УДК 32

Исторические и современные модификации концепции разделения властей Монтескье

Ци Пиньцзе – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье проводится анализ критики и дальнейших исследований концепции разделения властей и Ш. Монтескье. Идеи Монтескье оказали влияние как на теорию политики, так и на ее практику и продолжает влиять на нее до сих пор.

Ключевые слова: разделение властей, либерализм, марксизм, политология, Монтескье.

Работа Монтескье, не смотря на то, что была запрещена Ватиканом, была переведена на 22 языка всего за два года после публикации и получила широкое распространение в свое время. Ею вдохновилось не одно поколение философов, ученых и политиков, и она оказала сильнейшее влияние на политическое устройство государств. Концепция разделения властей – это крайне актуальные темы для анализа, поскольку она получила в дальнейшем большое количество как последователей, так и критиков, что не могло не отразиться как на развитии науки, так и на становлении конкретных государств [8].

Так, например, французский философ, предтеча Великой Французской Революции Жан-Жак Руссо в своем труде «Об общественном договоре» (1762) он выступил с некоторой критикой идей Монтескье. Хотя в основе его идей о политическом устройстве также лежал принцип разделения властей, он внес в концепцию Монтескье некоторые изменения. Во-первых, он, в отличие от своего предшественника, был ярым сторонником республики, а не монархии. Во-вторых, он расширил полномочия судебной власти и глубже изучил ее место в системе сдержек и противовесов. Также он впервые обозначил одну из важнейших ролей судебной ветви власти, а именно - гаранта прав и свобод человека[1]. В-третьих, он указал на то, что в первую очередь носителем суверенитета и власти является не органы ветви власти, а сам народ. Критическое развитие идей Локка и Монтескье о разделении властей в трудах Руссо стало почвой для развития политической мысли на многие десятилетия вперед.

Еще одним важнейшим примером развития политических идей Монтескье и их роли в истории можно считать, без сомнения, Конституцию США[2]. Эта страна сейчас является эталонным примером разделения властей. Именно в США в 1878 году впервые принцип разделения властей был не просто применен на практике, но и закреплен в Конституции. Стоит отметить, что Конституции США предшествовали Статьи Конфедерации [10], более рани документ, основанный скорее на локковских идеях. Однако воплощение локковских идей в реальности привело к чрезмерному усилению законодательной власти и произволу легислатур (законодательных органов штатов) [7]. По это причине Т. Джефферсоном было принято решение написать новую, не имевшую аналогов Конституцию страны. Эта конституция содержала и развивала принцип сдержек и противовесов концепции разделения властей у Монтескье. Было добавлено дополнительное разделение на уровни (уровень штатов и федеративный уровень)[6].

В России произведение Монтескье было по-своему интерпретировано в плане государственных реформ государственного и общественного деятеля М.М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов» (1809). Он предлагал в качестве одного из наиболее эффективных принципов реформации самодержавия реформацию при помощи принципа разделения властей.

В СССР период разделение властей, как и принцип сдержек и противовесов, практически отсутствовал, поскольку считался буржуазным пережитком. Марксистская теория в принципе критикует теорию разделения властей. Основываясь еще на идеях Руссо о неотчуждаемости суверенитета народа, К. Маркс критиковал систему разделения властей, поскольку она поощряла отчужденность власти и народа, а залог «правильного» государства строился не на сдержках и противовесах, а на полновластии представительных органов, которые, в свою очередь, олицетворяют и репрезентуют народ [5]. В И. Ленин также придерживался этой концепции. Также он считал, что законодательная и исполнительная власть для большей эффективности и незамедлительного исполнения должны быть объединены[4]. Новизной учения Маркса, Ленина и, позже, Мао Цзэдуна, стало понимание народа как единственного источника власти, она не может принадлежать отдельным, и, тем более, разделенным и независимым органам власти, так как они всего лишь выражают волю единого народа. «Власть, передаваемая народом органам государства, едина в структурно-функциональном плане»[9].

В Китае и сейчас, следуя марксистской теории, отсутствует разделение властей. Верховным носителем власти и выражателем роли народа является Коммунистическая партия Китая. Она формирует и направляет Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) – китайский законодательный орган, а оно контролирует исполнительную и судебную власти. Это похоже на устройство власти по Локку, но не по Монтескье. Таким образом, китайская структура властей следует идеям Локка, Руссо, Маркса, Ленина и Мао Цзэдуна, а не Монтескье[11].

В то же время в России с 1993 г. действует конституция, согласно 10 статье которой «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другие. ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции»[3]. Это в принципе в точности отвечает классической работе Монтескье. Тем не менее, в процессе эволюции Российской власти были произведены некоторые изменения. Так, Президент РФ получил более широкие полномочия и как вы возвышается над всеми ветвями власти; кроме того, после внесения поправок в Конституцию в 2020 г. в главном законе страны был закреплен Государственный совет Российской Федерации.

Таким образом, мы видим, что теория разделения властей, как и любая другая политическая теория, это не раз и навсегда провозглашенная формула, не универсальное решение, а, напортив, живая и эволюционирующая теория.

С одной стороны, она буквально легла в основу современных концепций либерализма и демократии американского, западного образца. С другой стороны, она привела и к появлению критических теорий, которые в дальнейшем легли в основу социализма и коммунизма китайского и советского образца.

Список литературы

  1. Геворкян М. В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2010. №11 (117) , с 116-120 Об общественном договоре. Трактаты / М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – 416 с.
  2. Конституция Соединённых Штатов Америки (Пер. с англ. О. А. Жидкова) // Соединённые Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Перевод с английского / Сост.: В. И. Лафитский; Под ред. и со вступ. ст.: О. А. Жидкова. – М.: Прогресс, Универс, 1993. – С. 29–49.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения 20.09.2021.
  4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ КАУТСКИЙ С. 257 - 258. (747 с.).
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 17. Гражданская война во Франции. С. 341 - 342.(841 с.).
  6. Мелконян А.А. Концепция разделения властей Ш. Л. Монтескье и ее практическая реализация (на примере Соединенных штатов Америки) // Инновационная наука. 2017. №4-4. С.122-124 (123).
  7. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. – М., 1984. С.1 2
  8. Монтескье Ш. О духе законов [Электронный ресурс] URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf (дата обращения 20.09.2021) С. 146.
  9. Пахомов В.Г. К вопросу об отношении к принципу разделения властей классиков марксизма / В. Г. Пахомов, С. Н. Чурилов // История гос-ва и права. – 2012. – № 10. – С. 17–20.
  10. Статьи Конфедерации и вечного союза // Чаннинг Э. История Соединённых Штатов Северной Америки. – СПб., 1897. – С. 339–350.
  11. 苏力, 当代中国的中央与地方分权––重读毛泽东《论十大关系》第五节//新华文摘 Vol 11, 2018.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail