УДК 7.03
Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.
Аннотация: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828) – один из самых значительных живописцев в истории. Он создал более 1 800 произведений искусства – от декоративных картин до портретов испанской знати и скромных рабочих, заслужив репутацию одного из величайших художников современности. В 1793 году он заболел загадочной болезнью, последствия которой привели к радикальному изменению характера творчества художника. Он создал потрясающие произведения, иногда мрачные и полные боли, которые обогатили его наследие.
Ключевые слова: Гойя, живописец, искусство.
Гойя имел атлетическое телосложение и в молодости всегда был здоров, но когда он достиг зрелости, его жизнь ознаменовалась тремя большими и интенсивными периодами болезни, которые пронзили его тело и разум с такой силой, с какой горячий нож режет кусок масла.
Первая схватка состоялась зимой 1792-1793 годов и продолжалась несколько месяцев. В ноябре 1792 года Гойя тяжело заболел в Севилье в возрасте 47 лет. Согласно переписке Гойи со своим близким другом Мартином Сапатер-и-Клаверия, художник оставался прикованным к постели в течение двух месяцев.
Мартин Сапатер упрекал Гойю в отсутствии осторожности и здравого смысла, ссылаясь на известную распущенность художника, которая могла гарантировать ему нежелательное общество венерического заболевания. В марте 1793 года Гойе стало намного лучше в нескольких отношениях: зрение восстановилось, головокружение было забыто, и он начал передвигаться без труда. Однако, к сожалению, это было не все блаженное ликование, поскольку шумы в голове не прекращались, а вместе с недугом в жизнь художника вошла нежелательная глухота. Через некоторое время, проклиная печать, Гойя понял, что болезнь сделала его глухим.
В конце 1819 года Гойя пережил еще один порыв. Некоторые авторы утверждают, что Гойя страдал от тифа. Судя по симптомам, это возможно, хотя и не совсем понятно. В этот раз его лечил врач Эухенио Гарсия Арриета, который был специалистом по инфекционным заболеваниям.
Хорошая работа Арриеты спасла Гойю, который с благодарностью написал маслом картину «Гойя – своему врачу Аррите», на которой художник изображен на автопортрете, выглядящим страдающим, уязвимым, мрачным и почти агонизирующим, когда его крепко поддерживает врач. Внизу картины находится эпиграф, выражающий благодарность Гойи своему другу Арриете, который гласит:
"Гойя, благодарен своему другу Арриете: за умение и заботу, с которыми тот спас ему жизнь во время острой и опасной болезни, перенесенной в конце 1819 года, в возрасте семидесяти трех лет. Он написал ее в 1820 году.
Третье и последнее импито началось в 1825 году, когда у Гойи развилась опухоль в промежности и возникли урологические трудности. 20 декабря 1825 года Гойя признался Хоакину Ферреру, что все его подводит: зрение, рука, перо, и что единственное, чего у него в избытке, – это сила воли. Этот период закончился со смертью художника 16 апреля 1828 года.
В действительности причина его смерти неизвестна. Согласно информации, собранной из его переписки, в которой описаны симптомы, которыми он страдал, отмечаются различные патологии. Паралич слуховых нервов, вызвавший глухоту Гойи, мог иметь сифилитическое или токсическое происхождение. Однако единого мнения на этот счет нет, и список потенциальных причин смертности включает синдром Фогта-Коянаги-Харады (ВКХ) – также известный как увеоменингеальный синдром – синдром Когана, синдром Сусака, сифилис, малярию, желтую лихорадку, отравление хинином и отравление свинцом.
Список литературы