УДК 304.2

К вопросу о глобализации как историко-культурном явлении

Слесаренко Зарина Ринатовна – кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета. 

Аннотация: Данная статья посвящена осмыслению вопроса о глобализации как историко-культурном явлении. Особое внимание уделено трактовке понятия «глобализация» и генезиса этого явления. Цель работы заключается в историко-культурологическом анализе процессов глобализации, а также значимость глобализационных процессов для всего человечества. В результате работы было отмечено, что глобализация как историко-культурное явление, представляет собой единую интеграционную систему. Процессы глобализации породили различные конфликты и проблемы культурного, исторического, социального, политического и экономического характера. Решение этих проблем зависит от методов и совместных усилий всех стран и всего человечества.

Ключевые слова: глобализация, культурная глобализация, культура, интеграционные процессы.

Во второй половине XX столетия человечество столкнулось с проблемами глобального характера, от решения которых зависит существование цивилизации и людей. Понятие «глобальность» означает, что эти проблемы касаются каждого живущего на земле.

Слово «глобализация» происходит от латинского слова globus – шар, земной шар, глобус, которое согласно современным толкованиям [8] имеет несколько значений, в частности: охватывающий земной шар и масштабный.

До сих пор исследователи не могут определить, кому принадлежит первенство в изобретении термина «глобализация». По одним источникам, впервые это слово (в значении «интенсивная международная торговля») употребил К. Маркс, который в одном из писем Ф. Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась» [1]. Известно также, что термин «глобализация» впервые применил американец Т. Левитт в 1983 г. в своей статье «Гарвард бизнес ревью» [4]. А в 1985 г. Р. Робертсон представил толкование этого понятия, и позже в 1992 г. автор изложил основы своей концепции в книге «Что же такое глобализация?». Постепенно данный термин плотно вошел в научный оборот.

В настоящее время существует несколько точек зрения относительно трактовки понятия «глобализация». Так Теодор Левитт указывал на экономическую интерпретацию термину, где глобализация рассматривается как слияние рынков, имеющих дело с продукцией, производимой крупными многонациональными корпорациями. В свою очередь М.В. Маргелов [6] дает неэкономическую интерпретацию термина «глобализация», подчеркивающую усиление социальных связей мира в общеисторическом контексте.

Бывший генеральный директор ЮНЕСКО, Коитиро Мацуура [7] говорит о технологическом измерении глобализации, в котором главное внимание уделяется мировому масштабу распространения технологий. В. Кувалдин рассматривает глобализацию как «процесс формирования глобального человеческого сообщества», в центре которого находится «воссоздание родового единства человечества под воздействием мощных интеграционных процессов в различных сферах общественного бытия» [2].

Таким образом, совершенно очевидно, что наличие разных точек зрения к определению сущности глобализации детерминировано сферой применения данного понятия.

Что такое глобализация? Глобализация – это исторический и социокультурный процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками. Глобализация – это также процесс формирования глобального человеческого сообщества (большие и малые сообщества, государства и регионы, народы и цивилизации).

Некогда 2 октября 2002 г. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан в своем выступлении в Йельском университете просто и лаконично отметил: «Глобализация представляет собой то, что отличает нашу эпоху от всех предыдущих эпох. Под глобализацией принято понимать процесс расширения потоков товаров, услуг, капитала, технологий, информации, идей и рабочей силы на глобальном уровне под воздействием политики либерализации и технического прогресса… Разумеется, глобализация не является чем-то совершенно новым. На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди торговали, переезжали с места на место, осваивали новые территории и перемещались, и в ходе этого процесса происходили изменения как в тех местах, которые они покидали, так и в тех местах, в которые они прибывали. Нашу эпоху отличает от всех других степень взаимопроникновения, скорость, с которой происходят перемены, и порождаемый этим процессом широкий и все увеличивающийся разрыв между теми, кто охвачен глобализацией, и теми, кто ею не охвачен» [9].

Глобализация имеет свою предысторию. Некоторые ее зачатки мы можем проследить уже в период античности. В частности, Римская империя считалась одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур, а также появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья.

По мнению таких ведущих представителей истории экономики, как Эд. Майер, М.И. Ростовцев, с глобализационными процессами столкнулись Древняя Русь и Византия. В частности, интенсивная международная торговля в Средиземноморье исчезла вскоре после краха античного мира, и период ее отсутствия продолжался в течение VII–VIII вв. Но затем, в течение IX в., наблюдается постепенный рост международной торговли, которая охватывает не только восточное Средиземноморье (прежде всего, Византию), но и территорию Древней Руси [4]. Международная торговля между Византией, Русью и другими соседними странами, судя по археологии, достигла своего пика в X–XI вв. Об этом свидетельствует большое количество кладов и россыпей византийских монет, найденных на территории России и относящихся именно к указанному периоду [3]. Однако еще до этого, в IX в., глобализация охватила соседний регион – регион Поволжья, Каспия и государства арабского Востока. Основным торговым путем в торговле Руси с арабским Востоком и Закавказьем служила Волга и Каспийское море; и интенсивное использование этого торгового пути, судя по археологии, началось в последних десятилетиях VIII в.

Таким образом, в этот период параллельно развивались два процесса региональной глобализации. Один из них был связан с торговым путем Волга – Каспий, который начался уже в конце VIII в. и продолжался до конца X в. Второй был связан с торговым путем Средиземное и Черное моря – бассейны рек, впадающих в Черное море (Днепр, Дон, Днестр, Южный Буг), который начался во второй половине IX в. и продолжался до второй половины XII в. Первый из указанных торговых путей известен как «Из Варяг в Персы», второй – «Из Варяг в Греки».

Истоки глобализации обнаруживаются и в XII–XIII вв. в Западной Европе, когда одновременно с началом развития рыночных (капиталистических) отношений возникает бурный рост европейской торговли и формирование «европейской мировой экономики» (в соответствии с определением Валлерстайна) [5]. Затем после некоторого спада в XIV–XV вв. этот процесс продолжился в XVI–XVII вв., когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. Когда стали раздвигаться границы мира для отдельных стран и народов, они обнаружили, что окружены огромным количеством отличных от них культур. Тогда же началось изменение сознания тех сообществ, которые оказались втянуты в процесс открытия новых глобальных горизонтов – люди начинали мыслить не только своими местническими интересами, но и интересами мировыми – перспективами, которые включали в себя развитие и взаимодействие великого множества народов, находящихся на огромных расстояниях друг от друга. По всему миру начался процесс колонизации: испанские и португальские торговцы занялись колонизацией Америки, а голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией.

Следует отметить, что в XVIII в. Россия стала активно участвовать в процессах глобализации, начиная с реформ Петра Великого, который прорубив «окно в Европу», включил Россию и российское общество во всемирный исторический/политический и культурный процесс. В период правления Петра начинаются активные и весьма болезненные изменения в мировоззрении российского общества.

В XIX в. быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации.

В первые десятилетия XX в. процессы глобализации продолжались, чему не смогла помешать даже Первая мировая война. В целом за период с 1815 г. по 1914 г. объемы совокупного экспорта стран Европы выросли приблизительно в 40 раз. Но рост международной торговли продолжался и в 1920-е г., когда произошла даже некоторая либерализация внешней торговли западноевропейских стран. Резкий обвал международной торговли и свертывание глобализации произошли в 1930-е г., после начала Великой депрессии и введения ведущими западными державами в 1930–1931 гг. высоких импортных пошлин.

После Второй мировой войны глобализация развивалась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 г. занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГATT) – серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. В 1995 г. 75 участников ГATT образовали Всемирную торговую организацию (ВТО). С тех пор ещё 21 страна присоединилась к ВТО и 28 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении.

Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции. В 1992 г. Европейский союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений (официально «Договор о Европейском союзе», подписанный 7 февраля 1992 г. в городе Маастрихт (Нидерланды)). Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движения труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается между участниками Североамериканской зоны свободной торговли: США, Канадой и Мексикой. Большинство бывших республик СССР вступили после его распада в Содружество Независимых Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства.

В начале XXI в. глобализация вступила в стадию своего апогея, когда процесс усиления взаимосвязанности и взаимозависимости стран друг от друга мог бы завершиться объединением человечества.

Для культурной глобализации свойственно расширение культурных контактов в современном мире, а также общение народов. Однако открытые границы для культурного влияния и расширение культурного общения приводят, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, ее подъему на более высокую ступень развития, а с другой – к ее культурному истощению за счет стандартизации и унификации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.

Глобальную культуру нередко рассматривают как глобальную «вестернизацию», или «американизацию» других культур, подразумевая под этим распространение образцов американской массовой культуры («кока–колонизация», «макдональдизация»). Так, например, в России на прилавках детских магазинов практически не встречаются богатыри и русские царевны – в основном куклы Барби и конструкторы Лего. А главными героями современных российских малышей сегодня стали диснеевские принцессы и супермены. Голливуд выпускает огромное количество фильмов для мирового проката. Именно в США берут свое начало мировые всемирно известные корпорации: Advanced Micro Devices (AMD), Microsoft, Procter&Gamble, Intel, Pepsi, Apple и многие другие.

Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение всемирной сети Интернет. В настоящее время среди исследователей проводятся различные дискуссии относительно влияния и воздействие Интернета на современных людей.

Таким образом, глобализация – это историческое и культурное явления, в процессе которых мир представляется как единая система, где формируются человеческие сообщества (сближение народов, цивилизаций, государств). Процесс глобализации в современном мире противоречив и сложен, поскольку интеграционные процессы породили различные конфликты и проблемы культурного, исторического, социального, политического и экономического характера. Результат этих процессов зависит от методов, которыми будут использоваться в решении основных и насущных вопросах, а также от совместных усилий всех стран и всего человечества.

Список литературы

  1. Аттали, Ж. Карл Маркс: мировой дух / Ж. Аттали. – Москва: Молодая гвардия, 2008. – 406 с.
  2. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития: монография / М.С. Горбачев, А.Г. Арбатов, О.Т. Богомолов, [и др.]. – Москва: Альпина Паблишер, 2003. – 589 с.
  3. Кропоткин, В. В. Клады византийских монет на территории СССР / В. В. Кропаткин. – Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1962. – 93 с.
  4. Кузнецов В. Что такое глобализация? / В. Кузнецов // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – № 2. – С. 12–21.
  5. Кузовский, Ю. Глобализация и спираль истории / Ю. Кузовский. – Москва : Анима-Пресс, 2010. – 393 с.
  6. Маргелов М. В. «Глобализация» – превратности термина / М. В. Маргелов // США. Канада: Экономика, политика, культура. – 2003. – № 9. – С. 47–59.
  7. Медвеведова Е.И. Как появилась рыночная экономика и возможно ли она в современной России? / Е.И. Медведева. – Москва: М–Студио, 2010. – 92 с.
  8. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896 с.
  9. Паульман, В. История человечества (глазами политэконома) / В. Паульман. – URL: http://takya.ru/nuda/istoriya-chelovechestva-glazami-politekonoma (дата обращения: 25.04.2017). – Текст : электронный.