УДК 76.021

Стилистический приём «метафора» в литературе, искусстве и графике

Закс Анна Михайловна – студент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: В литературе, искусстве, графике наиболее характерной стилистической единицей является метафора. Правильное умение применять этот стилистический приём заставляет автора импонировать зрителю или читателю. Метафора выступает связующим звеном в коммуникации автор – зритель, помогая автору наиболее полно донести художественный смысл его произведения. В то же время данный стилистический приём оставляет достаточно пространства для мысли читателю, позволяя ему, в своем восприятии, привнести новые оттенки смысла в работу автора.

Ключевые слова: метафора, графика, литература, искусство, авторская графика, стилистический троп.

Актуальность данной темы заключается в широком применении, общедоступности и популярности рассматриваемого стилистического приёма в разных видах искусства. «Метафора» может решить проблему стилистического однообразия, расширить возможности художественного языка, особенно, относительно графического изображения костюма.

Целью работы является изучение данного стилистического приёма для его дальнейшего использования в авторской графике. Данный приём обогатит и разнообразит авторский стиль. Изучив использование стилистического приёма «метафора» в литературе, искусстве и графике, определив его особенности и отличительные черты, можно сделать вывод о дальнейшем применении данного приёма в авторской графике.

Метaфора – это перенос нaзвания с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходствa в каком-либо отношении или по контрасту.

Применение стилистического приема «метафора» в литературе и искусстве

Метафорa является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Он основывается на сходстве предметов или явлений в самых разнообразных признаках и возникает из сопоставления, сравнения нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.

Чтобы появилaсь метафорa, находят общие точки соприкосновения двух предметов или явлений на основе их сходства.

Например:

  • зеркало озера – зеркало как озеро;
  • золотые руки – руки как золото;
  • алмазные глаза – глаза как алмазы.

Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, случайные сходства предметов [1]. Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:

  • подобие формы:дамская шляпка – шляпка гвоздя, копна сена – копна волос;
  • цветовая близость:янтарные бусы – янтарный блеск; золотое кольцо – золотая листва;
  • общность функции:дворники расчистили снег – автомобильные дворники; горит свеча – горит лампочка; сторож (охранник) – сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
  • похожесть в расположении:подошва обуви – подошва горы [2].

Рассмотрим примеры литературных метафор:

  • и может быть – на мой закат печальныйблеснёт любовь улыбкою прощальной (А.С.Пушкин);
  • нам дорога твоя отвага, огнёмдуша твоя полна (М.Ю. Лермонтов);
  • пора золотаябыла, да сокрылась (А.Кольцов);
  • осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать (Э. Рязанов);
  • луна будет улыбатьсявесь вечер (А. Чехов);
  • тоска необъятная жралаего, и безымянный червь точил его сердце (Н. Гоголь);
  • и нaд серостью наших беседв дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет (Р. Рождественский);
  • прaпорщики воткнулисьглазами в царя (А. Толстой) [3].

 «Метафора – основная единица прекрасного, кирпичик, из которого складывается любое произведение искусства» - ,так о метафоре сказал испанский философ, публицист, социолог и эссеист Хосе Ортега-и-Гассет. Художник, писатель, поэт, живописец, деятель иного рода искусства – видит и осмысляет мир по-своему, преобразуя реальность через призму своего сознания, автор создает уникальные, яркие, образные произведения искусства. Преобразовать, показать реальность через свое видение творцу помогает приём «метафора» [4]. Например, как писал А.Толстой «Прaпорщики воткнулись глазами в царя». Применив метафору, автор передал жесткость взгляда прапорщиков, атмосферу и стиль, описываемого события.

Метафора, также, распространена в поэзии. С ее помощью автор создает ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях, которые и являются основой поэзии [5].

Примеры из Т.Элиота: «апатия сломанных копий», «замерзшее молчание» или «рубашки, сотканы из пламени». Молчание не мерзнет, а у копий отсутствуют какие-либо настроение, но тем не менее именно данное сочетание слов передаёт эмоцию, поэтическую образность.

Метафора в изобразительном искусстве – проявление философского склада ума художника, его сложной внутренней работы над собой и желание показать миру те мысли, образы, которые родились в его сознании. Живопись многих художников метафорична по своей основе – Моне, Гоген, Пикассо, Дали, Малевич. Рассмотрим, как применяется прием «метафора» на картине С. Дали «Сон» 1937 г., (рис. 1). Зрителю представлен мир через призму субъективного восприятия художника, не таким, каким он является на самом деле.

Наравне с живописью, прозой, поэзией, стилистический приём «метафора» используется в кинематографе. Так, например, в культовом фильме Люка Бессона «Леон», фикус стал метафорой главного героя. Именно кадр с заботой киллера Леона о цветке раскрывает героя с новой, неожиданной стороны. Последние минуты фильма девочка Матильда (также, главная героиня фильма), которую по воле судьбы защищал тот самый суровый Леон, после его гибели пересаживает цветок из горшка где-то в парке - таким образом, дав растению свободу, как и свободу душе Леона.

Ярким примером метофоры в скульптуре является "Маска скорби" – мемориал в Магадане, посвященный памяти жертв политических репрессий. Его высота составляет 15 метров (рис.2). В центре – скульптура стилизованное плачущее лицо, слезы на котором представляют собой маленькие маски. Правый глаз изображен в виде глаза с решеткой. А внутри самого монумента – копия тюремной камеры.

Применение стилистического приема «метафора» в авторской графике

Стилистический приём метафора наиболее интересно может найти свое воплощение в авторской графике.

При разработке новых решений в графике костюма, автор посредством метафоры, преобразовал цветок лилии в детали костюма на основе их сходства в пластике и форме. Цветок лилии наиболее точно и полно передаёт характер, настроение, атмосферу носителя коллекции по принципу схожести в утонченности и романтичности образа.

Таким образом, метафора обогатила авторскую графику, помогла полно донести художественный смысл изображения.

image1 image2
Рисунок. 1. С. Дали, картина «Сон» 1937 г. Рисунок 2. Мемориал «Маска скорби».
image3 image4 image5
Рисунок 3. Применение стилистического приема «метафора» в авторской графике.

Изучив применение стилистического приёма «метафора» в литературе, искусстве и графике, изучив его особенности и отличительные черты, можно сделать вывод о возможном применении данного приёма в авторской графике.

Список литературы

  1. Игошина Т. С. Метафора как средство художественной выразительности авторского искусства // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. №32. С. 134-140;
  2. Ортега-и-Гассет, Х. Две великие метафоры // Теория метафоры : сб. / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой ; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М. : Прогресс, 1990. С. 77;
  3. Лагута О.Н. Метафорология: теоретические аспекты / О.Н. Лагута; –Новосибирск: изд-во Новосибир. гос. ун-та, 2003. Ч. 1. С. 298;
  4. Рябых Е. Б. Фонетическая, грамматическая, графическая метафоры как вспомогательные способы репрезентации знаний о концептах // Вестник Тамбовского университета. 2012. №5. С. 75-78;
  5. Свиренко О.А. Метафора как код культуры: автореф. Дис. канд. филол. наук / О.А. Свиренко. 2002. С. 24.

Интересная статья? Поделись ей с другими: