УДК 616.1

Инновационные методы исследования функционального состояния студентов

Коркишко Ольга Владимировна – старший преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта Севастопольского государственного университета.

Мудрецова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта Севастопольского государственного университета.

Антонченко Надежда Васильевна – старший преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта Севастопольского государственного университета.

Жуков Максим Анатольевич – старший преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье изложены результаты применения комплекса физической реабилитации, состоящего из кардиоупражнений и бодифлекса, у студентов I-II курсов, с диагнозом вегето-сосудистой дистонией гипертензивного типа. Выявлен положительный эффект реабилитационного комплекса на показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы в группах юношей и девушек, отразившийся в снижении артериального давления и повышении адаптации кардиоваскулярной системы студентов к физическим нагрузкам.

Ключевые слова: реабилитация, студенты, вегето-сосудистая дистония, сердечно-сосудистая система.

Постановка проблемы. Анализ последних публикаций

В наше время возросла актуальность реабилитации так называемой функциональной патологии вегето-сосудистой дистонии (ВСД), заболевания, характеризующегося дисфункцией вегетативной нервной системы (ВНС) и функциональными нарушениями co cтороны многих систем организма. У студентов, c диагнозом ВСД, наблюдается нарушение ритма сердечной деятельности, мозгового и коронарного кровообращения, регуляции артериального давления, повышение утомляемости, снижение физической активности, повышение чувствительности адренорецепторного аппарата сосудов и сердца, что может привести к гипертонической и гипотонической болезни сердца, атеросклерозу [1]. Ранняя диагностика, своевременное лечение, реабилитация и профилактика являются предупреждающими факторами в развитии различных заболеваний сердца.

Человек способен справиться с большим объемом различного вида нагрузок и противостоять воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе и социальной. У молодежи нет достаточно хорошей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, и только с возрастом она увеличивается. Крайне небольшое количество школьников и студентов занимается физической культурой и спортом, повышающим их защитно-компенсаторные механизмы, что может сказываться на заболеваемости.

За долгое время изучения тела человека учеными выделено индивидуальное, групповое и общественное здоровье. Групповое здоровье определяется как здоровье определенной группы людей, в нашем случае, студентов, так как студенты связаны между собой особенностью учебного процесса. Одним из показателей группового здоровья является заболеваемость с временной утратой трудоспособности, зависящая от различных внутренних и внешних факторов. К таким внутренним факторам можно отнести состояние защитно-компенсаторных механизмов. Воздействие интенсивных и длительных неблагоприятных факторов внешней среды может привести к истощению или даже срыву этих механизмов, а это может проявиться в развитии заболеваний. Для молодежи такими внешними факторами могут являться повышенные физические и эмоциональные нагрузки, которые возникают у них в процессе обучения в вузе, особенно в первые годы, когда их организм еще не успел хорошо адаптироваться к новой для них системе обучения. Юноши созревают несколько позднее, чем девушки, поэтому можно предположить, что начало обучения для юношей будет протекать тяжелее с большими нарушениями защитно-компенсаторных реакций организма, а это, в свою очередь, может приводить к увеличению заболеваемости. Постепенно организм юношей “догоняет” в своем развитии женский организм и даже несколько его опережает, что будет проявляться в совершенствовании механизмов адаптации и противодействию возникновения болезней. Юноши больше занимаются физической культурой и спортом, имеют более крепкий и подготовленный организм, что играет не последнюю роль в этом процессе.

Здоровье человека зависит от большого числа факторов, важнейшим из которых является образ жизни. Состоит он из многих компонентов, к которым относятся отдых и режим труда, питание, наличие или отсутствие вредных привычек, физическое развитие, занятие спортом и многое другое. На состоянии здоровья населения большое влияние оказывает и экологическая ситуация в стране. Возрастание заболеваемости можно ожидать и по причине ее ухудшения, поэтому представляет определенный интерес анализ заболеваемости студенческой молодежи в динамике на протяжении нескольких лет. Кафедра СевГУ ИЯЭиП в течение нескольких лет анализирует заболеваемость студентов с помощью применения тестов. Кроме этого, проводился анализ заболеваемости по отдельным нозологическим формам. Студенты младших курсов обычно еще не успевают адаптироваться к новым условиям институтской жизни, так как обучение в вузе сильно отличается от школьного образования. Кроме того, перед поступлением в вуз школьники испытывали стресс, связанный со сдачей Единого Государственного Экзамена. Все это сопровождается большими эмоциональными, умственными нагрузками и проходило в короткие сроки без привычного, длительного летнего отдыха. Напряженное функционирование молодого организма может проявиться в снижении иммунных сил и ослаблении ответной реакции на неблагоприятные факторы внешней среды, а это может проявиться в виде возрастания заболеваемости.

