УДК 37

Подготовка кадров для технического обслуживания авиационных электрических систем и навигационных комплексов

Богданов Дмитрий Владимирович – магистрант Уфимского государственного авиационного технического университета.

Аннотация: Техническое обслуживание авиационных электрических систем и навигационных комплексов является крайне сложным процессом, и в настоящее время наблюдается большая недостача кадровых ресурсов на предприятиях различного уровня. В статье рассказано о том, как нужно продвигать политику развития кадрового потенциала для технического обслуживания авиационных электрических систем и навигационных комплексов.

Ключевые слова: техническое обслуживание, кадры, ремонт, навигационные комплексы.

В настоящее время техническое обслуживание [1] подразделяется на реактивное техническое обслуживание, профилактическое техническое обслуживание и прогнозирующее техническое обслуживание.

Техническое обслуживание в случае сбоя или, как его еще называют, реактивное техническое обслуживание следует простой философии: ремонт выполняется только в случае сбоев или поломок [2].

Это нецелесообразно, так как приводит к значительным экономическим потерям, вызванным ремонтом оборудования и простоем других производственных объектов. Профилактический ремонт отражает противоположную ситуацию по сравнению с предыдущим методом, философию, которая направлена на ремонт до отказа или поломки [3].

 Европейский стандарт технического обслуживания промышленного оборудования [4] определяет этот вид ремонта как техническое обслуживание, выполняемое в соответствии с установленными интервалами или предписанными критериями и предназначенное для снижения вероятности отказа или ухудшения функционирования изделия. Это означает, что в большинстве случаев инженерный персонал, обслуживающий сборку, должен полагаться на данные производителя, который оценил интервалы между ремонтами с использованием математической статистики.

Система прогнозного технического обслуживания основана на Планировании ресурсов Предприятия, Системе управления производством, системах технического обслуживания и ремонта, а также любых других системах, хранящих информацию с датчиков, информацию о ремонтах и внешних факторах (влажность, температура и т.д.). Ключевым преимуществом в данном случае является то, что система следует эволюционному направлению развития информационной системы крупной наукоемкой компании за счет использования и дополнения существующей инженерной инфраструктуры промышленного объекта. Точность прогнозирования зависит от наполнения системы (объема данных): чем больше объем эмпирической информации, тем более успешное решение может быть сформулировано на основе знаний экспертной системы. Система прогнозного технического обслуживания состоит из двух основных модулей: модуля поиска неисправностей в работе оборудования и модуля прогнозирования, который оценивает время безотказной работы конструктивного элемента или оборудования в целом.

 Политика профилактического ремонта не удобна с экономической точки зрения, поскольку мероприятия по техническому обслуживанию планируются независимо от износа каждого элемента оборудования в отдельности. На самом деле, каждый компонент, принадлежащий к одному и тому же агрегату, может ухудшаться по-разному из-за неизбежных физических различий и особенно в различных эксплуатационных или экологических условиях [5].

В МАИ совместно с ФГУП «Госкорпорация по  организации воз душного движения» реализуется Программа в рамках трех специальностей: “Техническое обслуживание и ремонт электрических систем и навигационных комплексов”, “Техническое обслуживание и ремонт электрических систем”, “Техническое обслуживание и ремонт авиационной электроники”. Выпускники Программы занимаются техническим обслуживанием, обслуживанием и ремонтом авиационной электроники в гражданской авиации.

Университет готовит специалистов для зарубежных стран, продолжает работу по реализации проекта “Международный магистр авиации”, осуществляет аспирантуру и докторантуру.

Самый высокий уровень образования обеспечивается высококвалифицированным и опытным преподавательским составом. Научные школы факультета имеют международное признание. Основным направлением научных исследований факультета является оптимизация процессов эксплуатации и автоматизированных систем контроля состояния авиационной и радиоэлектронной аппаратуры в гражданской авиации.

Факультет в сотрудничестве с научными сотрудниками и сотрудниками опытно-конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов разработал отраслевые и межотраслевые методические документы, экспериментальные системы автоматизированного управления авиационной техникой.

Так как, университет подписал соглашения о целевом зачислении на предприятия и компании гражданской авиации, которые расположены в разных регионах Российской Федерации и зарубежных странах. Основными работодателями бакалавров и магистров являются авиакомпании: “Аэрофлот-Российские авиалинии”, “S7 Airlines”, “Трансаэро”, Государственный научно-исследовательский институт “Аэронавигация”, Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, международные аэропорты (“Шереметьево”, “Домодедово” и другие), ОАО “Компания Сухой” и другие компании авиационной отрасли.

Таким образом, выпускники Программы востребованы и имеют перспективы продвижения по службе благодаря широкому спектру профессиональных компетенций. Выпускники владеют навыками использования современных аппаратных и программных средств и информационных технологий для решения задач в области эксплуатации авиационной электроники. Выпускники Программы могут быть трудоустроены не только в гражданской авиации, но и в научно-исследовательских организациях, учебных заведениях, промышленных предприятиях и других местах.

Список литературы

  1. Ботов, М. И., Вяхирев В. А., Девотчак В. В. Введение в теорию радиолокационных систем [Электронный ресурс]: монография / М. И. Ботов, В. А. Вяхирев, В. В. Девотчак; ред. М. И. Ботов. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 394 с. - ISBN 978-5-7638-2740-8. Режим доступа: - http://znanium.com/bookread.php?book=492976
  2. Шахтарин Б. И. Обнаружение сигналов. М.: Гелиос АРВ,2016. – 560 с.
  3. Карлов Н.В., Кириченко Н.А. Колебания, волны, структуры. – М.: Физматлит, 2017.
  4. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Монография. – Ростов-на-Дону, «Аркол», 2017. – 386 с.
  5. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб и доп. – М.: 2012. – 280 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: