УДК 72

Дизайн интерьера кинотеатра «Москва»

Микаелян Рузанна Тиграновна – аспирант Института искусств Национальной академии наук Армении; преподаватель Государственной академии художеств Армении.

Аннотация: Здание зимнего зала кинотеатра «Москва» занимает особое место среди зданий зрительного типа в Армении. Являясь первым многозальным кинотеатром в Советской Армении, он представляет собой великолепный образец конструктивистского стиля, отражающий не только архитектурные и конструктивные особенности этого стиля, но и новые подходы в интерьерных решениях, которые можно охарактеризовать как первую попытку создать полный стиль интерьера за счет выбора пластика, освещения, материала.

Ключевые слова: Кинотеатр, интерьер, фойе, кинозал, амфитеатр, дизайн, здание.

Введение

Здание кинотеатра «Москва» находится в конце 17 века. Трехнефная базилика Погос-Петрос, на улице Абовяна, на площади Шарля Азнавура. Несмотря на то, что в то время председатель Комитета по сохранению древностей А. Таманян был категорически против сноса церкви: приложил усилия для ее сохранения, однако здание было снесено. Результатом пятилетних переговоров стало то, что фрески, представляющие неоценимую историческую ценность церкви, были удалены по частям и перемещены по слоям, в том числе работы известного художника Нагаша Овнатаняна. Здание кинотеатра «Москва» спроектировано на этом же месте по проекту Георгия Кочара и Атома Ерканяна. Примечательно, что уже в 1928 году там же К. Алабян С. Еще один кинотеатр предполагалось построить по проекту Симиренцова, но этот проект не реализован. В 1933-1936 годах было построено нынешнее здание кинотеатра «Москва». Архитекторы Георгий Кочар տ Атом Ерканян, окончивший знаменитую школу ВХУТЕМАС, являются носителями идей этой школы, придерживаясь конструктивистского направления в архитектуре. Интересно, что еще во ВХУТЕМАСе студент Г. Кочару под руководством преподавателя Ладовского было поручено спроектировать кинотеатр. Чтобы усложнить задачу, архитектор выбрал узкое неудобное место, что позволило Кочару приобрести необходимые навыки проектирования кино. Кроме того, еще до строительства кинотеатра «Москва» архитекторы спроектировали уже несколько кинотеатров. Горг Кочар в Дилижане, Ванадзор, Тиран Ерканян в Алаверди. Примечательно, что Г. В связи с депортацией Кочара в Норильск в источниках 1950-х годов упоминается только имя Т. Ерканяна как автора здания кинотеатра «Москва». Источники еще в 1955 году снова упоминают двух архитекторов.

Методы

Исследование основано на описании объектов качественным методом, в соответствии с которым был проведен пошаговый анализ дизайна, зонирования, пространственных особенностей, стиля, общих деталей кинотеатров, технических фактурно-фактические особенности.

Результаты

Кино считается одним из лучших образцов конструктивизма. Перепроектированный несколько раз, он теряет некоторую чистую выразительность стиля в каждый период, но в конечном итоге вновь обретает функционалистско-конструктивистский облик. Фойе второго этажа претерпело наименьшие изменения, чего нельзя сказать о холлах. Кинотеатры сохранили свой функциональный дух, но, безусловно, изменились отдельные элементы, такие как экран и скамейки.

Основная часть

Важно отметить, что первая версия авторского проекта не получила одобрения, особенно из-за недостатков зонирования интерьера. Согласно этой версии, поток потоков в холле, холле, холлах был организован не полностью. Первая версия проекта была близка к рукам чистой конструктивистской архитектуры. Фактически, внешняя архитектура здания была гораздо важнее, чем внутренняя. Это происходило из идеологических особенностей того периода. Отказ от функционального метода в пользу архитектурно-прогнозируемых раскопок. Естественно, что эта критика, как уже упоминалось, была обусловлена идеологическими и политическими мотивами, а не художественными и техническими. Доказательством этого стал тот факт, что в 1960 году в архитектуре вернулись к функциональным идеям.

Редизайн

Впервые здание было реконструировано в 1960 году Г. Кочаром Т. По проекту Горгяна (рис. 2). Последний также будет соавтором летнего зала кинотеатра. В 1985 г. исполнилось 50 лет кинотеатру, по этому случаю кинотеатр был полностью переоборудован. Редизайн провели архитекторы института «Ер» проект »в лице Б. Арзуманян, А. Меликян, З. Тер-Закарян, А. – сказал Исраелян. Строительные работы вела строительная бригада треста «Еркишин». В рамках этого проекта были снесены документальный и детский кинотеатры на первом этаже, что расширило площадь фойе. Фойе второго этажа облицовано туфом и мрамором. В эстрадной секции В. Скульптура Атаяна "Муса իթ Ритм". Демонтируют сцену для довольно большого оркестра. Особое внимание уделяется разработке отдельных нестандартных элементов интерьера. Архитектор Ф. Для строительства особого фойе Асланян спроектировал стеклянную люстру с национальными элементами.

Планировка и зонирование в финальной версии

Кинотеатр «Москва» – это сооружение с четкими и комплексными планировочными решениями. На двух противоположных концах второго этажа находились кинозалы, между которыми одна из комнат, примыкающих к фойе и холлам, служила читальным залом, а другая – красным углом. На втором этаже перед фойе есть полукруглый балкон, который продолжается на первом этаже колонным крыльцом. Оба зала кинотеатра расположены на втором этаже в параллельном направлении. Первый этаж занимали холл и гардеробная. Изначально касса, как и все залы, располагалась на улице. После постройки здания особенно оценки, данные организаторами внутреннего убранства здания, были более чем положительными. В одном из источников 1937 года «Московское кино» принято считать первой регулярной грамотной попыткой разобраться в интерьере Советской Армении.

В то время в Советском Союзе организации интерьера отводилась второстепенная роль – архитекторы еще не поддерживали ее должным образом. В этом контексте используется грамотное решение активных, пассивных, разгрузочных потоков здания. Умело организовано зонирование интерьера, его схематичность, использование естественного-искусственного света, попытки использовать в интерьере скульптурные раскопки. Небольшой размер фойе, который позже был изменен, тоже тогда считался положительным. Зоны гардеробной, шкафа, холла критикуют за свои проточно-объемные особенности. Конструктивные и технические решения здания получили высокую оценку. Однако архитектура здания изначально характеризовалась как формалистическая, перегруженная декоративными деталями. Вопрос размещения постеров как в интерьере, так и в экстерьере проблематичен. Вначале для них не было места, поэтому они часто появляются на внутренних опорных колоннах или на главном фасаде. На различных фестивалях иногда закрывают колоннаду второго этажа. Кинотеатр «Москва» – символ армянской кинокультуры. Понятие кинотеатра часто приравнивают именно к этому зданию. Его богатое прошлое бесценно с точки зрения разработки дизайна интерьера.

Кинотеатры

Можно с уверенностью сказать, что Кинотеатр «Москва» был одним из первых многозальных кинотеатров в Советском Союзе. Залы построены с прямоугольной планировкой. Оба зала были рассчитаны на 700 мест, всего 1400 мест. Сегодня в кинотеатре уже 4 зала для гораздо меньшей аудитории.

Реконструкция кинотеатров: В 1985 году зрительные залы пополнились на 800 мест, а второй зал – на 1000 мест. Залы прямоугольные, состоят из сцены, ширмы, скамеек и ложи. Сегодня кинотеатр состоит из 491 красного (рис. 3), 350 красных, 49 красных залов и всего 35 мест в зрительном зале. Разрез: Бывший плоский кинотеатр приобретает необходимый наклон для удобства обзора человека. Зал представляет собой лоджию сложной схемы. Он состоит из центральной части – «угловой пилы». Вообще домики в кинотеатрах используются редко, так как наличие домиков усложняет установку кинокамеры. В синем зале ложа расположена только в центральной части зала, решена пластическими монументальными фигурами.

Потолок

Потолок наклонный, с одиночными и встроенными источниками освещения.

Макет и элементы

Оба экрана имеют разделительные линии с широкой ложей. В домике небольшие столики, диваны, расположенные в два ряда, также меняет размер экрана на более широкий. Прямо наверху лож находится кинотеатр с тремя маленькими окнами, рассчитанными на три разных кинопроектора. Красный и синий зал имеют сцену и широкий экран. Между «сценой» амфитеатра остается довольно много места.

Освещение и акустика

В этом зале удачно решается проблема искусственного освещения. Они организованы в продольной и продольной частях зала. До редизайна в залах стояли овальные футуристические абажуры, кадры которых сохранялись на пленке. Во время редизайна 1985 года были приняты меры по правильной организации акустики. Помимо художественного вида, неровная планировка стен выполняет определенную акустическую функцию. Разработана оптимальная система вентиляции, которая независимо от сезонных колебаний обеспечивает температуру в зале 22˚.

Актуальные цветовые решения. Самый большой из кинотеатров – «красный» зал, покрытый туфом. Скамейки красные, обтянуты тканью. Именно наличие ткани скамейки и напольного покрытия дополняет проблемный выбор акустического материала для покрытия стен. Напротив, выбор цвета камня создает в зале гармоничную стилистическую целостность. Синий зал покрыт более светлым цветом, с уникальным расположением туфа. Выбор материала стола не соответствует используемым материалам.

Вывод

В заключение можно сказать, что в советский период элементы национальной архитектуры преобладали в дизайне и архитектуре кинотеатров как в Средней Азии, так и в Армении, которые слились с модернистскими течениями, чтобы создать уникальный стиль. В постсоветский период на дизайн и архитектурные решения армянских кинотеатров повлияли современные стилистические направления ближневосточных кинотеатров, заимствовавшие опыт кинотеатров, построенных в развлекательных и торговых центрах.

Список литературы

  1. Арутюнян В.М, Асратян М.М., Меликян А.А., Ереван, М. 1968, с.183
  2. Кадырова Т.Ф. Архитектура советского Узбекистана. М.: изд. Стройиздат.1987.320с.
  3. Кацнельсон Ю.И., Азизов А.К., Высоцкий Е.М. Архитектура Советской Туркмении. М.: изд. Стройиздат.1987.303с.
  4. Мороз А.И. Заха Хадид. Архитектура нового времени. М.: изд. Эскмо.2019.284с.
  5. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана XX-ого века (развитие архитектурно-художественных форм). Москва-Алматы: изд. М-АРи. 2004.930с.
  6. Щербаков В.В., Быков В.Е.Архитектура кинотеатров. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре.1955.166с
  7. Щербаков В.В. Кинотеатры. М.: изд.Академия архитектуры СССР.1948.45с.
  8. Chris A. Architecture Technology and Process. Oxford .Architectural Press. 2004. 268p.