Поступая в вуз, абитуриент попадает в совершенно новую для него обстановку из-за особенностей обучения, которые разительно отличаются от особенностей обучения в школе. Это все происходит на фоне изменения бытовых условий. Чем человек быстрее адаптируется к подобным ситуациям, тем меньше будет нарушаться его здоровье. К бытовым трудностям быстрее адаптируются девушки, так как многие из них и дома больше занимались устройством быта. Кроме того, созревание их организма, в частности, защитно-компенсаторных механизмов, происходит быстрее, чем у юношей, поэтому в первые годы обучения у девушек можно ожидать меньше болезней и стрессов. Представители женского пола в силу особенностей психо-эмоционального развития быстрее адаптируются к новому кругу общения и жизни в университете. Огромный объем информации, смена особенностей обучения и новые типы проверок знаний для студентов кажутся непривычными, что, несомненно, также негативно сказывается на их психологическом состоянии. Все это может привести к срыву защитно-компенсаторных реакций организма, а следствием этого может быть повышение заболеваемости. Более высокий уровень заболеваемости можно ожидать у юношей, так как женский организм в процессе эволюции с целью сохранения биологического вида выработал большую устойчивость ко многим неблагоприятным факторам.

Основной целью бодифлекса и кардио-упражнений являются как подтягивание мышц, так и увеличение энергичности и выносливости человека, что противодействует увеличению заболеваемости. Бодифлекс сжигает излишки жира (увеличивая доступ кислорода в организм, вы можете усваивать или сжигать в восемнадцать раз больше жира чем во время неаэробных упражнений) и одновременно подтягивает мышцы с помощью аэробного дыхания в комбинации с изометрическими, изотоническими и растягивающими позами. В конечном итоге, есть возможность избавиться не только от жировой массы, но и от пресловутых “сантиметров”. Главное - повысить тонус мышц, а не их массу. Культуристы увеличивают объем мышц с помощью силовых упражнений. Но посмотрев на их походку, вы заметите, что они не очень гибки и скорее похожи на шкаф. Все дело в том, что их мышцы укорочены и вздуты. Поэтому они так выпуклы. Бодифлекс удлиняет мышцы. Мы занимаемся бодифлексом, для того, чтобы увеличить доступ кислорода к клеткам нашего организма. Все физические упражнения основаны именно на этом принципе: нужно увеличить содержание кислорода в крови и направить обогащенную кислородом кровь в те места, где требуется ее помощь. Кровь – это система транспортировки кислорода, а кислород – это сжигающий жир ингредиент, который необходим нашему организму. Чтобы эффективнее сжигать жировые отложения, нам нужно просто увеличить доступ кислорода в организм.

Неглубокое дыхание лишает тело части жизненно необходимого кислорода и вызывает преждевременное старение. Люди, которым не хватает кислорода, ложатся спать усталыми и такими же просыпаются. Они страдают от головных болей, сердечно-сосудистых заболеваний, вегето-сосудистой дистонией, дисфункцией вегетативной нервной системы. Кислород играет важную роль в обмене веществ, улучшает кровообращение, усвоение питательных веществ, пищеварение, помогает очищать кровь, не давая ей заполниться строительным материалом клеток. Кардио-упражнения и бодифлекс обеспечивают достаточное количество кислорода организму, дают возможность восстановиться и укрепить иммунную систему, свою естественную защиту от болезней.

Известно, что свыше девяноста процентов энергии организма вырабатывается благодаря кислороду, и чем больше мы его получаем, тем больше будет энергии. Сегодня это особенно важно в связи с ухудшением экологической и эпидемиологической обстановки нашей планеты.

Цель работы: исследовать воздействие комплекса физической реабилитации на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы студентов I-II курсов с диагнозом ВСД гипертензивного типа.

Организация и методы исследования

Исследование проводили на базе кафедры физического воспитания Севастопольского Государственного Университета, Института Ядерной Энергии и Промышленности (СевГУ ИЯЭиП). В исследовании принимали участие 27 студентов специальной медицинской группы I-II курсов в возрасте 17-19 лет с диагнозом ВСД гипертензивного типа.

Обследуемые были разделены на две контрольные группы в соответствии с половой принадлежностью. В первую группу вошло 16 юношей, 17-19 лет болеющих ВСД по гипертензивному типу, во вторую группу вошли девушки того же возраста с аналогичным диагнозом.

С целью оптимизации сердечно-сосудистой деятельности было решено применить комплекс реабилитации (КР), состоящий из кардио-упражнений и бодифлекса, адаптированный для работников атомной промышленности. Комплекс состоял из упражнений, направленных на растяжение мышц в зонах лимфодренажа и повышение аэробной работоспособности.

Для объективизации эффекта, полученного в результате выполнения КР, измеряли частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (АДс) и диастолическое артериальное давление (АДд). Для определения уровня физической работоспособности и функционального состояния ССС рассчитывали показатели индекса Руфье и пробы Мартине.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью прикладных программ Microsoft Office Excel 2003 и Statistica 6.0.

Результаты исследования

Проведенный курс реабилитации вызвал существенные изменения в функциональном состоянии ССС, показателях физической работоспособности и степени адаптации ССС к физическим нагрузкам у обследуемых юношей (табл. 1).

Как свидетельствуют данные табл. 1, показатели ЧСС после курса реабилитации существенно снизились, так до курса реабилитации в группе юношей показатель ЧСС составил 78,8±1,8 уд./мин, а в конце курса стал равен 66,1±1,2 уд./мин, что на 15,6 % ниже исходного (р<0,001).

Предложенный комплекс физической реабилитации оказал существенное гипотензивное влияние на показатели ДДс, так до курса данный показатель составлял 153,7±1,9 мм рт. ст., что является пограничной артериальной гипертензией, после курса показатели АДс снизились до границ возрастной нормы для исследуемого контингента обследуемых и составили 125,0±1,9 мм рт. ст., что на 18,5% ниже исходных значений (р<0,001). Аналогичные изменения произошли с показателями АДд обследуемых юношей под влия­нием курса реабилитации показатель АДд снизился на 9,9%, с 91,7±1,3 мм рт ст. до 82,4±1,5 мм рт ст. (р<0.001).

Показатели физической работоспособности и адаптации ССС к физическим нагрузкам под воздействием курса кардио-упражнений и бодифлекса изменились следующим образом (табл. 1). Так, показатели индекса Руфье существенно улучшились на 43,0% с 11,3±0,5 у.е. до 6,3±0,5у.е. (р<0,01). Показатели пробы Мартине также существенно выросли - на 16,9% по отношению к исходным, и составили после курса реабилитации 44,9±1,8%, в сравнении с 55,2±2,3% до курса, соответственно (р<0,001).

В обследуемой группе девушек под влиянием курса реабилитации также был выявлен ряд сходных изменений (табл. 2).

По данным, представленным в табл. 2, показатели ЧСС под влиянием курса реабилитационных процедур снизились с 78,5±1,8 уд/мин до 69,7±1,2 уд/мин, что на 10,5% меньше исходной величины (р<0,001).

Показатели артериального давления у группы девушек, находящихся под влиянием курса реабилитации, изменились следующим образом: АДс понизилось на 15,7%, с 152,5±2,3 мм рт. ст. до 128,4±1,7 мм рт. ст. (р<0.001), АДд - на 5,0%, с 90,2±2,4 мм рт ст. до 85,2±1.6 мм рт. ст., относительно исходных, соответственно (р>0,05).

Показатели индекса Руфье, отражающего уровень адаптации ССС к физическим нагрузкам, увеличились на 27,6%, с 12,2±0,9 у. е., что является слабым уровнем адаптации, до удовлетворительного уровня 8,4±0,8 у. е. (р<0,01 ). Показатели пробы Мартине под влия­нием дозированных физических нагрузок возросли на 18,0%, с 57,5±2,0 % до 46,9±1.8% (р<0,001). Данные изменения характеризуют эффект экономизации деятельности ССС, снижение энергозатрат кислород-транспортной системы на обеспечение физической работы, вероятно, за счет оптимизации вегетативной регуляции сердечно-сосудистой деятельности.

