским миром и укреплением его позиций на Средиземноморье, то во второй части открыто указывалось на глобальное противостояние с СССР на Ближнем Востоке и на непосредственные угрозы миру, исходившие, по логике американских политиков, от Советского Союза. Подписывая данный меморандум, США были заинтересованы, в первую очередь, в инкорпорировании Израиля в свои региональные системы безопасности, что нашло свое отражение во второй статье первого раздела, по которой предусматривалось проведение военно-стратегических учений, а также развитие военного сотрудничества между странами. При этом, следует понимать, что Меморандум 1981 г. не был исключительным проявлением «доброй воли» со стороны США. Отстаивая свои собственные геополитические интересы, связанные с глобальным противостоянием с СССР, Соединенные Штаты стремились, с одной стороны, не втягиваться в систему жестких обязательств с Израилем, сохраняя свободу рук для успешного проведения общей политики на Ближнем Востоке, а с другой, обеспечить необходимое укрепление двусторонних отношений, закрепив, тем самым, новую региональную роль Израиля. Т. А. Карасова отмечает, что ожидания руководства Израиля относительно того, что данный договор позволит вывести двусторонние отношения на совершенно иной уровень, а также даст Израилю большую свободу рук в осуществлении региональной политики, не оправдались [2]. Вашингтон дал ясно понять, что не потерпит от Израиля самостоятельного внешнеполитического курса. Особенно явно это проявилось после принятия Израилем Закона о Голанских высотах, по которому на эту территорию распространялся суверенитет Израиля. США, понимая, что такая акция «вненатовского стратегического партнера» может вызвать значительную критику со стороны арабского мира и навредить имиджу Соединенных Штатов, решили наложить санкции на Израиль и поддержать резолюцию ООН №497, в которой указывалось, что данный закон противоречит нормам международного права, а значит не имеет юридической силы. Премьер-министр Израиля М. Бегин крайне жестко отреагировал на подобные действия со стороны США [3]. Итогом стала фактическая приостановка действия Меморандума 1981 г., а также замораживание поставок оружия и военных самолетов на сумму 200 млн. долл. Отношения между государствами значительно охладели.

Во время первого президентского срока Р. Рейгана одним из наиболее острых вызовов для внешней политики США стало вторжение сил ЦАХАЛа в Ливан в 1982 г. ООП, обосновавшись в Ливане на границе с Израилем, угрожала национальной безопасности еврейского государства. Пограничные конфликты на ливано-израильской границе особенно участились к началу 80-х годов, после подписания Кемп-Девидских соглашений, которые не устроили палестинцев. В своей борьбе с Израилем они неоднократно прибегали к использованию систем залпового огня «Град», которые поставлял СССР, для поражения израильских приграничных городов. 5 июня 1982 г. правительство Израиля приняло решение о наступлении в Ливан. Для США складывалась достаточно противоречивая ситуация: с одной стороны, Соединенные Штаты были заинтересованы в поражении ООП, что позволяло ослабить позиции СССР в регионе и решить проблему безопасности Израиля. С другой стороны, любая открытая поддержка израильской военной акции в Ливане могла спровоцировать волну негодования в арабском мире, что не отвечало далекоидущим планам американской администрации. Как пишет О. А. Гриневский, по сути своей, американская политика в отношении событий в Ливане преследовала три основные цели: 1) необходимо было показать, что США не поддерживают военную акцию Израиля, но активно не препятствовать ее осуществлению; 2) взять на себя посредничество в контексте примирения сторон, что позволяло бы укрепить позиции США в качестве «миротворца» на Ближнем Востоке; 3) руками Израиля нанести существенное поражение просоветским силам в регионе [1]. Фактически, США удалось выполнить все поставленные задачи. Осудив действия Израиля, специальный американский представитель Ф. Хабиб предложил план по выводу войск ООП из Ливана и урегулированию ситуации между Ливаном и Израилем. Именно в этот момент Р. Рейган официально выступил со своим планом по общему урегулированию ситуации на Ближнем Востоке, что вновь укрепило статус США как единственной державы, которая может добиться разрешения клубка противоречий в регионе. В частности, Р. Рейган указал на то, что поселенческая политика Израиля лишь ухудшает ситуацию в регионе, провоцирует новые конфликты. Президент заявил о необходимости возврата части оккупированных Израилем территорий под арабский суверенитет. При этом, сам Рейган не стремился создать независимое палестинское государство, которое мыслилось ему будущим оплотом просоветского влияния, и делал ставку на т.н. «иорданский вариант». В сущности, предполагалось постепенное предоставление автономии палестинцам в течение пяти лет, а от Израиля требовалась передача Западного Берега и сектора Газа под управление Иордании. США, таким образом, укрепляли отношения с Иорданией и предлагали наиболее благоприятное для себя решение палестинского вопроса. Такая позиция США вызвала крайнее недовольство со стороны Израиля, который всегда болезненно реагировал на любые предложения, связанные с отдачей оккупированных территорий.

