УДК 7.03

Жизнь и творчество Айвазовского

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии, черноморском порту, который, хотя и был небольшим, но в течение многих веков отличался космополитической торговлей. Отец Ивана Константин был армянским купцом, который потерял большую часть своего богатства, когда за пять лет до рождения Ивана город поразила чума.

Ключевые слова: художник, Иван Айвазовский, искусство.

Айвазовский, окрещенный Ованесом, армянская форма имени Иван, был младшим из трех сыновей и рос в небольшом одноэтажном доме на холме над портом, откуда открывался панорамный вид на море.

Шумный порт с его множеством языков был благодатной средой для роста, а бесконечная череда кораблей и моряков была постоянным напоминанием о широком мире. По семейным преданиям, юный Иван начал рисовать самоварным углем на побеленных стенах. То ли этими рисунками, то ли каким-то другим способом его талант привлек внимание друга отца, архитектора. Он дал мальчику уроки перспективы и показал получившиеся рисунки губернатору города, культурному и хорошо знакомому человеку, который открыл двери для талантливого молодого армянина.

Недельное путешествие шестнадцатилетнего Ивана в Петербург, через украинские степи в Москву и далее в великолепный город, переживающий свой золотой век, должно было показаться Айвазовскому большим прорывом. Он с удовольствием воспользовался этой возможностью, хотя обучение в Академии показалось ему жестко формальным, а социальные протоколы - непривычными. Сообщение о том, что он провел много времени в лазарете Академии с болями в груди, говорит о том, что Айвазовский был не совсем счастлив в Петербурге, но он много работал и лучше справился с давлением, когда его отдали в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева. Его новый учитель был скрипачом, как и Айвазовский (который сам научился играть в возрасте десяти лет), и интерес Воробьева к "атмосфере" в живописи понравился его молодому ученику.

После очередной командировки в качестве наблюдателя в военно-морскую часть, участвовавшую в стычках на Черноморском побережье, обучение Айвазовского в Европе началось при поддержке Академии, как часть его награды золотой медалью и в соответствии с практикой Академии посылать своих перспективных студентов в европейские столицы. Айвазовский провел время в Берлине, Вене и Риме, где прожил два года, в Италии он побывал в Венеции, Флоренции и Неаполе, а также в Голландии, Англии и полгода в Париже. В 1842 году он познакомился с английским художником Дж.М.У. Тернером, который в тот год жил в Риме, и Тернер очень восхищался технической точностью картин Айвазовского.

Художественная и интеллектуальная среда начала 1840-х годов, пока странствующий Айвазовский путешествовал, рисовал и впитывал в себя то, что делали другие художники, все еще находилась под сильным влиянием позднего романтизма, но уже намечался раскол между славянофилами и западниками, между теми, кто искал самобытные русские эстетические решения, и теми, кто хотел быть частью более крупных европейских течений в искусстве. В Италии Айвазовский познакомился и путешествовал с писателем Николаем Гоголем, убежденным славянофилом, чье провинциальное происхождение было схоже с происхождением художника. Оба они смирились с влиянием романтизма на европейское воображение, но если Гоголь в своих произведениях подрывал романтические притязания, то романтизм Айвазовского стал более полнокровным и экспансивным. Хотя знакомство с искусством Италии и Парижа отточило техническое мастерство Айвазовского, он впитал воздушность голландских морских пейзажей, атмосферную суматоху Тернера и принижение человека перед мощью природы в позднем романтизме.

Вернувшись в конце двадцатых годов в Россию, Айвазовский стал академиком Императорской Академии художеств. Он уже был более успешен, чем такие современники, как Алексей Тыранов, который написал его портрет в 1841 году. Он был назначен главным художником русского флота, что позволило ему создавать больше морских пейзажей, прибрежных сцен и морских сражений - его любимых тем. В 1845 году, после поездки в Константинополь, который он романтически воспринимал как духовную столицу своего мира, он поселился в своем родном городе Феодосии, где построил впечатляющий дом и студию и пользовался известностью, проведя там в 1846 году большую выставку своих работ. В 1847 году он стал профессором морской живописи в Академии, а в следующем году женился на Джулии Грейвс, английской гувернантке, от которой у него родились четыре дочери. Этот брак не был счастливым, и оседлая жизнь не обошлась без перерывов. С началом Крымской войны Айвазовский стал полезен как художник, рисующий захватывающие морские сцены, поэтому он снова последовал за флотом. По окончании войны он отправился в Париж и написал там двадцать пять картин, выставил их с большим успехом и многие продал. Французский император отметил его работу и общественное положение, наградив его орденом Почетного легиона, что было уникальным достижением для иностранного художника. Академик Айвазовский стал столпом российского художественного истеблишмента и частью европейской культурной элиты.

Список литературы

  1. Айвазовский. Живопись. - Л.: Советский художник, 2002. - 160 c.
  2. Айвазовский. Из собрания Феодосийской картинной галереи. -Москва.: СИНТЕГ, 2008. - 317