При проведении сравнительного анализа влия­ния комплекса физической реабилитации в группах девушек и юношей были выявлены различия в его эффектах на состояние ССС и уровень адаптации к физическим нагрузкам, в зависимости от пола обсле­дуемых (табл. 3).

Показатели хронотропной функции миокарда, отражающиеся в показателях ЧСС в группах юношей и девушек выглядели следующим образом, показатель ЧСС в группе юношей после курса реабилитации составил 66,1±1,2 уд/мин, девушек – 69,7±1,3 уд./мин, в группе юношей данный показатель стал ниже на 5,5%.

Так, показатели артериального давления, достигшие в конце курса реабилитации нормальных значений в обеих группах не имели существенных различий между группами юношей и девушек (р>0,05).

Показатели индекса Руфье, в сравнительном аспекте, в группе юношей составили 6,3±0,5 у.е., данный показатель в группе девушек был равен 8,4±0,8 у.е., что ниже, чем у группы юношей на 32,5% (р<0,05). Показатели пробы Мартине в группе юношей были выше на 4,4%, однако данный факт не нашел статистического подтверждения (p>0,05).

Таблица 1. Влияние реабилитационного комплекса на функциональное состояние ССС у юношей 17-19 лет с диагнозом ВСД гипертензивного типа (n=16).

Показатели

X±SX

Δ %

t

p

До КР

После КР

ЧСС, уд./мин

78,8±1,8

66,1 ±1,2

15,6

5,89

<0,001

АДс, мм рт. ст.

153,7±1,9

125,0±1,9

18,5

10,67

<0,001

АДд, мм рт. ст.

91,7±1,3

82,4±1,5

9,9

4,70

<0,001

Индекс Руфье, (у.е.)

11,3±0,5

6,3±0,5

43,0

7,04

<0,001

Проба Мартине, %

55,2±2,3

44,9±1,8

16,9

3,53

<0,01

Таблица 2. Влияние реабилитационного комплекса на функциональное состояние ССС у девушек 17-19 лет с диагнозом ВСД гипертензивного типа (n=11).

Показатели

X±SX

Δ %

t

p

До КР

После КР

ЧСС, уд./мин

78,5±1,8

69,7±1,3

10,5

3,96

<0,001

АДс, мм рт. ст.

152,5±2,3

128,4±1,7

15,7

8,43

<0,001

АДд, мм рт. ст.

90,2±2,4

85,2±1,6

5,0

1,74

>0,05

Индекс Руфье, (у.е.)

12,2±0,9

8,4±0,8

27,6

3,17

<0,01

Проба Мартине, %

57,5±2,0

46,9±1,8

18,0

3,94

<0,001

Таблица 3. Сравнительный анализ влияния комплекса реабилитации на функциональное состояние ССС юношей и девушек 17-19 лет с диагнозом ВСД гипертензивного типа.

Показатели

X±SX

Δ %

t

p

Юноши

Девушки

ЧСС, уд./мин

66,1±1,2

69,7±1,3

5,5

2,03

>0,05

АДс, мм рт. ст.

125,0±1,9

128,4±1,7

2,7

1,3

>0,05

АДд, мм рт. ст.

82,4±1,5

85,2±1,6

3,3

1,28

>0,05

Индекс Руфье, (у.е.)

6,3±0,5

8,4±0,8

32,5

2,2

<0,05

Проба Мартине, %

44,9±1,8

46,9±1,8

4,4

0,78

>0,05

В общем и целом, курс физической реабилитации, основанный на сочетании кардио-упражнений и бодифлекса, оказал более выраженное влияние на группу студентов мужского пола с диагнозом ВСД по гипертензивному типу, чем на группу девушек, имеющим такой же диагноз. Полученные эффекты выражаются в значительном снижении показателей ЧСС и более высоком уровне адаптации ССС к физическим нагрузкам в группе юношей на фоне снижения артериального давления и повышения физической работоспособности в обеих группах. Вероятно, гормональный фон с преобладанием андрогенов способствует более высокому накоплению факторов долговременной адаптации как со стороны двигательной, так и СС системы.

