УДК 7.03

Супрематизм К. Малевича

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: «Мне стало ясно, что необходимо создать новые рамки чистой цветовой живописи, основанные на потребности в цвете, и, во-вторых, что цвет, в свою очередь, должен освободиться от живописной смеси, чтобы прийти к единству – к построению, как индивидуальному существу коллективной системы и индивидуальной независимости. Система строится во времени и пространстве, не завися от эстетической красоты, эмоций, настроений, какими бы они ни были; это скорее философская система, окрашенная новыми движениями моих представлений, как знания. Супрематизм на одном из своих этапов был чисто философским движением, познавательным движением через цвет, а на втором этапе – формой, которую можно применять, представляя собой новый стиль супрематического орнамента. Но она может проявляться в объектах как трансформация или воплощение в них пространства, удаляя целостность объекта из сознания» – считал Малевич.

Ключевые слова: художник, супрематизм, Малевич.

Малевич достигает своей цели. Он создает искусство воображения, которое выражает превосходство чистой чувственности в фигуративном искусстве. Новое искусство, корни которого уходят в духовные поиски, чтобы подчинить наблюдателя воспринимающей реальности, где единственным ориентиром является объект и ощущения, которые он вызывает. Формальным ориентиром этих работ является квадрат. Невесомые элементы с монохроматической матрицей, где картина побуждает к движению, ведь мобильность - основа современной жизни. Новые отношения с пространством, где живописный опыт выражается кодами, исходящими из собственной чувствительности.

В декабре 1915 года в галерее Надежды Добичиной в Санкт-Петербурге состоялась последняя выставка футуристов под названием "0.10". Малевич выставил 39 работ, распределенных по стенам комнаты в последовательности, прослеживающей взаимосвязи между выставленными картинами. Черный квадрат" отображается в верхнем углу одного из углов, наклоненного в сторону взгляда зрителя. В этом действии Малевич нарушает перспективу плоскостью фигуры, создавая состояние невесомости в остальных работах, которые словно «парят» в комнате.

Малевич впервые использовал понятие «реализм» в 1915 году в своем предварительном заявлении о рождении супрематизма. Его объявление о новом искусстве было представлено как визуально, через набор из 39 в основном невидимых картин, так и дискурсивно, через различные записи и заявления.

Эта выставка знаменует собой первое массовое знакомство публики с беспредметными работами Малевича. В ней он раскрывает концепции динамизма и энергии, которыми руководствуется в своей живописи, в соответствии с новыми научными теориями, выдвинутыми Эйнштейном и другими учеными.

Малевич продолжил свои исследования, экспериментируя с цветом в фигурах. Он попробовал красный супрематизм, сведенный к восьми прямоугольникам этого цвета, в котором фигуры, расположенные по диагонали, разного размера, способствуют ощущению невесомости. Он также попробовал себя в динамическом супрематизме, в котором он включил более сложные фигуры и расширил палитру цветов за счет синего, желтого, зеленого, белого и черного.

"Когда в начале 1920 года Малевич основал в Витебске UNOVIS (Утвердители нового искусства), он сознательно поставил перед собой задачу создать новый вид художественного образования с широкой целью применения принципов супрематизма к работе по проектированию нового мира. Малевич и коллектив UNOVIS, состоявший из Эль Лисицкого, Веры Ермолаевой, Нины Коган, Лазаря Хидекеля, Николая Суетина, Ильи Чашника, Льва Иудина, а также соратников Густава Клуциса и Алексея Крученых, воспринимали супрематические эксперименты не как конкретные проявления, а как пробные шаги к неизбежному, по их мнению, будущему: как радикальные жесты, присутствие которых будет способствовать рывку вперед. Эти исследования были теоретической деятельностью, которая за короткое время приобрела новаторскую силу и влияние на творческую энергию последующего авангарда. Целью было выполнение недостижимого обещания, появление глобального искусства формы, пространства и цвета, которое привело бы к идеальному слиянию искусства, технологии и общества. Это проявилось в коллективных проектах и публикациях художников. Среди них - машинописный альманах UNOVIS № 1, который был выпущен в 1920 году Малевичем и Лисицким, а также несколькими их учениками и коллегами. Эта публикация представила программу культурной реформы UNOVIS в серии эссе и заявлений об искусстве, художественном образовании, театре, музыке и поэзии.

Список литературы

  1. Егоров И. Казимир Малевич. Москва. 1990.
  2. Короткина Л. К. Малевич, П.Филонов и современность. Ленинград. 2001.

Интересная статья? Поделись ей с другими: