УДК 37 

Физическая культура как компонент здорового образа жизни студента: социологический аспект

Михайлова Наталия Владимировна – старший преподаватель кафедры Физической культуры Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина.

Волков Евгений Николаевич – старший преподаватель кафедры Физической культуры Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина.

Козлова Елена Георгиевна­­ – старший преподаватель кафедры Физической культуры Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина.

Аннотация: Физическая культура и спорт относятся к важнейшим социальным институтам, которые зависят как от государственного управления и финансирования, так и от заинтересованности самих граждан. Насколько востребована физическая культура в обществе, как эффективно она развивается, необходимо оценивать с учетом физкультурной активности современной молодежи.

Ключевые слова: студенческая молодежь, физическая культура, образ жизни, формирование физической культуры.

Развитие у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре как к компоненту здорового образа жизни – целостный, целенаправленный и в то же время многогранный и противоречивый процесс. Он обусловлен комплексом факторов и условий, которые составляют сущность ресурсов формирования физической культуры и позволяют оптимизировать ее с использованием социологически обоснованных механизмов. Важную роль в формировании здорового образа общества играют физическая культура и массовый спорт. Формирование мотивации на занятия спортом и физической культурой происходит под влиянием многих факторов. Их изучение позволяет разработать практические рекомендации, направленные на модернизацию системы по организации физкультурно-спортивной активности молодежи. На физическое здоровье нации, культуру семейного досуга молодых людей влияют ценностные ориентации общества, нормы его повседневного поведения. Сегодня в России особенно остро стоит проблема развития инновационных социальных технологий в сфере физической культуры и спорта. Именно они будут содействовать становлению культуры досуга, культуры здорового образа жизни как фундамента конкурентоспособности в условиях рыночной экономики, основы для качественного роста уровня жизни граждан, их личного и профессионального развития.

Создание и внедрение нового всегда предполагает достижение относительного баланса между уже достигнутым и инновационным. Поэтому оптимизировать реализуемую стратегию развития физической культуры в среде современных студентов нужно путем изучения ресурсной базы, потребностей студенчества и механизмов закрепления новых приоритетов и ценностей в реализации жизненных стратегий. Не обойтись и без существенного повышения качества преподавания физической культуры в вузе. Чтобы актуализировать в сознании молодежи новые ценности, необходимо время, за которое будут закреплена устойчивая и осознанная мотивация на изменения. Здоровый образ жизни должен стать для молодых людей ценностью, вызывать интерес и желание повысить через эту ценность уровень жизни. После того, как будут созданы социальные условия для таких направленных изменений, цель станет достижимой и можно будет совершить переход к конкретным действиям. В формировании здорового образа жизни, который подразумевает соблюдение оптимального с точки зрения физиологии режима труда и отдыха, рациональный план питания, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил общественной и личной гигиены, психогигиены, охрану окружающей среды, полезные формы досуга, поведение самого человека имеет большее значение, нежели характер действующих на него факторов. Целью формирования здорового образа жизни человека является, прежде всего, процесс самоизменения личности, а только потом предметные знания, навыки, умения, которые развиваются в ходе обучения, профессиональной деятельности, приобретения жизненного опыта. Весомым компонентом здорового образа жизни выступает физическая активность.

Для формирования физической культуры важны практика, интересы, ценности, потребности субъекта, а также условия окружающей его среды. Можно выделить субъективные и объективные факторы, которые обеспечивают комплексное освоение базовых ценностей физической культуры. Рассмотрим каждую группу отдельно.

Объективные факторы – это свершившиеся, зафиксированные факты, которые мало зависят от внутренних интенций групп и личностей, которые тем или иным образом участвуют в процессе развития физической культуры, но все же влияют на этот процесс. К таким факторам можно отнести наличие у студента свободного времени, условия жизнедеятельности, материально-бытовые условия и социальное обеспечение, качество преподавания физической культуры в вузе, отношение к спорту в обществе и т. д. Объективные факторы играют роль базы для появления субъективных факторов – совокупности обстоятельств для отдельного индивида. Субъективные факторы проявляются в мотивации субъектов, которые участвуют в процессе развития физической культуры. В эту группу входят морально-волевые качества, ценностные установки и ориентации, потребности, интересы, мотивы студентов. Важны их индивидуальные особенности: какой у них пол, сколько им лет, в какой семье они живут, если ли у них ограничения к занятию спортом по здоровью, насколько они развиты физически и т. д. Интенсивно влияют на формирование физической культуры молодых людей такие субъективные факторы как спортивная политика на уровне государства, учебного заведения, общественных организаций, отношение к спорту в семье, среди друзей.

Социальная технология – это многоуровневая система. Единственным, объединяющим все ее элементы признаком выступает общность поля деятельности. От принципов построения такой системы зависит организация и содержание социальной технологии. В контексте данной работы как объект технологии рассматриваются ценностные ориентации студентов, которые частично изменяются в ходе усвоения норм физической культуры и здорового образа жизни. В качестве субъекта выступает институт физической культуры. Сама социальная технология изучается как инструмент воздействия на объект. Чтобы эта социальная технология успешно функционировала, требуется не только подходить к ней комплексно, но и постоянно отслеживать и анализировать происходящие изменения. Для этого осуществляется информационное обеспечение деятельности по созданию и развитию физической культуры студенчества, составляются рекомендации по оптимизации социальной технологии в целях более эффективной деятельности субъекта.

Разработка социальной технологии развития физической культуры в среде студентов может выполняться с использованием различных подходов и ресурсов. Но именно социология способна наиболее успешно справиться с интегративной функцией, которая связана с определением единого смыслового поля деятельности. Социологическая наука может не только теоретически обосновать актуальность деятельности по формированию физической культуры студенчества, но и разработать принципы и конкретные методики реализации данной деятельности.

Практическое исследование доказывает все возрастающую значимость проблем сохранения здоровья молодежи и развития у молодых людей мотивации к занятиям оздоровительными практиками. По физическому состоянию человеческого потенциала Россия серьезно отстает от передовых стран мирового сообщества. До сих пор не удается увести с периферии приоритетных направлений государственной политики национальную систему массового физического, нравственного и духовного оздоровления граждан, пропаганду здорового образа жизни, оперативный и качественный контроль за состоянием здоровья населения. Таким образом, становится очевидно, что решить проблему повышения значимости физической активности и здорового образа жизни в сознании молодежи можно только путем усиления комплексной организационной стратегии государства. При этом она должна выражаться не только в косвенной или прямой финансово-материальной поддержке сферы физической культуры и спорта, но и в принятии соответствующих законов.

Список литературы

  1. Смысловая саморегуляция отношения молодежи к образованию // III Чтения памяти В.Т. Лисовского: сборник научных трудов / Под ред. Т.К. Ростовской – М.: Изд-во Экон-Информ, 2020. С. 87-91.
  2. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодёжи в условиях нестабильного общества. М., 1998.
  3. Меренков А.В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007.
  4. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.
  5. Новокрещенов В.В. Взаимодействие сторон в управлении региональной системой физической культуры и спорта. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006.