УДК 77.048

Использование программных средств при создании цифровых коллажей в «винтажном» стиле

Янкевич Ирина Геннадьевна – студент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию использования программных средств для создания цифровых коллажей в винтажном стиле. В качестве объекта исследования рассматриваются коллажи в винтажном стиле, а в качестве предмета исследования - программы и средства для создания цифровых коллажей на планшете iPad. Результатом проведенной работы явилась разработка плаката в данном стиле.

Ключевые слова: цифровой коллаж, винтажный стиль, планшет, программы, приёмы.

Важной составляющей любой рекламы какого-либо продукта (в том числе и из сферы моды) являются эмоция и идея. Общедоступность цифровых фотоаппаратов, легкость обработки снимков привели к тому, что теперь можно воплотить в жизнь идею не только посредством фотоснимка, но и создать нужную атмосферу с помощью специальных приложений на компьютере, телефоне и планшете. Сейчас в графическом дизайне набирает популярность возвращение к альтернативным методам печати, направление фризлайт, аналоговое фото и компьютерная имитация данных процессов.

Для компьютерной имитации требуется не меньше труда и знаний, чем для традиционного выполнения данных техник.

Коллаж – это прием, который предполагает соединение в одной композиции разнородных элементов. За последние 100 лет данный прием был значительно усовершенствован. Появились коллажи в разных стилях, в том числе и в винтажном. Винтажный стиль в коллаже в своей основе предполагает разные приемы застраивания изображения и использование образов прошлого: фотографий, купюр и т.д. Актуальность темы обусловлена тем, что винтажный стиль с самого начала 21-ого века является трендом во многих областях искусства, так как не ставит жестких рамок, а позволяет цитировать стили прошлых десятилетий, создавая при этом уникальный новый образ в современном пространстве, объединяясь с тенденциями нового времени. Сложность исполнения винтажного коллажа в том, что для его воплощения требуется создание изображений, которые напоминают или повторяют физические процессы, происходящие по прошествии времени.

В изобразительном искусстве данный прием применялся путём наклеивания на основу разных элементов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

«Распространение и совершенствование винтажной культуры сегодня становится влиятельным фактором модной индустрии, обнаруживая также глубокие связи с иными сферами, выражающими сознание современного общества с искусством, архитектурой, дизайном, музыкой, кинематографом, литературой, которые не могут развиваться без реминисценций прошлых десятилетий, неизбежно находясь «в поисках утраченного времени»» [3, с. 202-206].

В данном стиле работают многие современные дизайнеры.

Так, художник-коллажист Марек Хайдук (Marek Haiduk) использует в своих работах старые фотографии и добавляет цветные пятна. Оригинальность его произведений в том, что он фотографии прошлого века сочетает с современными абстрактными изображениями (рисунок 1).

Дизайнер Муханнад Шарида (Mohanad Shuraideh) - создатель "Vertigo Artography» экспериментирует, соединяя винтажные снимки из прошлого и известные символы нашего столетия (рисунок 2).

Тасико Окануэ (Tashiko Okanoue), японская художница, соединяющая черно-белые фото начала XX - го века c черно-белыми современными. Изображения интересно сочетаются друг с другом и становятся единым целым. Только по необычному расположению и размеру предметов в коллаже можно понять, что это не единая фотография, а произведение, собранное из разных фрагментов изображений (рисунок 3).

 Мария Румянцева, русский дизайнер, делает сюрреалистические и ироничные коллажи для журналов. Она собирает коллекцию самых разных книг, старых открыток, семейных фотографий и использует их в своих работах, сочетая их с абстрактными фигурами (рисунок 4). 

Реалистичное «ручное» воплощение текстурных или фактурных эффектов в изображениях коллажей в винтажном стиле с помощью специальных красок, продуктов питания или усиленного воздействия солнечного света, огня, земли – это трудоемкий и длительный процесс с до конца неизвестным результатом.

Но с помощью компьютерных программ можно добиться точного желаемого результата за более короткий промежуток времени, а программы для планшета еще больше упрощают процесс создания коллажа в винтажном стиле. В данном случае критерии простоты использования ресурсов и затраченного времени очень важны в работе современного дизайнера. Ниже перечислены популярные приложения для телефона и планшета, в которых можно сделать коллажи в винтажном стиле:

  • VSCO (одно из самых популярных приложений для обработки фотографий)
  • Photoshop Mix (мобильная замена компьютерной программы photoshop. В ней можно смешивать слои, вырезать и объединять элементы различных фотографий)
  • PicsArt (одно из самых популярных приложений на телефон для создания коллажей и графических элементов)
  • Procreate (самое популярное приложение для создания иллюстраций на планшете)

Рассмотрим этапы создания коллажа в винтажном стиле на примере работы современного дизайнера Маши Румянцевой (рисунок 4).

Этапы выполнения работы:

  1. Через интернет-ресурсы (в данном случае приложение Pinterest) нужно найти фото интерьера советской гостиницы, персонажей, изображение луны (рисунок 5).
  2. Сделать интерьер в черно-белом цвете с помощью приложения VSCO (фильтр В5 +5.7), добавить зернистости (она часто присутствует на старых фотографиях) с помощью инструмента зернистость (+4.5).
  3. Добавить поверх изображения голубое и желтое цветовые пятна с помощью приложения Procreate (чернила-студийное перо)( рисунок 6).
  4. Вырезать фото девочек с помощью инструмента ластик в приложении Procreate и затонировать с помощью карты градиента. Высветлить одну из девочек, как на примере брюк у мужчины с помошью ластика на 20% (рисунок 7).
  5. Добавить в изображение в том же приложении белые кляксы с помощью кисти «студийное перо». Добавить черных клякс с помощью кисти «студийное перо» и «сугроб».
  6. Увеличить контраст с помощью встроенного редактора в планшет функцией «точка черного» и закрасим вазу с помощью кисти «студийное перо» в приложении Procreate (рисунок 8).

Виды имитации техник винтажного коллажа будут меняться, так как каждый год появляются новые технологии. А в данной работе была рассмотрена технология создания коллажа в винтажном стиле на планшете ipad, так как он, на сегодняшний момент, является наиболее популярным инструментом для создания произведений среди дизайнеров и иллюстраторов XXI-го века.

1

Рисунки 1, 2, 3, 4.

2

Рисунки 5, 6, 7, 8.

Список литературы

  1. Вайнштейн О. Денди: Мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 640 с.
  2. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. 160 с.
  3. Козлова Е.Э. Винтаж-основной стиль постмодернистской эпохи воспроизводства модных образов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. № 1. C. 202-206.
  4. 10 коллажистов // lookatme.ru : сайт. 2011. 22 мар. URL: http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-other/119253-10-kollazhistov#comments (дата обращения: 10.05.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail