УДК 659
Работа со СМИ как метод пиара
Ли Сяонань – студент Санкт-Петербургского государственного университета.
Аннотация: В данной статье СМИ рассматриваются в контексте пиара. Исследуется такой феномен, как медиарилейшнз и их составляющие. Выявлены современные тенденции медиарилейшнз.
Ключевые слова: СМИ, пиар, новости, реклама, маруктинг
Пиар-деятельность включает множество различных составляющих, частично общих с другими видами коммуникативной деятельности, такими как реклама, маркетинг и журналистика. Так, маркетинговая деятельность включает в себя пиар, в то же время, она подразумевает лишь те виды коммуникации, которые информируют покупателя о товаре и его достоинствах. По Ф. Котлеру маркетинг - это «вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд потребностей путем обмена»,[2] то есть окончательная его цель будет находиться в сфере материального, что отличает его от пиара. То же самое можно сказать о рекламе - «информации, помещаемой в средствах массовой информации явно обозначенным спонсором, который оплачивает рекламное время и место»[2].
Реклама это неличный контролируемый метод размещения информации в СМИ, в некоторых случаях пиар-специалисты могут прибегать к рекламе, однако она не является основной их деятельностью. В данной статье будут рассматриваться особенности пиара в меда-среде, а именно, в СМИ.
Важной частью пиара является паблисити - «информация, полученная из внешнего источника, которая используется СМИ, поскольку представляет ценность, заключающуюся в новизне информации».. При этом паблисити, в отличие от рекламы, является неконтролируемым способом размещения информации в СМИ, поскольку предоставляется СМИ бесплатно. По другому определению, данному Френком Джефкинсом, паблисити – это результат того, что информация становится известной. В любом случае, под паблисити понимается совокупность информации об объекте пиара.
И реклама, и паблисити относятся к крупному блоку деятельности, осуществляемой пиар-специалистами - работе со СМИ, иначе известной как медиарилейшнз. В основную деятельность медиарилейшнз входят организация мероприятий для журналистов, мониториг СМИ, подготовка выступлений пресс-службы (спичрайтинг) и регулярное информирование СМИ о деятельности объекта пиара. К медиарилейшнз относятся такие формы паблисити, как пресс-релизы (информационные сообщения о предстоящем событии), ньюс-релизы (информационное сообщение о каком-либо новостном событии) документальные очерки, видео-пресс-релизы, и прочие материалы, предоставляемые субъектом пиара и публикующиеся в СМИ. Именно паблисити выполняют функцию регулярного поддержания контакта со СМИ.
В эпоху электронно-цифровых технологий возможности паблисити были значительно расширены благодаря Интернету и социальным сетям. Интернет является формой и искусственным каналом коммуникации, а также местом хранения информации. Коммуникацию в Интернете можно условно разделить на две группы - аксиальная (передача сообщения конкретному получателю) или ретиальная (передача множеству вероятно заинтересованных или предположительно имеющих сходные интересы, но и случайных получателей). При пиаре чаще используется ретиальная коммуникация, однако для медиарилейшнз может использоваться аксиальная. Основными инструментами пиара в Интернете (цифрового пиара) являются корпоративные сайты и порталы (веб-сайты объекта пиара), интернет-СМИ, интернет-конференции, мастер-классы, консультации, опросы, форумы, чаты, продакт-плейсмент (скрытая реклама в социальных сетях медиа-персон) и репутационный менеджмент, социальные медиа (блоги и социальные сети), и пр. Для работы с журналистами используется такой инструмент, как метод RSS (Rich Site Summary, обогащенная сводка сайта) рассылок - способа получения свежей информации, появившейся на сайте, в формате анонса и ссылки на ее полную версию[3]. RSS-рассылкой часто пользуются сайты новостных агентств, а также сайты государственных органов власти.
Помимо публикаций на информационных порталах, сайтах новостных компаний и корпоративном сайте организации-объекта пиара, в эпоху Веб 2.0 (Веб 2.0 - общее название, данное американским издателем Тимом О’Рейли для нового принципа организации систем, при котором возрастает роль пользователей - «чем больше ими пользуются, тем лучше они становятся»[4]) появилась возможность наладить прямой контакт
Таким образом мы видим, что СМИ являются важным каналом пиара и паблисити были и остаются одним из важнейших механизмов связей с общественностью. Тем не менее, стоит отметить, что на смену традиционным СМИ сейчас все активнее приходят т.н. «новые медиа».
Список литературы
- Катлип, М., Скотт, Сентер Х. Аллен, Брум М. Глен, Паблик рилейшенз. Теория и практика, Издательский дом Вильямс, 2003.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер - М.: Ростинтер, 1996. - С. 9.
- РИА Новости: Что такое RSS? URL: http://ria.ru/docs/about/rss.html#ixzz47KDu5uQe (Дата обращения: 18.02.2016).
- O'Reilly, Т. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software / Tim O'Reilly, Т. URL: http://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html?page=1 (Дата обращения: 14.01.2016).