УДК 371.13
Педагогические условия формирования готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда
Жуков Алексей Геннадьевич – аспирант Кузбасского регионального института развития профессионального образования.
Аннотация: В данной статье рассматривается понятие педагогического моделирования, его содержание, компоненты и структура. Приводится разработанная педагогическая модель по формированию готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда. Данная педагогическая модель сопряжена с педагогическими условиями. Применение педагогической модели применимо ко всем формам организации обучения (очная и заочная), методам (например, дистанционного обучения) и педагогическим технологиям (дистанционного обучения), как и к любым направлениям подготовки специалистов среднего звена, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования реализуемым в системе среднего профессионального образования.
В контексте настоящего исследования условием успешного формирования готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда является выявление педагогических условия формирования готовности студента к самозанятости на рынке труда в процессе профессиональной подготовки в техникуме.
Для формирования готовности студента техникума к самозанятости необходимо выявить педагогические условия эффективности этого процесса. Под педагогическими условий понимается совокупность необходимых и достаточных условий единства мотивационной, ориентационной, содержательной и процессуальной сторон совершенствования процесса формирования готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда [3].
Исследование научной литературы для определения значение условия показало, что это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит, обстановка, в которой происходит или осуществляется что-нибудь. [4]
Важное значение при формировании готовности имеет изучение специфических педагогических условий, отражающих сущность данного процесса наряду с традиционными. Речь идет о педагогических условиях, выявление которых позволяет более качественно и в оптимальные сроки осуществлять подготовку студента. Поскольку оптимизация любого процесса предполагает его наиболее эффективное функционирование с точки зрения заданности определенных критериев, то в качестве таких критериев могут выступать особенно значимые составляющие, характеризующие педагогический процесс [1]. Такой подход используется во многих исследованиях, поэтому критерии, избранные для конкретного учебно-воспитательного процесса, могут быть положены в основу выделения педагогических условий.
Можно также говорить о том, что педагогические условия процесса формирования готовности студента техникума оптимизирует как сам этот процесс, так и управление им. На конечный результат оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы.
К внутренним факторам могут быть отнесены используемые технологии обучения и воспитания, уровень подготовки педагогов к процессу формирования готовности, рефлексивно-оценочная работа студентов, соответствие учебной деятельности профессиональной и др.
Внешние факторы определяются той средой, в которой протекает педагогический процесс.
Таким образом, выявление педагогических условий формирования профессиональной готовности заключается в реализации конкретных педагогических принципов с точки зрения оптимизации процесса подготовки студентов техникума.
Мы считаем также, что при выявлении педагогических условий необходимо исходить из структуры воспитательных отношений, в которую входят: ученик; педагогический процесс, создаваемый для его развития; связь процесса со средой [2].
Педагогическое условие 1. Формирование мотивации и активности студента техникума к процессу самозанятости на рынке труда, развитие необходимых качеств личности будущего специалиста;
Педагогическое условие 2. Освоение в период получения специальности дополнительных общих и профессиональных компетенций необходимых для осуществления деятельности по самозанятости на рынке труда:
ОК-1 Использовать информационно-электронные сервисы для осуществления трудовой деятельности по самозанятости.
Знать: Требования к составлению и оформлению документов;
Уметь: Пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
Опыт практической деятельности: Использование интернет ресурсов для осуществления трудовой деятельности по самозанятости;
ОК-2 Осуществлять проведение переговоров с юридическими и физическими лицами.
Знать: Техники и модели личных (прямых) продаж и постпродажного обслуживания покупателей;
Уметь: Составлять и проводить презентацию товаров и услуг;
Опыт практической деятельности: Проведение переговоров по продаже товаров или услуг;
ОК-3 Способность анализировать основные этапы трудовой деятельности.
Знать: Основы экономики;
Уметь: Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
Опыт практической деятельности: Разработка бизнес-плана по самозанятости;
ОК-4 Готовность нести правовую ответственность за свою трудовую деятельность.
Знать: Трудовое законодательство РФ;
Уметь: Защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
Опыт практической деятельности: Ориентирование решении в гражданских споров;
ПК-1 Выполнять поиск потребителей в сфере оказания услуг (или реализации товаров) физическим лицам или юридическим лицам.
Знать: Современные способы и методы маркетинга;
Уметь: Применять на практике современные способы и методы маркетинга;
Опыт практической деятельности: Маркетинговое планирование по продвижение товаров или услуг;
ПК-2 Оформление первичной юридической документации.
Знать: Основы правового регулирования коммерческих отношений в сфере трудовой деятельности;
Уметь: Анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
Опыт практической деятельности: Заключение договоров на поставку товаров или оказания услуг;
ПК-3 Организовывать планирование своей трудовой деятельности.
Знать: Сущность и характерные черты современного менеджмента;
Уметь: Эффективно планировать и контролировать собственное время;
Опыт практической деятельности: Личное планирование трудовой деятельности по самозанятости;
ПК-4 Организация собственного рабочего места.
Знать: Правила охраны труда и санитарных норм и правили;
Уметь: Применять оборудование необходимое для оказании услуг или реализации товаров;
Опыт практической деятельности: Приобретение необходимого оборудования для осуществления деятельности по само занятости;
ПК-5 Обеспечивать эффективность дела, оказания услуг (или реализации товаров), утилизацию и управление издержками и инновациями.
Знать: Конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки
конкурентоспособности;
Уметь: Анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности;
Опыт практической деятельности: Конкурентно способность на рынке оказания услуг или продажи товаров.
Педагогическое условие 3. Критериально-оценочные признаки для определения уровня сформированной готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда в ходе профессиональной подготовки отражены в таблица 1.
Таблица 1. Критериальные показатели, диагностируемые признаки и методы диагностики степени готовности студента техникума к самозанятости на рынке труда
Показатель |
Признаки |
Методы диагностики |
1 |
2 |
3 |
1. Мотивация |
Система доминирующих ценностных ориентаций: положительное отношение к самозанятости, понимание социальной значимости его труда, увлеченность, личностная значимость деятельности самозанятого |
Беседа, анкетирование, наблюдение, решение правовых, маркетинговых и ситуационных задач и анализ организации собственного дела, тестирование, экспертная оценка |
2. Коммуникативность |
Умение общаться с другими учащимися; обладание чувством такта и выдержки; способность обосновать собственные высказывания и воспринимать критику; взаимодействие с другими учащимися; умение входить в контакт с незнакомыми людьми |
Наблюдение, экспертная оценка, тестирование, ролевые и деловые игры |
3. Толерантность |
Терпение, психологическая устойчивость; эмоциональная устойчивость |
Наблюдение, экспертная оценка, ролевые и деловые игры |
4. Самоорганизованность |
самоорганизация и волевой самоконтроль; внимание, наблюдательность; самоконцентрация; самооценка; самостоятельная организация собственного рабочего места; самостоятельная профессиональная деятельность; |
Экспертная оценка, самооценка, тестирование, наблюдение, ролевые и деловые игры |
5. Самостоятельность |
Способность полагаться на себя в решении профессиональных и других проблем и эмоционально не зависеть от других |
Экспертная оценка, самооценка, тестирование, наблюдение, ролевые и деловые игры |
6. Креативность |
Творческий подход к делу и стремление к инновациям; внедрение в свою работу новых знаний и идей |
Наблюдение, реальная деятельность с элементами творческого решения задач, экспертная оценка |
7. Компетентность в деятельности самозянятого на рынке труда |
Умения и навыки, связанные с деятельностью самозанятого: правовые, маркетинговые, коммерческие, экономические, самоорганизационные и аналитические |
Наблюдение, тестирование, реальная педагогическая деятельность во время педагогической практики |
8. Направленность к самозанятости на рынке труда |
Интерес и склонность к самозанятости на рынке труда; намерение совершенствовать свое мастерство |
Наблюдение, тестирование, экспертная оценка, ролевые и деловые игры |
9. Профессиональная компетентность |
Знания и умения в части отраслевой подготовки |
Тестирование, оценка уровня знаний по традиционно сложившейся системе контроля в процессе теоретического обучения |
Список литературы
- Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. Киев: Радянская школа, 1983. 287 с.
- Башарин В. Ф. Педагогическая технология: что это такое? / В. Ф. Башарин // Специалист. 1993. № 9. С. 26.
- Мешков Н. И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: диссертация … доктора психологических наук / Н. И. Мешков. Санкт-Петербург, 1993. 383 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. – М. : АЗЪ, 1993. – 960 с.