УДК 34

Подсистемы административно-правового статуса российского гражданина

Качалова Светлана Викторовна – магистрант Московского финансово-юридического университета.

Аннотация: Статья посвящена исследованию ключевых структурных элементов или так называемых подсистем административно-парового статуса российского гражданина. В частности, речь идет о четырех подсистемах, а именно: об административно-правовом статусе российского гражданина, как личности; об административно-правовом статусе гражданина РФ, как юридическом субъекте; об административно-правовом статусе российского гражданина, как равном со всеми остальными гражданами субъекте; об административно-правовом статусе гражданина РФ, как особом субъекте, наделенном правами и обязанностями перед социумом и государством.

Ключевые слова: право, административный, гражданин, подсистема, личность, юридический, статус.

Цель статьи – обосновать выдвинутый тезис о наличии четырех подсистем в административно-правовом статусе российского гражданина.

Методы исследования: метод анализа литературы, метод синтеза, обобщения и систематизации материалов, нормативный подход, метод эмпирико-теоретического общенаучного описания

Актуальность: актуальность темы обусловлена важностью понимания административно-правового статуса гражданина РФ в разрезе его рассмотрения и как личности, и как особого субъекта прав и обязанностей, и как равного со всеми остальными гражданами субъекта права, и как официально юридически закреплённого положения в стране в качестве гражданина РФ.

Основные результаты: доказан тезис о наличии четырех подсистем в административно-правовом статусе российского гражданина.

Административно-правовой статус гражданина РФ определяется различными учеными и исследователями по-разному. Так, например, существует мнение, что административно-правовой статус российского гражданина – это совокупность конкретно установленных российским законодателем прав и обязанностей для данного гражданина [1, с. 69].

С позиции Е. И. Труничкиной [2, с. 40]административно-правовой статус гражданина РФ определяется через его права, обязанности, гарантии, ответственность, которые в свою очередь устанавливаются законодателем, и за неисполнение которых гражданин может быть лишен российского гражданства, а, следовательно, и административно-правового статуса.

Можно говорить о том, что так или иначе административно-правовой статус гражданина РФ различные ученые правоведы и исследователи в области юриспруденции и административного права связывают с положением гражданина в стране через наличие у него прав, обязанностей, ответственности, гарантий и других элементов.

Разделение данных элементов в группы дает возможность выделить четыре подсистемы административно-правового статуса российского гражданина.

В рамках первой подсистемы можно говорить об административно-правовом статусе российского гражданина, как о личности. Данный вывод можно сделать исходя из Конституции РФ [3], которая дает своим гражданам комплекс прав и гарантий. Данный вывод также можно сделать и на основании присоединения России к международным регуляторам, находящим конкретизацию в нормах административного права, и реализуемых посредством участия гражданина в административно-правовых отношениях. В данном случае речь идет о правах личности, например, таких, как право на свободу и личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу слово и мысли, на достоинство и другие права. Следовательно, речь идет именно о личных интересах граждан, которые закреплены в рамках их административно-правового статуса.

Вторая подсистема говорит об административно-правовом статусе гражданина РФ, как о юридическом субъекте. Здесь уже речь идет о наличии гражданства в рамках законодательства РФ о гражданстве [4]. В рамках данной подсистемы представляется, что через гражданство реализуется принципиально важная административно-правовая связь человека с государством. Гражданин РФ, получивший российский паспорт, несет уже юридически подкрепленную ответственность перед своей страной за свои поступки и правонарушения в рамках КоАП РФ [5]. Без наличия российского гражданства административно-правовой статус не имеет смысла, поскольку не имеет законодательно подкрепленных на это оснований.

В рамках третьей подсистемы речь идет об административно-правовом статусе российского гражданина, как о равном со всеми остальными гражданами субъект. Если обратиться к положениям норм чт. 19 Конституции РФ, то можно увидеть, что в ней изложены три фундаментальных положения, которые должны учитываться при оценке содержания статуса гражданина РФ. Так, если обратиться к ч. 1 ст.19, то можно увидеть, что все равны перед законом и судом. В соответствии с ч. 2 ст.19, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Если обратиться к положениям норм ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, то можно увидеть, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Четвертая подсистема говорит об административно-правовом статусе гражданина РФ, как об особом субъекте, наделенном правами и обязанностями перед социумом и государством. Административно-правовой статус гражданина в данном случае рассматривается, как так называемый особый статус, содержание которого определяется правами и обязанностями, приобретаемыми гражданином для удовлетворения индивидуальных потребностей. Примером такого особого статуса может быть автовладелец, охотник, фотограф, официант. В свою очередь для получения особого статуса российский гражданин должен обладать административной правоспособностью и административной дееспособностью. А особый статус, в свою очередь наделяет гражданина правами и обязанностями в определенной специальной сфере, которую он предпочел выбрать для себя по тем или иным личным причинам и интересам.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии четырех подсистем административно-правового статуса российского гражданина:

  • административно-правовой статус российского гражданина, как личности;
  • административно-правовой статус гражданина РФ, как юридический субъект;
  • административно-правовой статус российского гражданина, как равный со всеми остальными гражданами субъект;
  • административно-правовой статус гражданина РФ, как особый субъект, наделенный правами и обязанностями перед социумом и государством в определенных специальных сферах деятельности.

Список литературы

  1. Атоян Л. В., Павлов Н. В. Административно-правовой статус гражданина – современное состояние // Аллея науки. 2018. № 6.
  2. Труничкина Е. А. Административно-правовой статус гражданина, как субъект административного права // Государство и правовая система в условиях информационного общества. 2018.
  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  4. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2021) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail