УДК 37
Богданов Дмитрий Владимирович – магистрант Уфимского государственного авиационного технического университета.
Аннотация: Техническое обслуживание авиационных электрических систем и навигационных комплексов является крайне сложным процессом, и в настоящее время наблюдается большая недостача кадровых ресурсов на предприятиях различного уровня. В статье рассказано о том, как нужно продвигать политику развития кадрового потенциала для технического обслуживания авиационных электрических систем и навигационных комплексов.
Ключевые слова: техническое обслуживание, кадры, ремонт, навигационные комплексы.
В настоящее время техническое обслуживание [1] подразделяется на реактивное техническое обслуживание, профилактическое техническое обслуживание и прогнозирующее техническое обслуживание.
Техническое обслуживание в случае сбоя или, как его еще называют, реактивное техническое обслуживание следует простой философии: ремонт выполняется только в случае сбоев или поломок [2].
Это нецелесообразно, так как приводит к значительным экономическим потерям, вызванным ремонтом оборудования и простоем других производственных объектов. Профилактический ремонт отражает противоположную ситуацию по сравнению с предыдущим методом, философию, которая направлена на ремонт до отказа или поломки [3].
Европейский стандарт технического обслуживания промышленного оборудования [4] определяет этот вид ремонта как техническое обслуживание, выполняемое в соответствии с установленными интервалами или предписанными критериями и предназначенное для снижения вероятности отказа или ухудшения функционирования изделия. Это означает, что в большинстве случаев инженерный персонал, обслуживающий сборку, должен полагаться на данные производителя, который оценил интервалы между ремонтами с использованием математической статистики.
Система прогнозного технического обслуживания основана на Планировании ресурсов Предприятия, Системе управления производством, системах технического обслуживания и ремонта, а также любых других системах, хранящих информацию с датчиков, информацию о ремонтах и внешних факторах (влажность, температура и т.д.). Ключевым преимуществом в данном случае является то, что система следует эволюционному направлению развития информационной системы крупной наукоемкой компании за счет использования и дополнения существующей инженерной инфраструктуры промышленного объекта. Точность прогнозирования зависит от наполнения системы (объема данных): чем больше объем эмпирической информации, тем более успешное решение может быть сформулировано на основе знаний экспертной системы. Система прогнозного технического обслуживания состоит из двух основных модулей: модуля поиска неисправностей в работе оборудования и модуля прогнозирования, который оценивает время безотказной работы конструктивного элемента или оборудования в целом.
Политика профилактического ремонта не удобна с экономической точки зрения, поскольку мероприятия по техническому обслуживанию планируются независимо от износа каждого элемента оборудования в отдельности. На самом деле, каждый компонент, принадлежащий к одному и тому же агрегату, может ухудшаться по-разному из-за неизбежных физических различий и особенно в различных эксплуатационных или экологических условиях [5].
В МАИ совместно с ФГУП «Госкорпорация по организации воз душного движения» реализуется Программа в рамках трех специальностей: “Техническое обслуживание и ремонт электрических систем и навигационных комплексов”, “Техническое обслуживание и ремонт электрических систем”, “Техническое обслуживание и ремонт авиационной электроники”. Выпускники Программы занимаются техническим обслуживанием, обслуживанием и ремонтом авиационной электроники в гражданской авиации.
Университет готовит специалистов для зарубежных стран, продолжает работу по реализации проекта “Международный магистр авиации”, осуществляет аспирантуру и докторантуру.
Самый высокий уровень образования обеспечивается высококвалифицированным и опытным преподавательским составом. Научные школы факультета имеют международное признание. Основным направлением научных исследований факультета является оптимизация процессов эксплуатации и автоматизированных систем контроля состояния авиационной и радиоэлектронной аппаратуры в гражданской авиации.
Факультет в сотрудничестве с научными сотрудниками и сотрудниками опытно-конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов разработал отраслевые и межотраслевые методические документы, экспериментальные системы автоматизированного управления авиационной техникой.
Так как, университет подписал соглашения о целевом зачислении на предприятия и компании гражданской авиации, которые расположены в разных регионах Российской Федерации и зарубежных странах. Основными работодателями бакалавров и магистров являются авиакомпании: “Аэрофлот-Российские авиалинии”, “S7 Airlines”, “Трансаэро”, Государственный научно-исследовательский институт “Аэронавигация”, Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, международные аэропорты (“Шереметьево”, “Домодедово” и другие), ОАО “Компания Сухой” и другие компании авиационной отрасли.
Таким образом, выпускники Программы востребованы и имеют перспективы продвижения по службе благодаря широкому спектру профессиональных компетенций. Выпускники владеют навыками использования современных аппаратных и программных средств и информационных технологий для решения задач в области эксплуатации авиационной электроники. Выпускники Программы могут быть трудоустроены не только в гражданской авиации, но и в научно-исследовательских организациях, учебных заведениях, промышленных предприятиях и других местах.
Список литературы