На первом месте среди всех нозологических форм стояли болезни вегето-сосудистой дистонии, органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Занятия физической культурой, в частности, комплексы дыхательных упражнений бодифлекса, оказывают мощное оздоровительное воздействие, так как проводятся и в спортзале, и на свежем воздухе, на берегу моря, на спортплощадке. В настоящее время строится большое количество спортивных комплексов, но в силу ряда причин, в том числе экономического характера, они являются недоступными для большинства школьников, так как руководству таких комплексов экономически не выгодно пускать в них детей бесплатно или за символическую плату, они чаще используются для проведения культурно-массовых мероприятий, концертов и т.д.. Все это негативно сказывается на массовом спорте и здоровье школьников, а следствием этого является ухудшение здоровья детей, студентов, будущих родителей, что приводит к ухудшению здоровья нации в целом. Занятия физкультурой и спортом оказывают стимулирующее влияние на развитие всех органов и систем организма, в том числе СС систему, иммунную, что повышает устойчивость организма и препятствует возникновению болезней. Болезни нервной системы стоят на втором месте по частоте возникновения. Нервная система, в первую очередь, реагирует на изменившиеся условия жизни бывших школьников. Повышенные психо-физические нагрузки могут приводить к нарушениям в ее деятельности и срывам в функционировании всех органов и систем организма, что способствует стрессовому состоянию организма.

Любая болезнь приводит к пропускам занятий, снижению успеваемости, и в конечном счете, подготовке более слабого специалиста. Таким образом, основная цель, стоящая перед вузом, будет выполнена не качественно. Государству экономически не выгодно иметь слабых в профессиональном плане специалистов, да еще и требующих лечения. Чтобы избежать этого, при поступлении в вуз на высоком профессиональном уровне необходимо проводить профилактические осмотры всех студентов, для выявления групп «риска», с которыми нужно постоянно работать, с целью предупреждения возникновения заболеваний, (хронических в том числе). Таким образом, введение в штатное расписание специальных медицинских групп играет положительную роль в улучшении адаптации студентов к новой жизни. Улучшение жилищно-бытовых условий, строительства новых современных общежитий, организация рационального питания хорошо сказывается на здоровье и обучении. Проведение занятий по физической культуре на свежем воздухе является хорошей профилактикой заболеваний и дыхательной, и иммунной системы.

Выводы

  1. Исследуемый комплекс кардио-упражнений и бодифлекса оказал положительное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы обследуемых групп студентов, что отмечено в значительном снижении показателей частоты сердечных сокращений (p<0,001), систолического артериального давления (p<0,001), повышении уровня адаптации к физическим нагрузкам и физической работоспособности (0,001-0,01).
  2. Предложенный комплекс физической реабилитации оказал более выраженное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы в группе юношей, что выражалось в более низких значениях частоты сердечных сокращений и высокому уровню адаптации кардиоваскулярной системы (p<0,05-0,01) в сравнении с группoй девушек.

Перспективы дальнейших исследований

Предпoлагается провести aнaлиз влияния предлoженного комплекса реабилитации на состояние вегетативной регуляции ceрдeчно-сoсyдистoй деятельности студентов I-II курсов, больных вeгeтo-coсудистой дистoнией гипертензивного типа.

Список литературы

  1. Аникин В.В. Особенности нейроциркуляторной дистонии в подростковом возрасте. / В.В Аникин, А.А. Курочкин // Российский кардиологический журнал. – 1999. - №2. – С. 25-34.
  2. Бисмак Е.В. Комплексная физическая реабилитация женщин 21-35 лет, страдающих вегето-сосудистой дистонией по гипотоническому типу, на поликлиническом этапе реабилитации / Е.В. Бисмак // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн. тр. – Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2008, - №2. – С. 97-103.
  3. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение // [Под ред. А.М. Вейна.] – М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 749 с.
  4. Иванов С.Н. Нарушения вегетативного гомеостаза и периферическое кровообращение у подростков с нейроциркуляторной дистонией гипертензивного типа / С.Н. Иванов //Российский кардиологический журнал. – 2005. - №2. – С.47-51.
  5. Карпенко М.П. Психофизиологические, организационные и технические аспекты оздоровления студентов методами физической культуры и метеобарокоррекции / М.П. Карпенко, О.Я. Боксер, А.Л. Димова. – М.: СГА, 2003. – С. 26-30.
  6. Маценко О.П. Влияние физических упражнений на течение нейроциркуляторной дистонии / О.П. Маценко, Н.В. Степанова // Физ. Воспитание студ. творч. спец. – 2006. - №4. – С. 130-135.

Интересная статья? Поделись ей с другими: