УДК 7.03

Жизнь и творчество И. Репина

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Русский художник, родился в Чугуеве (близ Харькова, на территории современной Украины) в 1844 году и умер в Куоккале (тогда находилась в Карелии, Финляндия, а сейчас известна как Репино, в российском регионе Санкт-Петербург) в 1930 году. Известный своим мастерством портретирования и умением изображать сцены с большой откровенностью, он считается одним из величайших мастеров реалистической живописи всех времен.

Ключевые слова: художник, Илья Репин.

Илья Репин родился в семье поселенцев, основанной отставным солдатом, и в юности получил ценное художественное образование у И. М. Бунакова, известного местного художника, славившегося среди соседей мастерством иконописи. В возрасте четырнадцати лет (1858) молодой Илья начал работать в мастерской этого мастера, у которого он постигал секреты ремесла и приобретал те реалистические вкусы, которые должны были задать ориентиры его собственному стилю.

На деньги, вырученные от продажи своих первых икон и портретов, Илья Репин переехал в Санкт-Петербург в 1863 году, решив поступить в престижную Санкт-Петербургскую Академию художеств. До этого он учился во второстепенной школе, где благодаря урокам мастера Крамского освоил основы, необходимые для поступления в Академию. Его приезд в прекрасный город на Неве совпал с кризисным периодом в этом знаменитом учебном заведении, вызванным тем, что четырнадцать молодых художников предпочли уйти, нежели подчиниться диктуемому мастерами требованию представлять работы мифологического содержания для получения диплома. Начинающие художники, виновники беспорядков, к которым с энтузиазмом присоединился молодой и импульсивный Репин, считали, что живопись должна отказаться от старых пережитков прошлого, чтобы иметь дело с повседневной реальностью людей на улице.

В соответствии с этим эстетическим критерием в мае 1870 года во время речной прогулки по Волге Репин сделал серию этюдов, которые по возвращении позволили ему создать один из первых шедевров - "Буксиры на Волге" (или "Волжские лодочники", 1870-1873), считающийся отправной точкой современной русской живописи. Однако еще до завершения этой картины он приятно удивил современников "Воскрешением дочери Иаира" (1870) - великолепным полотном, за которое он получил Золотую медаль Санкт-Петербургской Академии художеств, а также стипендию, включавшую право посещения различных зарубежных картинных галерей.

Прежде чем воспользоваться прерогативами этого гранта, Репин, уже зарекомендовавший себя как один из самых бурных представителей творческой молодежи своего времени, основал в Санкт-Петербурге объединение "Передвижники", открытое для молодых художников, протестовавших против жесткой строгости академической критики. Затем, став одним из великих обещаний русского искусства в конце 20 века, он решил, что пришло время воспользоваться грантом, который он получил за "Воскрешение дочери Иаира".

Поэтому он отправился в долгое путешествие по Европе, остановившись, в частности, в Риме, чтобы созерцать сокровища итальянской живописи эпохи Возрождения, барокко и неоклассицизма. Затем он переехал в Париж, где был настолько очарован художественным и интеллектуальным богатством французской столицы, что решил остаться там на длительный период (1872-76), в течение которого он значительно расширил свою технику и знания. Однако он оставался крепко привязанным к обычаям, идиосинкразиям и человеческим фигурам своей родины, которые никогда не переставали быть настоящими героями его живописных произведений.

По возвращении в Россию Илья Репин проехал через свой родной Чугуев и, сделав серию этюдов, на основе которых впоследствии создаст великолепную картину местной религиозности - "Крестный ход в Курской губернии" (1883), - отправился в Москву и поселился там на шесть лет (1876-1882). Вместе со старыми коллегами и друзьями, такими как Стасов и Крамской, у которых он брал уроки в 1863 году по приезде в Санкт-Петербург, Репин пытался закрепиться в официальной живописи и академической сфере; Но его неизменное стремление отражать на полотнах суровость повседневной жизни уже сделало его одним из самых ярких представителей искусства, которое, используя суровую правдивость реализма, обличало социальную несправедливость царского режима - в позиции, близкой к той, которую в мире литературы мог воплотить Достоевский (1821-1881) - что не способствовало его включению в официальные художественные институты. Устав от постоянного участия в дискуссиях и спорах, он покинул Москву и вернулся в Санкт-Петербург, откуда вновь предпринял несколько поездок по Европе (в 1883, 1889, 1894 и 1894 годах).

Список литературы

  1. Илья Репин : живопись, графика : [альбом / сост., авт. кат. и летописи жизни и творчества Н. А. Ватенина и др.]. — Ленинград : Аврора, [1988]. — 290 с.
  2. Новое о Репине : статьи и письма художника, воспоминания учеников и друзей, публикации / [ред.-сост. И. А. Бродский, В. Н. Москвинов]. — Ленинград : Художник РСФСР, 1969. — 436 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail