УДК 76.021
Стилистический приём «метафора» в литературе, искусстве и графике
Закс Анна Михайловна – студент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Аннотация: В литературе, искусстве, графике наиболее характерной стилистической единицей является метафора. Правильное умение применять этот стилистический приём заставляет автора импонировать зрителю или читателю. Метафора выступает связующим звеном в коммуникации автор – зритель, помогая автору наиболее полно донести художественный смысл его произведения. В то же время данный стилистический приём оставляет достаточно пространства для мысли читателю, позволяя ему, в своем восприятии, привнести новые оттенки смысла в работу автора.
Ключевые слова: метафора, графика, литература, искусство, авторская графика, стилистический троп.
Актуальность данной темы заключается в широком применении, общедоступности и популярности рассматриваемого стилистического приёма в разных видах искусства. «Метафора» может решить проблему стилистического однообразия, расширить возможности художественного языка, особенно, относительно графического изображения костюма.
Целью работы является изучение данного стилистического приёма для его дальнейшего использования в авторской графике. Данный приём обогатит и разнообразит авторский стиль. Изучив использование стилистического приёма «метафора» в литературе, искусстве и графике, определив его особенности и отличительные черты, можно сделать вывод о дальнейшем применении данного приёма в авторской графике.
Метaфора – это перенос нaзвания с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходствa в каком-либо отношении или по контрасту.
Применение стилистического приема «метафора» в литературе и искусстве
Метафорa является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Он основывается на сходстве предметов или явлений в самых разнообразных признаках и возникает из сопоставления, сравнения нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.
Чтобы появилaсь метафорa, находят общие точки соприкосновения двух предметов или явлений на основе их сходства.
Например:
- зеркало озера – зеркало как озеро;
- золотые руки – руки как золото;
- алмазные глаза – глаза как алмазы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, случайные сходства предметов [1]. Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы:дамская шляпка – шляпка гвоздя, копна сена – копна волос;
- цветовая близость:янтарные бусы – янтарный блеск; золотое кольцо – золотая листва;
- общность функции:дворники расчистили снег – автомобильные дворники; горит свеча – горит лампочка; сторож (охранник) – сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении:подошва обуви – подошва горы [2].
Рассмотрим примеры литературных метафор:
- и может быть – на мой закат печальныйблеснёт любовь улыбкою прощальной (А.С.Пушкин);
- нам дорога твоя отвага, огнёмдуша твоя полна (М.Ю. Лермонтов);
- пора золотаябыла, да сокрылась (А.Кольцов);
- осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать (Э. Рязанов);
- луна будет улыбатьсявесь вечер (А. Чехов);
- тоска необъятная жралаего, и безымянный червь точил его сердце (Н. Гоголь);
- и нaд серостью наших беседв дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет (Р. Рождественский);
- прaпорщики воткнулисьглазами в царя (А. Толстой) [3].
«Метафора – основная единица прекрасного, кирпичик, из которого складывается любое произведение искусства» - ,так о метафоре сказал испанский философ, публицист, социолог и эссеист Хосе Ортега-и-Гассет. Художник, писатель, поэт, живописец, деятель иного рода искусства – видит и осмысляет мир по-своему, преобразуя реальность через призму своего сознания, автор создает уникальные, яркие, образные произведения искусства. Преобразовать, показать реальность через свое видение творцу помогает приём «метафора» [4]. Например, как писал А.Толстой «Прaпорщики воткнулись глазами в царя». Применив метафору, автор передал жесткость взгляда прапорщиков, атмосферу и стиль, описываемого события.
Метафора, также, распространена в поэзии. С ее помощью автор создает ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях, которые и являются основой поэзии [5].
Примеры из Т.Элиота: «апатия сломанных копий», «замерзшее молчание» или «рубашки, сотканы из пламени». Молчание не мерзнет, а у копий отсутствуют какие-либо настроение, но тем не менее именно данное сочетание слов передаёт эмоцию, поэтическую образность.
Метафора в изобразительном искусстве – проявление философского склада ума художника, его сложной внутренней работы над собой и желание показать миру те мысли, образы, которые родились в его сознании. Живопись многих художников метафорична по своей основе – Моне, Гоген, Пикассо, Дали, Малевич. Рассмотрим, как применяется прием «метафора» на картине С. Дали «Сон» 1937 г., (рис. 1). Зрителю представлен мир через призму субъективного восприятия художника, не таким, каким он является на самом деле.
Наравне с живописью, прозой, поэзией, стилистический приём «метафора» используется в кинематографе. Так, например, в культовом фильме Люка Бессона «Леон», фикус стал метафорой главного героя. Именно кадр с заботой киллера Леона о цветке раскрывает героя с новой, неожиданной стороны. Последние минуты фильма девочка Матильда (также, главная героиня фильма), которую по воле судьбы защищал тот самый суровый Леон, после его гибели пересаживает цветок из горшка где-то в парке - таким образом, дав растению свободу, как и свободу душе Леона.
Ярким примером метофоры в скульптуре является "Маска скорби" – мемориал в Магадане, посвященный памяти жертв политических репрессий. Его высота составляет 15 метров (рис.2). В центре – скульптура стилизованное плачущее лицо, слезы на котором представляют собой маленькие маски. Правый глаз изображен в виде глаза с решеткой. А внутри самого монумента – копия тюремной камеры.
Применение стилистического приема «метафора» в авторской графике
Стилистический приём метафора наиболее интересно может найти свое воплощение в авторской графике.
При разработке новых решений в графике костюма, автор посредством метафоры, преобразовал цветок лилии в детали костюма на основе их сходства в пластике и форме. Цветок лилии наиболее точно и полно передаёт характер, настроение, атмосферу носителя коллекции по принципу схожести в утонченности и романтичности образа.
Таким образом, метафора обогатила авторскую графику, помогла полно донести художественный смысл изображения.
Рисунок. 1. С. Дали, картина «Сон» 1937 г. | Рисунок 2. Мемориал «Маска скорби». |
Рисунок 3. Применение стилистического приема «метафора» в авторской графике. |
Изучив применение стилистического приёма «метафора» в литературе, искусстве и графике, изучив его особенности и отличительные черты, можно сделать вывод о возможном применении данного приёма в авторской графике.
Список литературы
- Игошина Т. С. Метафора как средство художественной выразительности авторского искусства // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. №32. С. 134-140;
- Ортега-и-Гассет, Х. Две великие метафоры // Теория метафоры : сб. / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой ; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М. : Прогресс, 1990. С. 77;
- Лагута О.Н. Метафорология: теоретические аспекты / О.Н. Лагута; –Новосибирск: изд-во Новосибир. гос. ун-та, 2003. Ч. 1. С. 298;
- Рябых Е. Б. Фонетическая, грамматическая, графическая метафоры как вспомогательные способы репрезентации знаний о концептах // Вестник Тамбовского университета. 2012. №5. С. 75-78;
- Свиренко О.А. Метафора как код культуры: автореф. Дис. канд. филол. наук / О.А. Свиренко. 2002. С. 24.