Однако дальнейшее развитие событий на Ближнем Востоке заставило Вашингтон вновь изменить свою риторику и сделать ставку на Израиль в контексте осуществления своей региональной политики. Инциденты в Сабре и Шатиле в 1982 г., террористические атаки на посольство США в Ливане и подрыв бомбы на американской военной базе в 1983 г., углубление ливанского кризиса и усиление конфронтации с Сирией вынуждали Соединенные Штаты укреплять сотрудничество именно с Израилем. Так, в 1983 г. во время визита нового премьер-министра И. Шамира в Вашингтон, Р. Рейган заявил, что США рассматривают Израиль в качестве полноценного союзника, а также выступил с предложением о заключении Соглашения о сотрудничестве и свободной торговле между Израилем и США. Договор касался как вопросов связанных с поставками новейших вооружений, так и вопросов, связанных с созданием совместных военно-политических комитетов и общим расширением военного сотрудничества. США вновь настояли на включение в договор положения о том, что ключевым противником является именно Советский Союз. К тому же, для Израиля были открыты американские рынки товаров. В последний год нахождения Рейгана у власти были также увеличены поставки вооружений, которое к 1985 году составляли уже 3 млрд долларов, из которых 1,8 млрд долларов были безвозмездные субсидии [2]. Израиль имел доступ с современному американскому оружие, которое было доступно не для всех партнеров США. Более того, в указанный период США предпринимали активные шаги и выдавали огромные кредиты для стимулирования израильской экономики во время кризиса 1984 г. Это было необходимым условием для процветания экономики еврейского государства, что, в свою очередь, было важно для США для осуществления их региональных целей.

Таким образом, мы видим, что во время первого президентского срока Р. Рейгана в отношениях между Израилем и США произошли существенные сдвиги. Во-первых, в контексте возобновляющейся холодной войны Израиль стал играть заметную роль в планах Вашингтона по борьбе с влиянием Советского Союза на Ближнем Востоке. Во-вторых, в правовой области были заключены важные договоры и соглашения, повышающие роль Израиля, как союзника США на Ближнем Востоке и открывающие новую страницу в контексте военно-политического сотрудничества. В-третьих, Израиль стал реципиентом значительной финансовой и военной помощи от США. С другой стороны, важно понимать, что партнерство с Израилем не было самоцелью для США. Первостепенная задача США все равно заключалась в укреплении собственных позиций в регионе и ослаблении влияния СССР. Достижение же этих целей было возможным лишь опираясь на Израиль, что открывало Соединенным Штатам значительное поле для маневров с арабскими странами.

Список литературы

  1. Гриневский О. А. Сценарий для третьей мировой войны: как Израиль чуть не стал ее причиной. М., 2003.
  2. Карасова Т. А. Израиль и США: Основные этапы становления стратегического партнерства (1948-2014). М., 2015.
  3. Алек Д. Эпштейн. Ближайшие союзники? Подлинная история американо-израильских отношений. Том II. Эпоха дипломатии: сорок лет «борьбы за мир», 1974-2014. М., 2014.

Интересная статья? Поделись ей с другими: