УДК 34

Основания признания завещания недействительным

Губина Зоя Алексеевна – студентка Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы правовой регламентации признания завещания недействительным. На основании научных наработок сделан вывод о необходимости совершенствования действующего законодательства, в частности расширение круга обязанностей нотариусов, при заверении завещания, конкретизации условий при которых завещание может быть признано недействительным.

Ключевые слова: гражданское право, завещание, наследодатель, основания признания сделки недействительной.

Завещание представляет собой личное предписание физического лица на случай смерти. Статья 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет основания недействительности завещания, выделяя основания его ничтожности и оспоримости (ч. 1 ст. 1135 ГК). Завещание, составленное лицом, не имеющим на это права, а также завещание, составленное с нарушением требований относительно его формы и удостоверения может быть признано ничтожным. Завещание признается недействительным, если будет установлено, что волеизъявление наследодателя не было свободным и не соответствовало его воле. Эта конструкция имеет непосредственную связь с принципом свободы завещания как ключевым положением наследственного права, формирующим отдельный вид (основание) наследования, и соответствующими нормами законодательства о наследовании, которыми определена форма завещания и порядок его удостоверения.

Также, стоит подчеркнуть, что в соответствии с п. 21 постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о наследовании» от 29.05.2012 № 9, сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании, могут быть признаны судом недействительными по общим основаниям (ст. 168–179 ГК РФ). Помимо этого, ГК РФ предусматривает определенные требования к форме и порядку оформления завещания, невыполнение которых может стать причиной признания завещания недействительным, в данном случае речь идет о положениях, предусмотренных п. 3 ст. 1126, п. 1 ст. 1127 и ст. 1129 ГК РФ

При рассмотрении вопроса о действительности завещания важную роль играет вопрос волеизъявления наследодателя. Принцип свободы завещания, учитывая приоритет наследования по завещанию перед наследованием по закону, требует охраны и защиты не только на стадии составления и удостоверения завещания, но и при дальнейшем осуществлении наследственных прав и приобретении права на наследство[2].

В свободе завещания воплощены общие представления о свободе как способности и возможности человека действовать по своему усмотрению, руководствуясь собственными принципами, ценностями и интересами, реализуя свои представления о смысле жизни. Человеку всегда присуща свобода воли.

При этом специфичен также круг истцов и ответчиков по делам о признании завещания недействительным. Истцом, как правило, выступает наследник по закону, интересы которого нарушены завещанием, а ответчиком является наследник по завещанию, хотя им лично права и интересы истца не нарушены, поэтому привлечение такого наследника ответчиком выглядит противоречивым.

В случае решения вопроса о субъектном составе спора о признании завещания недействительным суды должны изучать вопрос о наличии у истца права обжаловать завещание путем предъявления требования о признании его недействительным. Независимо от того, кто указан в качестве ответчика в исковом заявлении, привлечение к участию в деле наследника по завещанию является обязательным, хотя им непосредственно и не были нарушены права истца.

В судебной практике наряду с наличием нарушений порядка удостоверения завещания, которые в любом случае влечет его недействительность, выделяются случаи, когда процедурные нарушения сами по себе не являются основанием для недействительности завещания. Например, не является основанием нарушения тайны завещания, если оно составлено в соответствии с волеизъявлением наследодателя. Превалирование формального подхода, особенно в судебной практике, перечеркивает и свободу наследодателя, и принцип свободы завещания.

В связи с приведенным целесообразно согласиться с распространенным среди исследователей мнением о существовании других последствий, не связанных с недействительностью сделки, вытекающих из смысла закона и сущности отношений сторон. Иными словами, существует определенный комплекс правовых норм публично-правовой принадлежности, которые определяют порядок осуществления деятельности в соответствующей сфере отношений, нарушение которых влечет применение соответствующих санкций и ответственности, но не является основанием для недействительности соответствующей сделки. Именно такой подход известен большинству европейских правопорядков.

Признание сделки недействительной связано с аннулированием имущественных последствий его совершения и установления последствий, предусмотренных Законом [1]. Однако стоит заметить, что проблема законодательного регулирования признания завещания недействительным заключается в формулировании самих положениях ч.1 ст., 1131 в которой лишь указывается что завещание может быть признано недействительным на основании судебного решения, либо признания завещания ничтожным, при этом законодатель не дает конкретных разъяснений, когда завещание может быть признано ничтожным.

Ученые, исследующие судебную практику о признании завещания недействительным, обращают внимание, что одним из основных оснований для признания завещания недействительным является недееспособность наследодателя[3] при этом, в данном случае истцу достаточно сложно доказать свою позицию, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 1131 ГК РФ оспаривание завещания невозможно до открытия завещания, таким образом, при живом наследодателе, с целью решения данного вопроса разумным было бы дать нотариусу возможность запрашивать информацию о состоянии здоровья наследодателя, также с целью упрощения рассмотрения вопросов о недействительности завещания, стоит внести изменения в положения ст. 1131 ГК РФ и конкретизировать основания признания завещания недействительным, поскольку судебная практика свидетельствует о том, что использование судом общих оснований признания сделки недействительной является слишком обширными и не всегда учитывают особенности такой односторонней сделки как завещание.

Список литературы

  1. Лаухина А. И. Недействительность завещания и ее правовые последствия // А.И. Лаухина / Бюллетень науки и практики, № 7 (5), 2019, С. 248-252.
  2. Мороко Я.А., Верещагина Л.Н. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЗАВЕЩАНИЯ// Я.А. Мороко., Л.Н. Верещагина / Молодой исследователь Дона, №. 4 (31), 2021, С. 121-123.
  3. Стоногина Д.С. Недействительность завещания и ее правовые последствия // Д.С. Стоногина / Наука и образование сегодня, №. 11 (22), 2017, С. 82-84.

Интересная статья? Поделись ей с другими: