УДК 371.13

Педагогические условия формирования готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда

Жуков Алексей Геннадьевич – аспирант Кузбасского регионального института развития профессионального образования.

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие педагогического моделирования, его содержание, компоненты и структура. Приводится разработанная педагогическая модель по формированию готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда. Данная педагогическая модель сопряжена с педагогическими условиями. Применение педагогической модели применимо ко всем формам организации обучения (очная и заочная), методам (например, дистанционного обучения) и педагогическим технологиям (дистанционного обучения), как и к любым направлениям подготовки специалистов среднего звена, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования реализуемым в системе среднего профессионального образования.

В контексте настоящего исследования условием успешного формирования готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда является выявление педагогических условия формирования готовности студента к самозанятости на рынке труда в процессе профессиональной подготовки в техникуме.

Для формирования готовности студента техникума к самозанятости необходимо выявить педагогические условия эффективности этого процесса. Под педагогическими условий понимается совокупность необходимых и достаточных условий единства мотивационной, ориентационной, содержательной и процессуальной сторон совершенствования процесса формирования готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда [3].

Исследование научной литературы для определения значение условия показало, что это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит, обстановка, в которой происходит или осуществляется что-нибудь. [4]

Важное значение при формировании готовности имеет изучение специфических педагогических условий, отражающих сущность данного процесса наряду с традиционными. Речь идет о педагогических условиях, выявление которых позволяет более качественно и в оптимальные сроки осуществлять подготовку студента. Поскольку оптимизация любого процесса предполагает его наиболее эффективное функционирование с точки зрения заданности определенных критериев, то в качестве таких критериев могут выступать особенно значимые составляющие, характеризующие педагогический процесс [1]. Такой подход используется во многих исследованиях, поэтому критерии, избранные для конкретного учебно-воспитательного процесса, могут быть положены в основу выделения педагогических условий.

Можно также говорить о том, что педагогические условия процесса формирования готовности студента техникума оптимизирует как сам этот процесс, так и управление им. На конечный результат оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы.

К внутренним факторам могут быть отнесены используемые технологии обучения и воспитания, уровень подготовки педагогов к процессу формирования готовности, рефлексивно-оценочная работа студентов, соответствие учебной деятельности профессиональной и др.

Внешние факторы определяются той средой, в которой протекает педагогический процесс.

Таким образом, выявление педагогических условий формирования профессиональной готовности заключается в реализации конкретных педагогических принципов с точки зрения оптимизации процесса подготовки студентов техникума.

Мы считаем также, что при выявлении педагогических условий необходимо исходить из структуры воспитательных отношений, в которую входят: ученик; педагогический процесс, создаваемый для его развития; связь процесса со средой [2].

Педагогическое условие 1. Формирование мотивации и активности студента техникума к процессу самозанятости на рынке труда, развитие необходимых качеств личности будущего специалиста;

Педагогическое условие 2. Освоение в период получения специальности дополнительных общих и профессиональных компетенций необходимых для осуществления деятельности по самозанятости на рынке труда:

ОК-1 Использовать информационно-электронные сервисы для осуществления трудовой деятельности по самозанятости.

Знать: Требования к составлению и оформлению документов;

Уметь: Пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;

Опыт практической деятельности: Использование интернет ресурсов для осуществления трудовой деятельности по самозанятости;

ОК-2 Осуществлять проведение переговоров с юридическими и физическими лицами.

Знать: Техники и модели личных (прямых) продаж и постпродажного обслуживания покупателей;

Уметь: Составлять и проводить презентацию товаров и услуг;

Опыт практической деятельности: Проведение переговоров по продаже товаров или услуг;

ОК-3 Способность анализировать основные этапы трудовой деятельности.

Знать: Основы экономики;

Уметь: Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Опыт практической деятельности: Разработка бизнес-плана по самозанятости;

ОК-4 Готовность нести правовую ответственность за свою трудовую деятельность.

Знать: Трудовое законодательство РФ;

Уметь: Защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

Опыт практической деятельности: Ориентирование решении в гражданских споров;

ПК-1 Выполнять поиск потребителей в сфере оказания услуг (или реализации товаров) физическим лицам или юридическим лицам.

Знать: Современные способы и методы маркетинга;

Уметь: Применять на практике современные способы и методы маркетинга;

Опыт практической деятельности: Маркетинговое планирование по продвижение товаров или услуг;

ПК-2 Оформление первичной юридической документации.

Знать: Основы правового регулирования коммерческих отношений в сфере трудовой деятельности;

Уметь: Анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;

Опыт практической деятельности: Заключение договоров на поставку товаров или оказания услуг;

ПК-3 Организовывать планирование своей трудовой деятельности.

Знать: Сущность и характерные черты современного менеджмента;

Уметь: Эффективно планировать и контролировать собственное время;

Опыт практической деятельности: Личное планирование трудовой деятельности по самозанятости;

ПК-4 Организация собственного рабочего места.

Знать: Правила охраны труда и санитарных норм и правили;

Уметь: Применять оборудование необходимое для оказании услуг или реализации товаров;

Опыт практической деятельности: Приобретение необходимого оборудования для осуществления деятельности по само занятости;

ПК-5 Обеспечивать эффективность дела, оказания услуг (или реализации товаров), утилизацию и управление издержками и инновациями.

Знать: Конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки

конкурентоспособности;

Уметь: Анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности;

Опыт практической деятельности: Конкурентно способность на рынке оказания услуг или продажи товаров.

Педагогическое условие 3. Критериально-оценочные признаки для определения уровня сформированной готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда в ходе профессиональной подготовки отражены в таблица 1.

Таблица 1. Критериальные показатели, диагностируемые признаки и методы диагностики степени готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда

Показатель

Признаки

Методы диагностики

1

2

3

1. Мотивация

Система доминирующих ценностных ориентаций: положительное отношение к самозанятости, понимание социальной значимости его труда, увлеченность, личностная значимость деятельности самозанятого

Беседа, анкетирование, наблюдение, решение правовых, маркетинговых и ситуационных задач и анализ организации собственного дела, тестирование, экспертная оценка

2. Коммуникативность

Умение общаться с другими учащимися; обладание чувством такта и выдержки; способность обосновать собственные высказывания и воспринимать критику; взаимодействие с другими учащимися; умение входить в контакт с незнакомыми людьми

Наблюдение, экспертная оценка, тестирование, ролевые и деловые игры

3. Толерантность

Терпение, психологическая устойчивость; эмоциональная устойчивость

Наблюдение, экспертная оценка, ролевые и деловые игры

4. Самоорганизованность

самоорганизация и волевой самоконтроль; внимание, наблюдательность; самоконцентрация; самооценка; самостоятельная организация собственного рабочего места; самостоятельная профессиональная деятельность;

Экспертная оценка, самооценка, тестирование, наблюдение, ролевые и деловые игры

5. Самостоятельность

Способность полагаться на себя в решении профессиональных и других проблем и эмоционально не зависеть от других

Экспертная оценка, самооценка, тестирование, наблюдение, ролевые и деловые игры

6. Креативность

Творческий подход к делу и стремление к инновациям; внедрение в свою работу новых знаний и идей

Наблюдение, реальная деятельность с элементами творческого решения задач, экспертная оценка

7. Компетентность в деятельности самозянятого на рынке труда

Умения и навыки, связанные с деятельностью самозанятого: правовые, маркетинговые, коммерческие, экономические, самоорганизационные и аналитические

Наблюдение, тестирование, реальная педагогическая деятельность во время педагогической практики

8. Направленность к самозанятости на рынке труда

Интерес и склонность к самозанятости на рынке труда; намерение совершенствовать свое мастерство

Наблюдение, тестирование, экспертная оценка, ролевые и деловые игры

9. Профессиональная компетентность

Знания и умения в части отраслевой подготовки

Тестирование, оценка уровня знаний по традиционно сложившейся системе контроля в процессе теоретического обучения

Список литературы

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. Киев: Радянская школа, 1983. 287 с.
  2. Башарин В. Ф. Педагогическая технология: что это такое? / В. Ф. Башарин // Специалист. 1993. № 9. С. 26.
  3. Мешков Н. И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: диссертация … доктора психологических наук / Н. И. Мешков. Санкт-Петербург, 1993. 383 с.
  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. – М. : АЗЪ, 1993. – 960 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: