УДК 7.036

Эдгар Дега

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Импрессионизм сегодня является одним из самых увлекательных периодов в истории искусства и наиболее ценимым публикой. Об этом свидетельствуют многочисленные выставки, прошедшие в последние годы, главными героями которых являются работы Эдгара Дега, Гогена и Клода Моне, а также рекордные продажи их картин. В этой статье мы сосредоточимся на Эдгаре Дега (1834-1917), поскольку он является одним из представителей импрессионистской живописи и одним из самых известных художников этого движения.

Ключевые слова: Дега, импрессионизм, искусство.

Выходец из аристократической парижской семьи, в 1855 году он поступил в мастерскую Луи Ламота, ученика Ингреса, где получил блестящую академическую подготовку. Между 1856 и 1859 годами он путешествовал по Италии, изучая мастеров эпохи Возрождения. По возвращении в Париж, город, где он прожил до конца своих дней, он посвятил себя изображению тем современной парижской жизни.

Дега был связан с группой импрессионистов, но всегда считал себя, в определенной степени, антиимпрессионистом. Он считал себя художником-реалистом или натуралистом, учитывая его обучение рисованию в студии Луи Ламота. С другой стороны, он сосредоточился на изучении человеческого тела и никогда не интересовался пейзажем или живописью на пленэре. Он хотел работать не спонтанно, а более осознанно и контролируемо. Однако он также создавал пастельные пейзажи и иногда пейзажные этюды или изображения лошадиных скачек.

Он также не проявлял интереса к съемке меняющихся атмосферных условий, как его коллеги по движению. Однако верно то, что он разделил с ними влияние новых фотографических техник, короче говоря, запечатление движения. Так, в 1862 году художник изобразил скачки лошади с выраженным ритмом цветных пятен.

Художник внес оригинальное композиционное изобретение, отказавшись от традиционной рамки и заменив ее смещенной от центра композицией, в которой доминируют новые законы мгновенности. Его глаз художника воспринимал странные и неустойчивые позы, которые он без колебаний изображал на своих картинах. Более того, естественный свет его не интересовал, поэтому он экспериментировал с эффектами искусственного освещения.

Что касается техники, которую использовал художник, то он все чаще применял технику пастели. Пастель позволила ему создать парообразное и мимолетное впечатление. Вместе со своим другом-химиком Луиджи Чиалива Дега открыл фиксатор, который делал мел несмываемым.

Дега, копируя великих итальянских мастеров, составлял программу для импрессионистского изображения современной жизни. Он начал свои записи в 1859 году, но они не были опубликованы до 1921 года. В этих заметках содержался список предметов для изучения: музыканты, локомотивы, сигаретный дым, танцовщицы... все это позже появится в его работах. Первые полотна, которые он посвятил темам современной жизни, также сделали современность заразительной в его исполнении. Как мы уже упоминали, он использовал необычные точки зрения и композиции. Музыканты в оркестре – одно из таких изображений.

Художник культивировал темы, связанные с городской реальностью его окружения, – тему, над которой работали все художники движения. Театры, кафе и концерты были темами, постоянно представленными в его работах. Однако если художник и известен чем-то, так это своими вариациями на одну и ту же тему: танцовщицы. Интерес художника был направлен в первую очередь на сцены танца и его подготовку в репетиционных залах. В этих изображениях он старался передать движения танцоров как можно более естественно, почти как на фотографии.

Список литературы

  1. Могилевцев В.А. Образцы для копирования. Учебное пособие. СПБ.: 4арт, 2012. – 128 с.
  2. Прокофьев, Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». Гриф УМО МО РФ / Н. И. Прокофьев. - М. : Владос, 2010. – 158 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: